Конспект урока по русскому языку на тему: «Чередование гласных в корнях -лаг-//-лож-»

Русский язык, 5 класс
Тема: «Чередование гласных в корнях -лаг-//-лож-»
Учитель:Палаухина Н.Г.
МБОУ «Лесокамская ООШ»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1.Сформировать умение строить правила (на примере правила чередования гласных в корнях -лож-, -лаг)-.
2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -лож-, -лаг-.
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) шаги плана действий; 6) эталон.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.
Ход урока
СЛАЙД. Оргмомент: «Громко прозвенел звонок – начинается урок».
1.Мотивирование к учебной деятельности
СЛАЙД

· Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут слова древнегреческого мудреца Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать их на деле.»
- Как вы понимаете слова мудреца?

Сегодня на уроке новый материал, и вы сами сформулируете тему и создадите правило.
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА
· Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

2.Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

· С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
СЛАЙД «На прошлом уроке»
СЛАЙД

· Посмотрите на доску и выполните задание устно.
По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены в две группы?

Каникулы
Декабрь
Мороз
Иней
Снеговик
Деревья
Детвора
Зима

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике
· слова с проверяемыми гласными в корне.


· Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Снеговик – снег; детвора – дети; зима – зимы; деревья – дерево.)

· Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)

· Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

· Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)

· Следующее задание на внимательность:

СЛАЙД: «Четвертый лишний»






· Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. ( 3 слова одной строки с общим значением, одно из слов к ним не относится.)


· Проверим. ( «сложить», «слагать», «приложить»
· имеют общий компонент значения соединять’, значит, лишнее слово «осложнить»;
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

СЛАЙД

· Итак, все слова однокоренные, кроме одного.

Изложение, излагать, предложение
сложить, слагать, слагаемое


· Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)

· Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

· Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях?
(В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)

Задание на пробное действие:

· Объясните правописание гласных в корнях: -лож-, -лаг-;
СЛАЙД




· Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

· Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, правило, которым вы воспользовались.

3. Выявление места и причины затруднения

· Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

· Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях в корнях данных слов)
Установить закономерность.


Сделать вывод.


Создать эталон.



· В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

· Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

· Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4.Построение проекта выхода из затруднения

· Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корне -лож-, -лаг-; )

· Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)
Какое понятие вы будете использовать? (Чередование)

· Уточните тему урока. (Чередование гласных в корне -лож-, -лаг-)

· Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

· Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

· Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).

· Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.
Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:

-ЛАГ-, -ЛОЖ-:

А Г О Ж


СЛАЙД:
· А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне пишется А (О), если корень заканчивается на согласный ».
Ответы учащихся:
в корне -лаг- пишется А, так как корень заканчивается на Г; (так после корня есть суффикс А)
в корне -лож- пишется О, так как корень заканчивается на Ж; (так как после корня нет суффикса А)


· Вы абсолютно правильно сформулировали правило.

5. Реализация построенного проекта

· Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

· Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.
После ответов групп на доску вывешивается эталон:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
СЛАЙД

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

· Молодцы! Все группы справились с заданием.


· Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)
Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание
чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.
В результате в тетрадях должно быть записано:
СЛАЙД
Изложение, излагать, предложение
сложить, слагать, слагаемое

6. Первичное проговаривание во внешней речи

· Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корне -лож-, -лаг-; )

· В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:


1.Предл..гать

5.Прилгательное


2.Излгать

6.Излжение


3.Налгать

7.Полгается


4.Должить


8.Слжить



· Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы.
(Часть слов объясняется во внешней речи – 1,8, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах).

После работы учащиеся проверяют выполненное задание по эталону (образцу для проверки):


1.ПредлАгать

5.ПрилАгательное


2.ИзлАгать

6. ИзлОжение


3.НалАгать

7.ПолАгается


4.ДолОжить


8.СлОжить




· В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

· Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

· Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
– Прочитайте слова СЛАЙД




– У вас на партах лежат карточки с таблицами:
ЛАГ
ЛОЖ






· Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной.

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:

ЛАГ

ЛОЖ


Возлагать
Слагаемое
располагать

предложение
расположение
положение
приложить
возложение





· В каком месте возникло затруднение?

· Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

· У кого задание не вызвало затруднений?

· Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение

· Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)


· Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

· Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы – это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)

· Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова – вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
Дорога – путь.
Еда – пища, кушанье.
Ложь – обман.
Крохотный – маленький.
Веселье – радость.
Алфавит – азбука

· Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Вы должны будете графически объяснять выбор буквы в корне. Не забудьте об исключениях. Задание понятно? (Да.) Отвечать будете по цепочке.

Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.
1)Добавление к чему-нибудь, например, к журналу. (Приложение.)
2)Сообщать свои мысли. (Излагать.)
3)Устроиться где-нибудь на отдых. (Расположиться.)
4)Догадка, предварительная мысль. (Предположение.)
5)Хорошее отношение к кому-нибудь (расположение)
6)Число, которое складывается с другим с помощью сложения (слагаемое)
7)Синоним слова ПЕРЕСКАЗ (изложение)

СЛАЙД, СЛАЙД 9. Рефлексия учебной деятельности

· Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!

· Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней ЛАГ // ЛОЖ; )

· Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?

· Вы достигли поставленной цели?

· В чем у вас было затруднение?

· Как вы открывали новое знание?

· Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Красная карточка означает положительный ответ (согласие), зелёная карточка – сомнение (неуверенность), синяя карточка – отрицательный ответ (несогласие). Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
















– Молодцы! СЛАЙД
Скажи себе:
«Я молодец! Я думал.
Я старался. Я совершал открытия.»


СЛАЙД «Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание»
Домашнее задание: Заполнить таблицу- в пустые графы впишите примеры, графически объясняя выбор буквы в корне
-ЛАГ-
-ЛОЖ-




 Изл_гать содержание; хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательных; написать изл_жение; сл_гаемые числа; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем, предл_гать помощь, трудное пол_жение, пол_гаться на друга.
СЛАЙД Молодцы! Спасибо за урок.
































13PAGE 15


13PAGE 14715




Изложение, излагать, обложка, предложение
сложить, слагать, осложнить, слагаемое.


-ЛАГ-, -ЛОЖ-,



Предлжение, возлгать, располжение, полжение, слгаемое, прилжить, располгать, возлжение



· Я знаю, какие гласные чередуются в корнях: ЛАГ // ЛОЖ; .

· Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – А.

· Я могу объяснить, от чего зависит написание О, от чего зависит написание А в данных корнях.

· В самостоятельной работе у меня все получилось.

· Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

· Я сегодня открывал новое знание
Я был сегодня в учебной деятельности

· Я доволен своей работой на уроке.





15