Исследовательская работа на тему История Чуйского тракта


Оглавление
Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 2
От конной тропы до вьючной дороги------------------------------------------ 3-4
Появление колесной дороги------------------------------------------------------ 5-7
Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 8
Список использованной литературы------------------------------------------------ 9
Приложения ------------------------------------------------------------------------------ 10- 17
Введение
Автомобильная дорога Новосибирск - Бийск - Ташанта (трасса М52) является главной транспортной артерией Республики Алтай. Участок от Бийска до Ташанты носит название Чуйский тракт. Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию в городе Бийске, проходит через Алтайский край (77 км) и большей частью находится в Республике Алтай (540 км), заканчивается у границы с Монголией. Первые 147 км тракт проходит по правому берегу реки Катуни , затем, в поселке Усть-Сема, пересекает ее и, преодолевая перевалы, отступает от реки. После 358-го км дорога (в селе Иня) снова пересекает Катунь, а затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее правому берегу, затем, после 547-го км, по левому. Она как серпантин проходит по территории Горного Алтая, восхищая по пути удивительной красотой пейзажей.
История Чуйского тракта на сегодняшний день недостаточно подробно изучена. Это –проблема. Если взять во внимание, что практически каждый километр дороги в первое время строилась вручную и на строительство небольшого участка отводилось несколько дней или даже месяцев, то можно смело предположить: возможно ли, написать точную историю, опираясь только на крупные события, даты или все-таки учитывать для полноты картины каждую информацию, полученную входе углубленного исследования. Поэтому данная работа является попыткой более подробного изучения истории Чуйского тракта с опорой на местный материал.
Тема работы: «История Чуйского тракта».
Цель: изучить возникновение и историю развития Чуйского тракта.
Методы исследования опрос, беседа , сравнение, анализ и синтез, интервью, наблюдение
Актуальность работы: Одним из перспективных путей развития нашей республики является туризм. А туризм тесным образом связан с историей развития региона. Да и свою историю должен знать каждый житель республики. Кроме того, очевидцев исторических событий с каждым годом становится все меньше. Поэтому , пока есть время , надо изучать историю родного края.
Новизна работы: углубленное изучение истории Чуйского тракта , опираясь на воспоминания очевидцев строительства данного объекта , архивные материалы местных жителей Ининского сельского поселения.
Источниками для сбора фактического материала послужили: изучение имеющейся литературы по данной теме, с целью обобщения, работа с информантами(с очевидцами ) , использование материалов из Интернет-ресурсов, использование архивных материалов местных жителей (жителей Ининского сельского поселения).

От конной тропы до вьючной дороги.
Чуйский тракт является одной из самых древних дорог Республики Алтай, соединяющих Западную Сибирь с Центральной Азией. Этот путь, упоминания о котором содержится в китайских хрониках тысячелетней давности, сыграл большую роль в развитии русско-алтайских, русско-монгольских и русско-китайских отношений.
В течение многих столетий на месте нынешней асфальтовой дороги проходила узкая тропа. Ею пользовались люди каменного века, воины, позже торговцы. Возможно, по нему с шумом приехали колесницы. О чем свидетельствуют остатки дорог, а также наскальные рисунки, изображающие колесницы(наскальные рисунки Калбак-Таша). Трудно сейчас представить, что когда-то это была всего-навсего вьючная тропа, и шли по ней небольшие караваны навстречу друг к другу, преодолевая невероятные трудности: сложные подъемы и спуски. Многие бома (отвесные скалы) на пути приходилось преодолевать в обход или устраивать помосты из бревен с шаткими перилами(см. приложение №1) .
Настоящее же освоение Чуйского тракта началось в результате добровольного вхождения алтайцев в 1756 году в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских письменных источниках встречаются начиная с 1788 г., когда русские впервые достигли реки Чуи у Курайской степи. Поводом к началу торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхгач, где находилось большое священное дерево . По дороге к паломникам присоединились и другие пограничные жители для обмена товаров у Чуйских двоеданцев (так назывались алтайские племена, которые платили дань одновременно русскому царю и китайскому императору).
Когда торговые отношения стали принимать регулярный характер, русские построили первые избушки на Чуе, на месте, которое теленгиты называли Кожо-Агач. Пионерами торговли были бийский купец Хабаров и житель змеиногорска Токарев. Чуть позже к ним присоединились бийские и змеиногорские купцы. В 50-60-е годы XIX века у реки Буроты начинает действовать ярмарка, ставшая известной даже в Монголии и в Китае. С этого времени началось интенсивное развитие Чуйского торгового пути.
Основными русскими товарами, идущими в Монголию и Китай, были зерно, мука, крупы, сахар, ткани, стальные и железные изделия. Товарами , привозимыми в Российскую империю оттуда были чаи, верблюжья и баранья шерсть, шелковые ткани, шкуры сурка и других зверей. [из воспоминаний Самаевой Чакар б/о, 1909г.р.: «…по воспоминаниям отца, я слышала , как он рассказывал , что мой дед привозил из Кош-Агача , с ярмарки муку, сахар, крупу рис, шелковые ткани и ракушки каури для украшения волос. Мой отец тогда был еще совсем ребенком. Но в памяти осталось, что мать сама сшила нам из китайского шелка рубашки…»].
В 1864 году в с.Кош-Агач было уже 10 избушек-складов, а бийский купец Гилев даже построил себе жилой дом. В это время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу, передвигаться по которой можно было только верхом, особенно тяжелым был участок от Онгудая до Кош-Агача, где товары могли перевозиться только вьючным способом(см.приложение №2).
Вопрос о необходимости прокладывания удобной дороги по Чуйской долине впервые возник в середине 1860-х годов. В течение 60-90-х годов рассматривались несколько проектов строительства дороги.[«…данный вопрос активно обсуждался в связи с поездкой купца В.А.Гилева и штабс-капитана генерального штаба А.Принтца в монгольский город Кобдо для установления торговых связей между жителями приграничных районов Российской империи и Монголии¹…].
По максимальной смете предполагалось не только соорудить дорогу, по которой можно было бы передвигаться на телегах, но и построить 16 постоялых дворов для отдыха и смены лошадей[…кстати, с.Иня возникло , именно, как перевалочный пункт на этом пути… (из исследовательской работы Адатова А., ученика 9 класса). Многочисленные проекты этого времени остались на бумаге из-за отсутствия средств.
Бийские купцы, наиболее заинтересованные в решении этого вопроса, устав от посулов и обещаний, пытались сами приспособить Чуйский тракт для безопасной езды. И на свои средства провели некоторые работы по устранению «гиблых мест» . после комитет Сибирской железной дороги выделил 55 тысячи рублей на строительство колесной дороги, 20 тысячи рублей выделил кабинет Его Величества, 10 тысячи рублей собрали бийские купцы. Император распорядился выделить для взрывных работ двух офицеров и 30 нижних чинов.
XX век внес изменения в неторопливое устройство Чуйского тракта. После обсуждения многочисленных проектов, долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта на средства Кабинета и пожертвования купцов под руководством инженера И.И.Биля. [«…строительство Чуйского тракта началось весной 1901 года. Были привлечены крестьяне из близлежайших сел, всего в строительный сезон 1901г. в работе участвовало от 80 до 158 рабочих…»]
_____________________________________________________________________________
¹Силин К.. ЗА, №61-64 от 24.04.2011
Тонгуров В., Ажуда, №49 от 29.11.2013
Появление колесной дороги
В 1902-1903 годах вьючная тропа переделывается в колесную дорогу, пригодную для небольших тарантаек(см. приложение №3). В некоторых местах, для облегчения обходов, крестьянами были устроены паромные переправы через реку Катунь. В связи с ростом села Улалы- одного из торговых центров возникает вопрос об изыскании наиболее выгодного, короткого направления Чуйской дороги. В 1903 году строительство колесной дороги было завершено на всем протяжении от Онгудая до Кош-Агача. На строительство было затрачено около 80тысячи рублей или в среднем около 160 рублей за версту. Однако полученный результат был еще далек от совершенства после строительства Чуйского тракта ремонтные работы не проводились , и к 1914 году тракт находился «в прежнем первобытном состоянии».
Летом 1914 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил В.Я.Шишков, будущий известный писатель(м.приложение №4). Они проделали огромную работу по трассировке будущего тракта и составлению карт, но дальнейшие изыскания были прерваны начавшейся первой мировой войной, событиями революции и гражданской войны. Новые восстановительные работы на Чуйском тракте были начаты лишь в 1922 году[«26 мая 1922 г. Постановлением ВЦИК Чуйский тракт признан трактом государственного значения.», Древности Чуйского тракта, авторы Бородовский А.П., Ойношев В.П. и др., Г-А., 2005г.]. В этом же году был построен мост через реку Чую около с.Кош-Агач, а в 1923 году были построены три парома через реку Катунь на двенадцать подвод каждый.
В 1924-1925 гг. развернулись ремонтно-дорожные работы в горной части тракта. Они велись вручную в труднейших условиях(см.приложение №5). Именно тогда обсуждался вопрос о выборе направления дороги. Были сторонники левобережного, действовавшего в то время направления: Бийск - Алтайское - Черга - Шебалино - Онгудай -Кош-Агач - и нового, правобережного (Катунского): Бийск- Майма - Чемал -Каянча с соединением его со старым направлением у бома Кор-Кечу. Третий вариант предусматривал соединение нового направления со старым в селе Черга.
Был выбран Катунский вариант Чуйского тракта, который значительно сокращал путь до советско-монгольской границы и создавал благоприятные условия для связи областного центра с районами области и городом Бийском. Несколько позже было решено сделать переход с правого берега Катуни на левый в Усть-Семе, а новый тракт соединить со старым в селе Черга.
____________________________________________________________________________ББородовский А.П., Ойношев В.П. и др. Древности Чуйского тракта-Г-А., 2005
В 30-е годы вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга строились "командировки" - рассчитанные на 300-400 заключенных концентрационные лагеря. Раскулаченные сибирские крестьяне стали дорожными строителями. В районе Мыюты на берегу Семы находился женский лагерь. 10-12 тыс. заключенных пробивали дорогу в многометровых снежных заносах и вели лесоповал вдоль всей трассы. В 1934 г. заключенными был построен крупнейший в СССР наплавной понтонный мост.
Летом 1934 г. состоялся первый автопробег Бийск - Кош-Агач, за 5 дней 28 грузовым и 2 легковым автомобилям предстояло пройти 1100 км труднейшей горной дороги(см.приложение №6). В 1935 г. были построены и сданы в эксплуатацию деревянный мост через реку Бию в Бийске и деревянный мост через Ишу, а также мост через реку Катунь села Усть-Сема. Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение Ининского, первого в мире двухцепного висячего моста через Катунь, спроектированного инженером С.А. Цаплиным[из воспоминаний моего прадеда Какашева К.К.: «это было в 1935 году. Тогда я возвращался из армии, служил в Приморье. Когда приехал в г.Барнаул заехал в управление. Там как раз набирали милиционеров, желающих ехать к нам на Иню, я записался. Нас было много. Мы были охранниками. Мост строили заключенные. Они работали днем и ночью при свете фонарей. Всю работу выполняли вручную. Заключенные жили на левом берегу Катуни в палатах, зимой0 в бараках. Среди них были разные люди. Некоторые сочиняли песни, показывали концерты. Здесь были бригады пильщиков, пилой готовили тес, плахи, брус разного размера. Руками натягивали тросы, крутили гайки. Выше моста, где-то в 20-ти метрах стояли маленькие домики, там жили начальники. Рабочим было очень трудно, но они держались и работали. На открытие моста пришли посмотреть все жители из близлежайших сел».1993г.](см.приложение №7).
Чуйский тракт на всем протяжении Бийск - Майма - Усть-Сема - Черга - Онгудай - Иня - Кош-Агач - Ташанта был сдан в эксплуатацию 1 января 1935 г.
В 1956-1957 гг. был осуществлен капитальный ремонт участка дороги Усть-Сема - Шебалино. В 1959 г. в Усть-Семе построен новый железобетонный мост через реку Катунь, в 1964 г. вступили в действие железобетонные мосты через реки Бию и Ишу. В 1970 г., на 356-м км. у села Иня был построен железобетонный мост через реку Катунь(см.приложение №9) вместо старого подвесного моста[«В первое время мост охраняли. Я там работала сторожем и по совместительству дворником. Рядом с мостом построили маленькую избушку для сторожей. Это было в 1974 году. Из воспоминаний Зятьковой А.В.»](см.приложение №8). В 1984 г. была пущена в строй новая дорога через перевал Чике-Таман.
В 90-х годы была построена обводная дорога и новый мостопереход, выводящий автомобили на Чуйский тракт, минуя город Бийск.
Сейчас Чуйский тракт –это важная транспортная артерия Республики Алтай, связывающая регион с железнодорожными и водными путями Сибири, а также федеральной трассой Москва – Владивосток.
Заключение
Таким образом, Чуйский тракт имеет интересную историю, которая тесным образом связана с историей села Ини. Сначала там был образован перевалочный пункт, как необходимое место передышки для торговых людей, везущих товары в Монголию и Китай. Следует отметить, что строительство дороги послужило главной причиной возникновения села
Благодаря возникновению этой уникальной дороги, появились удивительные памятники истории и культуры. Например, Ининский двухцепной висячий мост.
На сегодняшний день имеется в Чуйской долине своя богатая инфраструктура. Она как серпантин проходит по проложенному пути, завораживая своей красотой не только местных жителей, но и гостей.
В современное время, Чуйский тракт является важным объектом мирового значения. Она связывает нас, как в те далекие времена с Монголией и Китаем.
Думаю, что данная дорога будет нам служить долго, оставляя новые следы в истории. И, конечно же, с течением времени она станет еще лучше и современнее.
Список использованной литературы
Бородовский А.П., Ойношев В.П. и др. «Древности Чуйского тракта», Г-А., 2005г.
Бурыгин С.М. «Алтай –жемчужина и сердце Евразии. Исторический путеводитель», М.,2010г.
Сборник «Алтай –сокровище культуры», С-П., 2002г.
Силина К., «Как след от бича», ЗА, №61-64 от 24.04.2011г.
Табаев Д.И. «Чуйский тракт», Г-А., 1975г.
Тонгуров В. «Чуйский тракт», Ажуда, №49 от 29.11.2013г.
Шишков В.Я. «Страшный кам», Г-А., 1974г.
Интернет ресурсы:
http://putevoditel-altai.ru/load/nashi_prikljuchenija/istorija_vozniknovenija_i_stroitelstva_chujskogo_trakta_ch_1/1-1-0-39;
http://www.altaitravel.ru/objects/chuysky_tract.htmhttp://www.rospisatel.ru/tsh-tr.htmhttp://welcometoaltai.ru/places/chujskij_trakt.
Другие источники(информанты):
1)Какашев Кокпаш Каишевич, 1911г.р., житель с.Малая-Иня;
2)Самаева Чакар б/о, 1909г.р., жительница с.Малая-Иня;
3)Зятькова Александра Васильевна 1940г.р., жительница с.Иня.
Приложение №1. Конная тропа.

Приложение №2. Вьючная тропа.

Приложение №3. Тарантайки на Чуйской дороге.


Приложение №4. Инженер В.Я.Шишков.

Приложение №5. В 1924г. Строительство Чуйской дороги велось в ручную.

Приложение №6. Первый пробег автомашин по Чуйскому тракту.

Приложение №7. Ининский двухцепной висячий мост.

Приложение №8. 1974 г. Сторожи нового железобетонного моста.

Новый железобетонный мост в современное время.