Статья. Использование игровых технологий в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38 г. Орска»
имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева
















Учитель начальных классов
Глебова Евгения Юрьевна



Введение
 Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта второго поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда. От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Целью  моей  работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:  - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком; - развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить;
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах; - развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Основная часть
Инновационный подход к организации обучения одно из приоритетных направлений усовершенствования предметной методики. Он предполагает создание условий для ценностно-ориентированного воспитания и развития основных сфер личности ученика. Основой для этого является внедрение в практику современных образовательных технологий, активизирующих познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся.
В настоящее время в учебном процессе я использую четыре современные образовательные технологии (Рис.1).
   Рис.1. Современные инновационные образовательные технологии. Использование проектного обучения, позволяет мне вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Участники проекта делятся на несколько групп, каждая группа собирает информацию по своему плану, что позволяет оценить какой – либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта воспитанники изучают обширный материал, проводят анкетирование, выпускают газеты, буклеты, информационные листки. Свои выступления каждая группа старается сделать содержательными и интересными, выбирая различные формы для презентации. Затем обучающиеся защищают свои проекты на уроке. Проблемное обучение используется мною как совместная поисковая деятельность его субъектов, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путем решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта. Информационно-коммуникационные технологии применяю для проведения тестирования, создания мультимедийных презентаций, поиска информации в Интернете, использую программы Word, PowerPoint.
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.
Данный вид игры представляет собой сложное,многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.
Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Существует три типа дидактических игр, используемых педагогами в процессе обучения в начальной школе.
Игры - задания (социоигровое приобщение к делу)
Игры- разминки (ситуация успеха).
Игры - упражнения (художественно - исполнительский результат).
Игры - задания.
В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в своё время, каждый на своём месте, каждый после кого-то или перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом. Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны, работают на достижение основных образовательных целей.
Игры - разминки.
Всеобще-доступны, азартны, порой смешны, несерьёзны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоёмкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряжённости.
Игры упражнения.
Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.
Представляем описание некоторых дидактических игр с учетом их типологии, используемых при обучении младших школьников. Данные игры универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во время занятий группы продленного дня, динамических часов.
Игры – задания
«Видимо - невидимо»
(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме). Технология.
1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.
2. Учитель вывешивает или располагает на столе плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все запомнившиеся слова
3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений,
защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).
Примеры:
русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные;
парные согласные;
литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
окружающий мир - растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных пунктов;

«Волшебная палочка»
(Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).
Технология.
1. Ученики сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.
2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.
3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.
4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.
«Шапка» вопросов
(Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения ивзаимосвязи детей друг с другом).
Технология.
1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста; вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать; вопрос, по выяснению мнения в сравнение со своим).
2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего,не знающего.
3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.
4. Идет обсуждение - интересный, не интересный вопрос (ответ).
5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.
«Разрезанная открытка»
(Ненавязанная жеребьевка, объединение в группы)
Технология.
1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и дети выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части перемешиваются).
2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.
«План – карта», «Слепой капитан»
Технология.
1. Учитель дает детям план-карту, в котором указан порядок выполнения заданий, действий, входе которых найдется или откроется нечто важное.
2. Такие план-карты дети в последствии могут составлять сами.
«Пишущая машинка
(Диктант в группе)
Технология.
1. Учитель диктует текст или слова. Дети записывают на листочке поочереди слово за словом или фразу за фразой, передавая листочек по кругу.
2. Взаимообмен листочками. Проверка. Оценивание. Выводы. Устранение недоразумений.

«Ключ»
(Один из видов шпаргалок)
Технология.
1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)
2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.
«Слухач»
(Словарный диктант)
Технология.
1. Цветовые карточки (слово или предложение разрезается на слоги, слова и отмечается одним цветом).
2. Выходят дети «слухачи» по одному от каждой команды.
3. Каждая команда получает по одной части карточки и проговаривает в слух - вместе эту часть (слово или слог).
4. «Слухач» обходит все группы. Слушает. Воссоздает услышанное, доносит до своей команды и диктует. Дети записывают.
5. Взаимопроверка, обсуждение, оценивание.


Игры-разминки.
«Руки-ноги»
(Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции. Преимущество: крупная смена поз).

Инструкция.
1) Один хлопок - команда рукам (их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда ногам (нужно сесть или встать)
2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идёт моментальное включение.
«Японская машинка»
Инструкция
1) 2 хлопка в ладоши,
2 хлопка перекрест по плечам 2 хлопка перекрест по коленям 2 перешагивания, поворот в прыжке (убыстряя темп)
2) Произносится задание учителя, называется номер ученика (каждый заранее знает свой номер). Ученик выполняет задание и называет другой номер. Пример: одушевлённые существительные № 11.
«Встать по пальцам»
Инструкция.
1) Исходное положение - все сидят. Учитель, отвернувшись, поднимает над головой пальцы.
2) Дети на каждом ряду должны посчитать, сколько человек должны встать. И молча встают.
3) Учитель считает: «Раз, два, три, замри». Поворачивается. На каждом ряду должны стоять показанное количество человек.
«Заводные человечки»
Инструкция.
Это заводные человечки. Они делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, повторяют позы несколько раз по порядку номеров. Потом учитель называет номера вразброс, а дети повторяют позы по названным схемам.

« Эхо»
Инструкция.
1) Учитель говорит фразу, строку из стихотворения, строку из правила, делая хлопки в определённом темпе.
2) Дети по рядам или всем классом повторяют в том же темпе, с той же интонацией, с теми же логическими ударениями.
Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе.
Совместная работа часто требует умения быть самостоятельным и умения подчиняться. Это важный навык подчинение общему ритму.
Поддержание дисциплины.
Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. При грамотном осуществлении традиционных форм они практически становятся игровыми.
Пример: групповая работа. Подходит время сдачи продукта. Шум, перекричать невозможно.
Бубня под нос: кто меня слышит, поднимите правую руку, кто меня слышит поднимите левую руку ,кто меня видит встаньте и т. д. по 2 раза каждую фразу.

Игры - упражнения.
«Загадки»(придумывание загадок на определённую тему, по определённому типу, алгоритму).
«Творческие задачи»(по теме урока даётся задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)
«Сценки с пропусками» (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называют их, а другие - записывают).
«3амри, запомни, повтори»(3апоминастся ряд слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).
«Повтори, дополни, отличись»
( Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).
«Так и не так»
(Ученики анализируют два продукта противоположных по изображению, объяснению, написанию и определяют «так или не так». Или сами создают два продукта, которые противоположны и можно сказать «так или не так»).
«Спецы» (Вариант усложнённого коллективного сочинения).
1) Учитель рассказывает историю, только делает пропуски. В эти пропуски дети должны вставить слова на заданную тему (только глаголы, существительные, прилагательные, словарные слова и т.д.).
2) Главное не ошибаться.
«Федот, да не тот»
1) Учитель кладет в «шапку» записки с названием предмета, понятия.
2) Один ученик тянет записку и опрашивает 3-х по желанию. «На что похоже?»
3) После того, как все скажут свою гипотезу. Читается слово в записке. Каждый из 3-х доказывает, что действительно похоже на то, что он сказал.
4) Кто не может ответить - Федот, да не тот ищет признак, на что похоже и водит в игре. «Растеряхи»
1) Одна группа готовит текст или правило, или алгоритм с пропущенными элементами по теме или свободные пропуски.

Игра «Выиграй миллион».
Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания. Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.
Оборудование: карточки.
Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.
Условия игры: Выбери верное утверждение
1 карточка : Сколько ног у стрекозы?
2, 4, 6
2 карточка : У каких животных тело покрыто чешуёй?
Птицы
Рыбы
Насекомые
3 карточка : Какие птицы не летают?
Воробей
Голубь
Страус
4 карточка: Чем покрыто тело птиц?
Шерсть
Чешуя
Перо
5 карточка: На что похожа наша планета?
Тарелка Шар Обруч
Все виды тематических пауз: «Летает, не летает», «Хлопни, если услышишь», «Не подведи».
Игровыми могут быть не только ситуации на уроке, но и весь урок в целом. Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил.
1. Предварительная подготовка. Обсуждение вопросов и форма проведения.
Распределение ролей.
2. Оформление кабинета. Подготовка атрибутов.
3. Обязательная констатация результата игры.
4. Определение компетентного жюри.
Например: МОРСКОЙ БОЙ. Интеллектуальная игра по русскому языку.
ПРАВИЛА.


А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К

1


Х
Х




Х


2
Х





Х

Х


3
Х


Х




Х


4
Х










5











6


Х
Х


Х
Х
Х
Х

7











8


Х








9




Х
Х

Х



10












На игровом поле 10 кораблей: 4 – однопалубных, 3 – двупалубные, 2 – трехпалубные, 1 – четырехпалубные. Команды ходят по очереди. «Мимо» – команда пропускает ход, «ранил», «убил» - команды выполняют задание, очки получает та команда, которая верно выполнила задание. На выполнение задания даётся 1 минута.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОДНОПАЛУБНЫХ КОРАБЛЕЙ.

Составьте «змейку» из словарных слов. Начало следующего слова – это последняя буква предыдущего. Победит та команда, у которой «змейка» будет длиннее.

«Предмет – признак». К данным существительным запишите однокоренные прилагательные.

Река – речной
Честь – честный
Век – вековой

Радость – радостный
Печь – печной
Ясность – ясный

Вкус – вкусный
Небеса – небесный
Капуста – капустный

Рука – ручной
Мука – мучной
Срок – срочный

Грусть – грустный
Место – местный
Опасность – опасный

Ужас – ужасный
Чудеса – чудесный
Известность – известный

Звук – звуковой
Молоко – молочный
Удача – удачный

Сенокос – сенокосный
Прелесть – прелестный
Звезды – звездный


Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’].
(дождь, тетрадь, форель, трель, лестница, болезнь)

«Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже).
(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДВУХПАЛУБНЫХ КОРАБЛЕЙ.
Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

В поля, не кошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.


Варкалось.
Хливки и шорьки
Пыряли по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик,
А в гуще рымит исполин –
Злопастый Брандышмыг!


Собери пословицу.

1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим

2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой

3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз

4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят

5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в

6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь

( В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)
«Перекрёстки»
а



а
- садовый цветок (астра)


а

а

- жвачное млекопитающее (баран)



а


- сочетание слов (фраза)


а

а

- смотр войск (парад)

а



а
- одноклеточный организм (амеба)


(олово) тяжелый металл –
о



о

(сокол) хищная птица –

о

о


(крона) часть дерева –


о



(потоп) наводнение –

о

о


(озёро) водоём –
о



о


Шарады.
Наш первый слог тот отгадает,
Кто ноты хоть немного знает.
Второй и третий – оленя украшают.
А целое – нередко сил лишает. (до-рога)

Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит. (ш-мель)

Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целое – птицей называется. (сор-ока)

Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое на боб похоже. (фа-соль)

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. (кар-тина)

Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (за-дача)

«Дружная семейка». На каждую букву написанного по вертикали слова подберите дружную семейку.
Л
-
прилагательное,
(Лесной)

И
-
союз,
(И, или)

Т
-
существительное,
(Тигр)

Е
-
глагол,
(Ездить)

Р
-
прилагательное,
(Речной)

А
-
существительное,
(Арбуз)

Т
-
местоимение,
(Ты, тот)

У
-
предлог,
(У)

Р
-
глагол,
(Рычать)

А
-
союз,
(А )


«Лесенка». Составьте лесенку слов на букву «м», чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.

М








Мы

М








Мир

М








Мозг

М








Мешок

М








Молоко

М








Морошка

М








Музыкант

М








Мороженое


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЁХПАЛУБНЫХ КОРАБЛЕЙ.
Отгадай слово
корень в слове снежинка приставка в слове посмотрел
приставка в слове подъехали корень в слове дороженька
суффикс в слове лесник суффикс в слове лыжник (подорожник)
окончание в слове ученики (подснежники)

Ребус. Прочитайте предложение










(Валя и Наташа – подруги.)
Прочитай слова и найдите лишнее.
Ныстачй частный
Лыдевой ледовый
Мучезанный замученный
Горазвор разговор

Переставьте буквы, так чтобы получились новые слова.

Ложа – жало
Трепак – паркет
Вобла – обвал
Пион – пони
Числа – силач
Планка – клапан
Конус – сукно
Теплица – петлица
Тьма – мать
Товар – отвар
Халва – хвала
Кобура – уборка
Шпала – лапша
Кулон – уклон
Коршун – шнурок
Цоколь – кольцо
Укор – урок
Ропот – топор
Мазок – замок
Образ – забор
Зарница – разница


Запишите, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к началу, учитывая звуки, а не буквы.

ЛОГ, ПАРК, КУЛЬ.
(кол, краб, люк)

6. Собери слова.
СЛЕД

СОЛЬ





ЗАЛ

ДОК





ГАЗ

ЕЛЬ





ФА

РОТ





ГРАД

ЕЖИ





ОСА

ОПЫТ





ШТУКА

ТУР





БАНК

КОН





БУЙ

ВОЛ





БАЛ

УС






(следопыт, залежи, газель, градус, осадок, штукатур, банкрот, буйвол, балкон).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЧЕТЫРЁХПАЛУБНЫХ КОРАБЛЕЙ.
Буриме. По рифмам сочините за одну минуту стихотворение.

_______________________________звонок
_______________________________сто ног
_______________________________смех
_______________________________не могу
_______________________________всех
_______________________________бегу
_______________________________перемена
_______________________________Лена
_______________________________друг
_______________________________вокруг

Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетания.
Яблоку негде упасть. Слышно, как муха пролетит. Сел в галошу. Как рыба в воде. Сидеть, как на иголках. Комар носа не подточит. Родился в рубашке.
(Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень уверено себя чувствует; волноваться, переживать; качественно сделано; удачливый, везучий)

Собери текст.
И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдёмся!»
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

(Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься. Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.)

Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.

Свет – тьма;
Труд – лень;
Встречают – провожают;
Погибай – выручай.

(Ученье – свет, а не ученье – тьма. Труд кормит, а лень – портит. Встречают по одежке, провожают по уму. Сам погибай, а товарища выручай.)

Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в начальной школе». В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции.Многие игры можно использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной доске. Также ресурс можно применять как альтернативу демонстрационной кассе.
С помощью увлекательных игр ребенок изучает буквы, учится читать, запоминает правильность написания слов, осваивает основы фонетики.
Ослина И.В. «Буквы сестрички»
Гаврилова А.В. «Коллекция игр по русскому языку»
Вырвич И.А. «Копилочка игр по обучению грамоте»
Любая игра, и не только относящаяся к разделу логические игры, развивают логические способности ребенка
Селезнева Е.В. «Логические сетки»
Игра Егоровой Н.В. «Графические диктанты» направлена на развитие логического, образного и пространственного мышления ребенка.
На уроках, в 1 классе я успешно применяю «Технологию раннего интенсивного обучения грамоте» Н.А. Зайцева. Эта методика основана на естественной потребности ребенка к игре, по сути, в легкой, ненавязчивой, интересной игровой форме ребенок очень быстрыми темпами овладевает различными навыками. Работа проводится по слоговым таблицам, песням-плакатам. Работа с таблицами сопровождается ритмическими движениями детей, что способствует их оживлению и более быстрому и лучшему запоминанию изучаемого материала.
Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание. В своей работе я использую настольно-печатные игры Бурдина С.В. «Считаем и читаем», «Логические таблицы» из серии игр "Забавы в картинках".
Во многих дидактических играх заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.
Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов.
« Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Приложение 3.
Чтение чистоговорок и скороговорок.
Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок

Одна из сложных задач, стоящих перед первоклассником – научиться правильно и красиво писать.Пальчиковые игры на уроках в школах в этом очень сильно помогают.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.
Главное значение этих игр в следующем:
Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач;
Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.
При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.
Использованные ресурсы:
1. Н.Ф.Вапняр "Карточки с математическими заданиями для 1 класса трехлетней начальной школы, Москва "Просвещение", 1989.
2. Настольно-печатная игра "Логические таблицы". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках".
3. Настольно-печатная игра "Считаем и читаем". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках".
4. Пальчиковая гимнастика Год выпуска: 2006 Автор: Л.Яртова, Ю.Кудинов Исполнитель: Ю.Кудинов Жанр: развитие ребенка Издательство: "Два жирафа" Тип: аудиокнига Аудио кодек: WindowsMediaБитрейт аудио: 128639
5. Афанасьева Е.Г. «Игратека письма и чтения» Н.А.Зайцева методическое пособие для педагогов и родителей Москва
6. Дидактические и развивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современная школа).
7. Речь, логика, память, внимание. Воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. / Л.В. Мищенкова; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с ил.
8. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.: ил. – (Школа развития)
9. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – Москва, 2005
10. Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Схема 1