Методическая разработка практического занятия №2 по офтальмологии


УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по ПО
______________И.К.Галицкая
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия №2
МДК 02.01.06. «СУ при заболеваниях в офтальмологии»
Специальность Сестринское дело, 4 курс
ТЕМА: «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по теме: «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности Сестринское дело.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в практической деятельности медсестры.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, постановка конкретной ситуационной задачи, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает в себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».

В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
принципы применения лекарственных средств;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
Студент должен уметь:
готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам
осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях и состояниях
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить мероприятия сохранению и улучшению качества жизни пациента;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Студент должен иметь практический опыт:
подготовки пациента лечебно-диагностическим вмешательствам
проведение мероприятий способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование элементов профессиональной компетенции
ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
контроль и коррекция знаний по теме «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 4);
развивать способность организовывать свою деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2);
3. Воспитательные:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01);
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.
Метод контроля знаний: письменный опрос, тестовый опрос.
Оснащение: компьютеры, учебники, дидактический материал
Продолжительность занятия: 180 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи название УД и МДК в соответствии с ФГОС
Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины и МДК
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
ОП.02.Анатомия и физиология человека
ОП.03. Основы патологии МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение
МДК.01.02. Основы профилактики
МДК.01.03. СД в системе медико-санитарной помощи населения
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
Организация офтальмологической службы. Методика обследования пациента в офтальмологии. Сестринский уход при глаукоме. Неотложная помощь при повреждениях органа зрения.
Используемая литература:
1. Рубан ,Э.Д.Сестринское дело в офтальмологии: учеб. пособие /Э.Д.Рубан.- Ростов н /Д:Феникс, 2011
Дополнительные источники:
1.Глазные болезни / Под ред. В.Г.Копаевой. – М.: Медицина, 2002.
2.Сидоренко Е.И. Офтальмология. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
3.Е.А. Егоров Неотложная офтальмология “ГЭОТАР-Медиа” 2005.
Хронокарта занятия
Организационный момент2 минуты
Постановка целей и задач. Создание
мотивационного пространства 3 минуты
Контроль исходного уровня знаний15 минут
Контроль выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы5 минут
Инструктаж к выполнению практической работы5 минут
Выполнение практической работы115 минут
Контроль и коррекция знаний и умений20 минут
Проверка рабочей тетради10 минут
Подведение итогов занятия3 минуты
Сообщение домашнего задания2 минуты
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Современная медицинская сестра должна знать и понимать, уметь применять сестринский процесс, уметь клинически мыслить, владеть искусством ухода, применять научные методы профессионального решения сестринских проблем, определять ситуацию, выявлять проблемы пациента, определять план действий. Чтобы оказать качественную медицинскую помощь пациенту нужно хорошо знать заболевания органов зрения.
3. Контроль исходного уровня знаний
Проводится тестовый опрос по теме на компьютере (банк тестов), входной контроль в виде фронтального опроса (см. Приложение 1).
4. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка сообщений, рефератов¸ презентаций.
Составление плана сестринского ухода.
Составление планов обучения пациентов.
Составление памяток пациентам.
Составление планов наблюдения за пациентами.
Составление кроссвордов.
Подготовка бесед.
5. Инструктаж к выполнению практической работы
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты.
6. Выполнение практической работы
Студенты, используя блок информации, выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений
Задание №1.
Запишите алгоритм проведения туалета век и конъюнктивальной полости. Отработайте данный алгоритм на фантоме.
Время для выполнения – 20 минут. Студенты, работая с литературой, выполняют задание письменно в тетради. Отрабатывают данную манипуляцию на фантоме.
Задание №2.
Запишите алгоритм закладывания мазей за веко. Отработайте данный алгоритм на фантоме.
Время для выполнения – 30 минут. Студенты, работая с литературой, выполняют задание письменно в тетради. Отрабатывают данную манипуляцию на фантоме.
Задание №3.
Запишите алгоритм выворачивание век и осмотр век и глазного яблока
Время для выполнения – 30 минут. Студенты, работая с блоком информации, выполняют задание письменно в тетради.
Задание №4.
Записать алгоритм определение поля зрения. В виде деловой игры, отработайте данную манипуляцию, работая в парах.
Время для выполнения – 65 минут. Деловая игра, студенты работая в парах проводят диагностическую коррекцию зрения.
6. Контроль и коррекция знаний и умений
Проводится выходной контроль письменно по вариантам (см. Приложение 2).
7. Проверка рабочей тетради
Преподаватель проверяет рабочую тетрадь студентов, обращает внимание на правильность заполнения. Комментирует положительные и отрицательные моменты в работе.
8. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.
9. Сообщение преподавателем домашнего задания
I. Используя материал учебника и конспект лекции «Сестринский уход при глаукоме. Неотложная помощь при повреждениях органа зрения», подготовьтесь к теме «Сестринский уход при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
II. Выполните самостоятельную работу:
Подготовка сообщений, рефератов¸ презентаций.
Составление плана сестринского ухода.
Составление планов обучения пациентов.
Составление памяток пациентам.
Составление планов наблюдения за пациентами.
Составление кроссвордов.
Подготовка бесед. Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы
Освоение ОК.1 .Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций.
Выявление степени подготовки к практическому занятию, овладения методами самостоятельной работы необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций.
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих и профессиональных компетенций.
Формирование ПК 2.1, ПК 2.2. .
Освоение ОК 4..
Формирование ПК 2.1., ПК 2.2, ПК 2.4.
Освоение ОК 4.
Формирование ПК 2.1. , ПК 2.2, ПК2.5. Освоение ОК 2.
Формирование ПК 2.1. , ПК 2.2, ПК2.5. Освоение ОК 2.
Осознание студентами значимости полученных результатов.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
Приложение №1
Входной контроль по теме:
«СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
Фронтальный опрос.
1. Назовите этиологию, патогенез, клинические проявления кератита.
2. Назовите этиологию, патогенез, клинические проявления язвы роговицы.
3. Назовите этиологию, патогенез, клинические проявления язвы роговицы, склерит, иридоциклит, катаракты.
4. Назовите этиологию, патогенез, клинические склерита. иридоциклит, катаракты.
5. Назовите этиологию, патогенез, клинические иридоциклита.
6. Назовите этиологию, патогенез, клинические катаракты.
Приложение №2
Выходной контроль по теме:
«СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
1 вариант
Решите ситуационную задачу:
В здравпункт завода обратилась за помощью пациентка с жалобами на боли, покраснение, отек в области внутреннего угла левого глаза, повышение температуры тела, Симптомы появились после переохлаждения. Раньше беспокоило слезотечение, слизисто-гнойное отделяемое левой конъюнктивальной полости.
Объективно: общее состояние средней тяжести, температура 37,5° С. Припухлость и гиперемия кожи в области слезного мешка слева. Отек распространяется на левую щеку. При пальпации этой области отмечаются флюктуация и болезненность.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Выходной контроль по теме:
«СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
2 вариант
В эндокринологическом отделении РКБ одновременно заболели 4 человека. На фоне недомогания, температуры, насморка, головной боли, появилось покраснение глаз, слезотечение, светобоязнь. Объективно: конъюнктива резко гиперемирована, отмечаются петехиальные кровоизлияния, фолликулы, точечные инфильтраты на роговице. Через день заболело еще 5 человек.
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталон ответа на выходной контроль по теме:
«СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
1 вариант
Флегмона слезного мешка.
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
- вызвать скорую помощь с целью экстренной транспортировки в глазную клинику;
- наложить асептическую монокулярную повязку.
Эталон ответа на выходной контроль по теме:
«СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
2 вариант
Аденовирусный конъюнктивит.
Алгоритм действий медицинской сестры:
1. Изолировать больных.
2. Санитарная обработка отделения.
2. По назначению врача : местно – противовирусные препараты.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Тема: «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
принципы применения лекарственных средств;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
Студент должен уметь:
готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам
осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях и состояниях
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить мероприятия сохранению и улучшению качества жизни пациента;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Студент должен иметь практический опыт:
подготовки пациента лечебно-диагностическим вмешательствам
проведение мероприятий способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Цели занятия:
Формирование элементов профессиональной компетенции
ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
контроль и коррекция знаний по теме «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
Вопросы для самоподготовки
1.Этиология, патогенез, клинические проявления заболеваний придаточного аппарата глаз - ячмень, блефарит, конъюнктивиты, заворот, выворот век, лагофтальм, дакриоцистит, флегмона слезного мешка.
2.Этиология, патогенез, клинические проявления заболеваний глаз - кератит, язва роговицы, склерит, иридоциклит, катаракты.
3.Методы диагностики, лечения, профилактика, осложнения.
4.Лекарственные препараты их действия, способы введения
5.Туалет век и конъюнктивальной полости
6.Инстилляция растворов лекарственных веществ в конъюнктивальную полость
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию
Изучение нормативных документов.Подготовка сообщений, рефератов¸ презентаций
Составление плана сестринского ухода.
Составление планов обучения пациентов.
Составление памяток пациентам.
Составление планов наблюдения за пациентами.
Составление кроссвордов.
Заполнение сестринской документации
Подготовка бесед.
Литература:
1. Рубан ,Э.Д.Сестринское дело в офтальмологии: учеб. пособие /Э.Д.Рубан.- Ростов н /Д:Феникс, 2011
Дополнительные источники:
1.Глазные болезни / Под ред. В.Г.Копаевой. – М.: Медицина, 2002.
2.Сидоренко Е.И. Офтальмология. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.
3.Е.А. Егоров Неотложная офтальмология “ГЭОТАР-Медиа” 2005.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Тема «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
принципы применения лекарственных средств;
правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
Студент должен уметь:
готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам
осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях и состояниях
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить мероприятия сохранению и улучшению качества жизни пациента;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Студент должен иметь практический опыт:
подготовки пациента лечебно-диагностическим вмешательствам
проведение мероприятий способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Цели занятия:
Формирование элементов профессиональной компетенции
ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
контроль и коррекция знаний по теме «СУ при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
Этапы занятия
Организационный момент2 минуты
Постановка целей и задач. Создание
мотивационного пространства 3 минуты
Контроль исходного уровня знаний15 минут
Контроль выполнения внеаудиторной
самостоятельной работы5 минут
Инструктаж к выполнению практической работы5 минут
Выполнение практической работы115 минут
Контроль и коррекция знаний и умений20 минут
Проверка рабочей тетради10 минут
Подведение итогов занятия3 минуты
Сообщение домашнего задания2 минуты
Методические указания к выполнению практической работы
Для выполнения заданий используйте лекционный материал, учебники и дополнительные источники информации.
Задание №1.
Запишите алгоритм проведения туалета век и конъюнктивальной полости. Отработайте данный алгоритм на фантоме.
Время для выполнения – 20 минут.
Задание №2.
Запишите алгоритм закладывания мазей за веко. Отработайте данный алгоритм на фантоме.
Время для выполнения – 30 минут.
Задание №3.
Запишите алгоритм выворачивание век и осмотр век и глазного яблока
Время для выполнения – 30 минут.
Задание №4.
Записать алгоритм определение поля зрения. В виде деловой игры, отработайте данную манипуляцию, работая в парах.
Время для выполнения – 65 минут.
Задание на дом
I. Используя материал учебника и конспект лекции «Сестринский уход при глаукоме. Неотложная помощь при повреждениях органа зрения», подготовьтесь к практическому занятию «Сестринский уход при заболеваниях придаточного аппарата глаз и заболеваниях глазного яблока».
II. Выполните самостоятельную работу:
Подготовка сообщений, рефератов¸ презентаций.
Составление плана сестринского ухода.
Составление планов обучения пациентов.
Составление памяток пациентам.
Составление планов наблюдения за пациентами.
Составление кроссвордов.
Подготовка бесед.
Блок информации
Уход за глазами.
Показания:
1.Тяжелое состояние больного.
2. Выделение из глаз склеивающее ресницы.
3. Невозможность самоухода.
Противопоказания: Нет.
Оснащение:
1. Шесть марлевых тампонов.
2. Мензурка.
3. Лоток, перчатки.
4. Кипяченая вода (раствор фурациллина 1:5000).
Возможные проблемы пациента: Негативный настрой к вмешательству.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Вымойте руки, наденьте перчатки.
3. Налейте кипяченую воду в мензурку.
4. Смочите марлевые тампоны, излишки отожмите о край мензурки.
5. Протрите глаза однократно, в одном направлении от наружного края к внутреннему (каждый глаз отдельным тампоном).
6. Сбросьте эти тампоны.
7. Повторите действия при необходимости.
8. Возьмите сухой тампон и протрите глаза в той же последовательности, меняя тампон для каждого глаза.
9. Промойте глаза антисептическим раствором при наличии белых выделений в углах глаз.
10. Обработайте мензурку, пипетку и отработанный материал в соответствии с требованиями санэпидрежима.
Закладывание мази за веко
Закладывание мази за веко применяется с целью местного воздействие на слизистую оболочку глаза.
Показания к закладыванию мази за веко: заболевания глаз.
Противопоказания к закладыванию мази за веко: аллергия на препарат.
Оснащение, необходимое для закладывания мази за веко: мазь по назначению врача, стерильная стеклянная палочка для закладывания мази за веко, стерильная марлевая салфетка.
Техника выполнения процедуры закладывания мази за веко:
1. Медицинской сестре необходимо вымыть и высушить руки.
2. Попросить пациента сесть на стул со спинкой, если позволяет режим.
3. Внимательно прочитав надпись на упаковке с мазью, выдавить небольшое количество (3 — 4 мм) из тюбика на плоскую часть стерильной стеклянной палочки.
4. В левую руку взять стерильную марлевую салфетку.
5. Попросить пациента посмотреть вверх.
6. Пальцами левой руки через салфетку оттянуть нижнее веко.
7. Завести палочку с мазью в конъюнктивальный мешок и попросить пациента закрыть глаза.
8. Осторожно вывести палочку наружу.
9. Салфеткой очень осторожно круговыми движениями через кожу верхнего века распределить мазь по всему глазу.
Выворачивание верхнего века.
•Верхнее веко можно вывернуть пальцами обеих рук. Применяют также стеклянную палочку или векоподъемник, с помощью которого легче осмотреть верхнюю переходную складку
•Для осмотра верхнего века больного просят посмотреть вниз. Большим пальцем левой руки веко приподнимают кверху и слегка оттягивают кпереди
•Большим и указательным пальцами правой руки захватывают ресничный край века, оттягивая его вниз и кпереди от глазного яблока
•Левую руку освобождают, а правой в этот момент оттягива-ют веко книзу и кпереди
•Вслед за этим большим пальцем левой руки создают кожную складку, которой надавливают на верхний край хряща века, а правой рукой в этот момент заводят кверху нижний край века
•Большой палец левой руки фиксирует веко, правая остается свободной для манипуляций
•Вместо большого пальца левой руки в качестве рычага может быть использована стеклянная палочка
•Для того чтобы лучше осмотреть верхнюю переходную складку, необходимо через нижнее веко слегка надавить на глазное яблоко кверху
•Лучше для этих целей использовать векоподъемник, край которого ставят на кожу слегка оттянутого книзу века у верхнего края хряща. При этом ручка векоподъемника опущена книзу
•Поддерживая и оттягивая ресничный край века другой рукой, исследователь начинает поворачивать ручку векоподъемника кверху, выворачивая при этом конъюнктивальную сторону века
•При патологических процессах в оболочках глазного яблока выворот век, особенно верхнего, необходимо производить очень осторожно
Определение полей зрения.
Поле зрения – это пространство, зрительно воспринимаемое человеком при отсутствии движения глазами и головой. Поле зрения для каждого глаза измеряется отдельно. Поле зрения чаще исследуется четырьмя методами: конфронтацией, периметрией, на сетке Амслера и на тангенциальном экране.
Ориентировочную оценку поля зрения можно провести простым и общедоступным контрольным (конфронтационным) методом исследования. Для этой формы проверки не требуется специальных инструментов. Этот метод позволяет приблизительно определить поле зрения больного. При его выполнении сравнивают нормальное поле зрения врача с полем зрения пациента. Врач усаживает больного напротив себя спиной к свету на расстоянии 1,0 м. Лица больного и врача располагаются на одном уровне. Отдельно исследуют поле зрения каждого глаза. Для этого ладонью закрывают разноименные глаза, например левый глаз пациента и правый глаз исследователя, затем, наоборот, правый глаз больного и левый глаз врача. Поскольку врач и больной смотрят друг другу в глаза, любое нарушение фиксации легко выявляется.Для более точного определения полей зрения используют периметр Ферстера. Методика исследования поля зрения на периметре Ферстера состоит в следующем. Больного усаживают перед дугой периметра, на которой нанесены деления в градусах с наружной стороны. Неисследуемый глаз закрыт заслонкой. При исследовании в качестве светлого объекта используется белая метка. Пациента просят зафиксировать взгляд в центре дуги периметра на фиксационной точке. Объект передвигают от периферии к центру по дуге периметра и отмечают в градусах то место, которое пациент определил словом «да» или «вижу». Измерения проводят по 8 меридианам, результаты записывают. Очаговые дефекты поля зрения называют скотомами.
 
Лист регистрации изменений
№ измене-ния Номера листов (страниц) Всего листов (страниц) в документе Вход. № сопроводитель-ного документа и дата Подпись
ответствен-ного за внесение Дата
Изменен-ных Новых Аннулиро-ванных