«Обучение правилам орфографии на уроках русского языка в начальных классах посредством реализации проблемного обучения»

Методы и формы работы над формированием орфографической зоркости в начальных классах

Часть 1.
Начало:

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой вида деятельности. На смену игре приходит учебная деятельность. Это новый и неизвестный вид деятельности, который может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки.
Зачастую ребенку в школе отводится роль не "учащегося", а "обучаемого", т.е. пассивная роль "незнайки" и "нумейки", которого знающие и умеющие взрослые всему научат, только добросовестно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что через некоторое время у части детей интерес пропадает. Они изнывают за парой. Невнятно бормочут у доски, пустыми глазами смотрят на учителя. Но как только прозвенит звонок с урока, такие дети преображаются. Здесь тебе и голос, и решительность, и смекалистость, и изобретательность. А секрет прост: ребенок из объекта деятельности превращается в субъекта, которому дана свобода творчества, изобретательности, выдумки. А ведь это именно то, без чего ребенок не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера.
Мотивация правописания в начальном обучении определяется не только целями, но и интересом к самому процессу обучения. Трудность в том, что орфография своим содержанием мало привлекательна, трудна для детей. Зачастую в тех классах, где отмечаются трудности в правописании возникает нервозная обстановка, растерянность перед трудностями. Там уже не остается места ни для усвоения выразительной системы языка, ни для творческой деятельности учащегося. Это неизбежно сказывается на общем развитии и языковой культуре детей.
Для мотивации правописания важно, чтобы учащиеся поняли его систему, его целесообразность. Думаю, что логику орфографической системы, ее стержень, можно дать учащимся благодаря:
1. Коммуникативному подходу:
а) к обучению вообще (продуктивному взаимоотношению учителя и ученика);
б) к обучению языку как средству общения, что включает в себя: - обучение средствам языка;
- обучение частноречевым умениям и навыкам;
- обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании);
- обучение умениям и навыкам на языке.
Выбору метода с учетом педагогической ситуации.
Академик М.P .Львов, ссылаясь на работы Скаткина считает, что наиболее приемлемыми являются:
а) догматический метод - моторное заучивание, без понимания; б) репродуктивный (воспроизведение усвоенного);
в) объяснительно - иллюстративный (понимание - примеры); г) продуктивный (применение полученных знаний);
д) частично - поисковый (моменты поиска);
е) проблемный;
ж) исследовательский.

Часть 2.

Хотелось бы поделиться опытом по формированию у младших школьников орфографической зоркости. Я давно и много работаю над этим: что помогает ребёнку включать в процесс запоминания зрительную память, материализовать орфографические понятия, развивать механическую и тактильную память. Орфографические понятия позволяют развивать наблюдательность, формируют умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
В процессе работы я пришла к более сжатым опорам-карточкам орфограмм.
Они изготовлены из картона и цветной бумаги. Цвет кружочков знаком детям по периоду обучения грамоте. Эти карточки я начала вводить сразу с появлением орфограмм в “Прописи”.
Ученики быстро запоминают трудные понятия, включают их в словарный багаж. У них быстрее формируется алгоритм ответа при комментированном письме.
Значение карточек-орфограмм:



Проверяемая безударная гласная


2.Непрперяемая безударная гласная




Заглавная буква


Ь – показатель мягкости













5. Сочетание жи-ши
Ча-ща
Чу-щу



Сочетания ЧК-ЧН




7. Предлог


8. Ъ – разделительный знак






















9. Парный согласный



10. Непроизносимый согласный
























После постепенного знакомства с карточками можно вводить их в подбор, сопоставление в виде дидактических игр. Дети очень любят работать в разных вариантах, например:
- соедини мелом слово с карточкой
- найди лишнее слово или карточку
- подбери слова к карточкам
- найдите в тексте слова с этими орфограммами.

Так же может быть и опрос, и «тихий ответ» индивидуального задания.

Часть 3.
Еще один прием работы для формирования орфографических заданий дома, а на первых порах при совместной работе с родителями.
Это задание такого типа:
- на заданную тему подобрать слова на определенные правила, например, тема: «Животные», «А.С. Пушкин», «К. Чуковский», «Времена года» и т.д.

Часть 4.

Можно использовать и тематические таблицы, которые развивают у учащегося познавательный интерес, ответственность, усидчивость, умение использовать дополнительную литературу и различные словари.
На первых порах эта работа выполняется в классе на примере любого текста на уроке чтения. Далее дети выполняют это дома, внося в эту работу творчество.
Проведенные исследования доказывают, что разработанная мною система формирования правописной и речевой грамотности на уроках русского языка более адаптирована к психологическим особенностям учащегося данной возрастной группы.
Результаты позволяют предположить, что в среднем звене ученики смогут на более высоком качественном уровне решать проблемы, связанные с изучением русского языка и литературы.

























Список используемой литературы:

Богоявленский Д.Н. «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах». М. 2007.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М. 2001.
Львов М.Р. «Обучение орфографии в начальных классах», журнал «Начальная школа» №7, 1986.























ТАБЛИЦА ОРФОГРАММЫ (Обезьяны)
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ «Ь» ЗНАК

БОЛЬШОЙ
ЗАПАХ
ВОДИТЬСЯ
УГОСТИТЬ
УГРОЖАЮЩИЙ
ДЕРЖАТЬ
СОХРАНЯТЬ


АКРОБАТКА
ДРУГ
ЗАПАС
ЗООПАРК
ТРУД
ОБРАЗ
ЛОВКОСТЬ
СТРЕЛЕЦ
СЕМЬЯ
ПОПРЫГУНЬЯ
ШАЛУНЬЯ
ЖИЛЬЕ
ОБЕЗЬЯНА
ОЖИВЛЕНИЕ


ЧК-ЧН
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,
ЖИ-ШИ

ШУТОЧНЫЙ
КРОШЕЧНЫЙ
МОЛОЧКО
ИГРУШЕЧКА
ПРИВЫЧКА
ОЧКИ
ОТЛИЧНО


АГРЕССИВНЫЙ
АКРОБАТ
БАНАН
ВИТАМИН
ВНИМАНИЕ
ВОЖДЬ
ВОСПИТЫВАЮТ


ШИМПАНЗЕ
ВЫЖИТЬ
ЖИВОТНЫЕ
КРИЧАТ
КАЧАЮТ
ЧАДО
УЧУЯЛ



СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ГЛАГОЛ

ОБЕЗЬЯНА
БАНАН
ВОЖАК
ДЕТЕНЫШ
МАЛЫШИ
БАСНЯ
ДЕТИ


ХРАБРЫЙ
ВКУСНЫЙ
СМЕЛЫЙ
ИНТЕРЕСНЫЙ
МАЛЕНЬКИЙ
КРАСИВЫЕ
ЛОВКИЕ



ЖИВЕТ
ЕСТЬ
ОХРАНЯЕТ
ШАЛЯТ
НРАВИТСЯ
ИГРАЮТ
ПРЫГАЮТ



ТЕМАТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА (ОБЕЗЬЯНЫ)

Значение слова.
Истоки.
Обезьяна, млекопитающее отряда приматов. Живут семейными группами или стадами. Иерархическая система подчинения.

Однокоренные слова.
Обезьяна – обезьянка, обезьяний, обезьянник, обезьянничать, собезьянничать, обезьянство, обезьянничество, обезьянина.

Сочетаемость слов.
Широконосые обезьяны. Узконосые обезьяны.

Синонимы.
Обезьяна - кривляка, гримасник, обезьянничать.

Антонимы.
Нет

Пословицы и поговорки.
Всякое дыхание хвалит господа.
Божья тварь, богу работает.
Вбою дракона с тигром, побеждает обезьяна.

Загадки.
Чьи ужимки без труда
Повторяет детвора.
Кто живет среди лиан,
Стая диких ... (обезьян)

Когда так говорят.
... Как обезьяна. (человек, склонный к подражанию другим, гримасник, кривляка).
Мартышкин труд. (бесполезная работа, напрасные старания ненужная работа).


Предложение и текст.
«Зеркало и Обезьяна» (басня И.Крылова)
«Обезьяна в горах» (басня Л.Толстого)
«Обезьяна и очки» (басня И. Крылова)







15