Статья Применение современных педагогических технологий на уроках МХК


Автор: Осипова Н.В.
«Применение современных педагогических технологий на уроках МХК»
В последнее время всё чаще на страницах периодических научно-методических изданий мы встречаем понятие – технология обучения. Что же отличает систему технологии труда от простой методики проведения урока?
Технология предполагает:
1. Рациональную организацию деятельности обучающихся и её оснастку.
2. Определение последовательности учебных операций, позволяющих получить результат с наименьшими затратами.
3. Закрепление действий.
Таким образом, технология – это способ организации педагогического процесса посредством разумно подготовленного инструментария (план, учебник, программа, серия упражнений, действий, операций). При определении технологического процесса на каждом уроке учитель должен руководствоваться целями, которые он ставит перед собой и обучающимися при изучении той или иной темы; прогнозом на конечный результат и конкретной педагогической ситуацией, сложившейся в данном классе. Технология учебного процесса должна быть нацелена на решение задач обучения, развития и воспитания.
Виды современных учебных технологий, применяемых при проведении уроков в МБОУ «СОШ имени А. Невского»:
ü Проблемное обучение.
ü Дифференцированное обучение.
ü Учебные обучающие игры.
ü Коллективный способ обучения (коллективно-творческая деятельность)
Разработка технологии предполагает:
1). Выбор учебного материала, отбор источников изучения (документу, литературные произведения, картины и др.).
2). Выбор формы организации учебного процесса (вид учебного занятия):
комбинированный урок;
лекция;
семинар;
самостоятельная аудиторная работа;
самостоятельная внеаудиторная работа;
учебная экскурсия;
видеоурок;
ролевые учебные игры – работа по заданному алгоритму (памятке);
познавательная игра.
3). Выбор методов обучения:
- Передача информации в готовом виде (рассказ учителя, лекция, объяснение, демонстрация фильмов)
- Самостоятельное добывание знаний (работа с информационными базами данных, со справочной литературой, проблемное изложение учебного материала, учебная дискуссия, исследовательская работа)
На уроках МХК широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.
Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.
Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей.
4). Выбор средств обучения и учебного оборудования
Книги
Наглядные пособия
Аудиовизуальные средства
Наиболее приоритетным является в образовательном процессе использование информационно-коммуникационных технологий, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.
Процесс обучения сегодня невозможно построить только с использованием устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, компьютерных программ и Интернет-ресурсов. Потенциал современной техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это в свою очередь помогает обучающимся лучше воспринимать материал.
Задача учителя – создать условия для развития личности каждого ребёнка, воспитать его как носителя культуры своей страны. Компьютерные технологии в большей степени способствуют достижению данной цели.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:
- Организовать урок на качественно более высоком уровне.
- Активизировать работу обучающихся на уроке.
- Учесть психологические, возрастные особенности детей разного возраста.
- Понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей.
- Повысить качество знаний по предмету.
Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.
Применение информационных технологий открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий обучающихся искусством. В связи с этим наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности обучающихся являются самостоятельные исследовательские работы, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.
Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий.
При работе над презентацией решается несколько вопросов:
дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;
акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
систематизация материала;
использование и создание иллюстрированного материала;
Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные технологии позволяют ввести ребенка в мир изобразительного искусства, развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические представления об окружающей действительности.
Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, пространственного мышления, чувства цвета, тонких и гибких двигательно-моторных навыков, которые вырабатываются в правильно организованной изобразительной деятельности школьников, имеют большое значение в различных областях жизни.
Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений. Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.