Методический материал Справка по адаптации первых классов

Рассмотрено на совещании при директоре протокол № _____от __________2015г.


Справка

по итогам адаптации 1-х классов 2015 - 2016 учебный год

Дата проверки: с 1 по 30 октября 2015 года.
Цель: анализ преемственности в обучении первоклассников при переходе из детского сада в школу, выяснения степени адаптированности детей к обучению, изучение деятельности учителя по организации успешного адаптационного периода в 1 классе.
Вид контроля: административный, текущий.
Проверяющий: зам. директора по УВР Яшина Г.А.
В соответствии с планом внутришкольного контроля с 1 по 30 октября 2015 года были посещены учебные занятия, проведено родительское собрание и анкетирование родителей обучающихся, психологом школы В.С. Аюповой проведены психолого-педагогические исследования, педагогами 1-х классов составлены характеристики класса и подведены итоги педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
За период проверки были посещены уроки:
12.10.2015 – 1Б класс, Павлова Г.П. Окружающий мир. Тема урока. «Что такое хвоинки?»
13.10.2015 – 1Б класс, Павлова Г.П. Русский язык. Тема урока. «Строчная и заглавная буквы П, п»
15.10.2015 – 1А класс, Самойлова И.В. Русский язык. Тема урока. «Строчная и заглавная буквы М, м»
29.10.2015 – 1А класс, Самойлова И.В. Русский язык. Тема урока. «Строчная и заглавная буквы Я,я»
Анализ полученной информации позволяет сделать следующие выводы:
Преподаватели И.В. Самойлова и Г.П. Павлова, работающие в первых классах, хорошо знакомы с нормативными документами и методическими рекомендациями по организации занятий в период адаптации детей. Владеют методикой преподавания предметов на высоком уровне, успешно внедряет в практику ФГОС по всем направлениям: формирование УУД, формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного развития и воспитания. При проведении учебных занятий соблюдаются требования СанПиН. Это проведение не менее 2-х физминуток (релаксационные, для глаз), регулярная смена видов деятельности обучающихся (письмо: написание буквы, решение проблемной задачи, заполнение схемы, самостоятельная работа, запись печатного текста, лепка из пластилина буквы; математика: выполнение задания на внимательность с усложненным вариантом, нахождение геометрических фигур с доказательством их принадлежности, составление ломаной из карандашей, устный счет, решение неравенства у доски, решение примеров на уменьшение и увеличение и др.; азбука: чтение текста с определением незнакомой буквы, отгадывание загадок, чтение слогов-слияний, работа над текстом, составление схем предложений и др.), использование игровых приемов (дидактические, подвижные игры), активное использование наглядности, как вспомогательного средства эффективной организации образовательного процесса, оптимальный темп и плотность урока, отсутствие перегрузки. Обучение обучающихся регулятивным УУД: организации своей деятельности и умению планировать свои действия реализуется следующим образом: каждое занятие начинается с включения в деловой ритм (самоопределение темы и цели урока через наводящие вопросы, загадки, наглядность; задания на внимательность, определение собственного настроения, решения проблемной задачи), заканчивается рефлексией (выбор соответствующего настроению смайлика, цвета светофора, домика со светом или без, сбор цветов и др.). Учителя постоянно обращают внимание на оборудование рабочего места (наличие необходимых принадлежностей, порядок), использование информационной среды и учебного пространства кабинета. Как уже было сказано выше, учебная деятельность подчиняется правилам игры, использующей в качестве средства учебный материал (игровые технологии), наблюдается развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить, развитие навыков взаимодействия, организация работы в паре, ответственность за результат (технология сотрудничества), формируются навыки работы на компьютере (ИКТ).
На протяжении всех занятий обучающиеся 1-х классов очень активны, проявляют высокий познавательный интерес, уверены в своих действиях, свободно общаются с педагогами, сверстниками. В их деятельности наблюдается усвоение предметных знаний, умений и навыков, формирование УУД (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, связно излагать свои мысли), развиваются прилежание и старание.
По результатам анкетирования родителей обучающихся
Класс
Полностью адаптировались к обучению
Частично адаптировались, испытывают трудности


85%
15%


70%
30%


Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к обучению «Школьный старт»
Класс
Инструментальная готовность
Личностная готовность


высокий уровень
средний
уровень
низкий уровень
высокий уровень
средний
уровень
низкий уровень


12ч. – 86%
2 ч. – 14 %
-
7ч. – 50%
4ч. – 29%
3ч. – 21%


14ч. – 88%
2ч. – 12%
-
14ч. – 88%
1ч. – 6%
1ч. – 6%

Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению «Школьный старт» показала довольно высокий уровень инструментальной и личностной готовности детей к обучению.
Инструментальный компонент педагогической готовности характеризует сформированность умений, позволяющих ребенку:
-осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем;
- осуществлять мыслительную деятельность (логические операции) на наглядно-образном уровне;
- осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образца и инструкции;
- вступать в целенаправленное учебное общение со взрослыми и сверстниками, удерживая тему и основные направления её развития
Высокий уровень говорит о том, что эта группа детей готова включиться в образовательные ситуации, создаваемые учителем на уроке. Работая с данной группой детей, учитель может сосредоточиться на учебном содержании, так как предпосылки успешного обучения у обучающихся сформированы.
Средний уровень сформированности умений в данной группе требует более пристального внимания и глубокого анализа диагностики, т.е. есть умения, которые развиты на низком уровне.
Низкий уровень сформированности умений инструментального компонента свидетельствует как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии.
Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе, а также из показателя , отражающего готовность ребенка обучаться на повышенном уровне сложности. В целом уровень личностной готовности позволяет понять:
-сформировано ли у ребёнка ценностное отношение к знанию и учебной деятельности;
- сформировано ли у ребёнка эмоционально-положительное отношение к школе;
- является ли для ребёнка ценностью преодоление познавательной трудности, поиск истины, учебное достижение высокого уровня сложности.
Высокая личностная готовность - эта группа высоко мотивированных детей – работа с ними также большая ответственность, она требует профессионализма не в меньшей степени, чем работа с детьми, испытывающими трудности в решении образовательных задач.
Низкая личностная готовность говорит о том, что внутренний источник «энергии» не сформирован, что сила воли ребенка питается не внутренним источниками интереса, а его отношением ко взрослому, внешними социальными факторами. Таким детям очень важно понимание, индивидуальный педагогический подход.
По результатам психологической стартовой диагностики уровня развития личностных УУД в 1-х классах высокий уровень имеют 17% (5ч.) обучающихся, средний – 80% (24 ч.), низкий 3% (1человек).
В соответствии с планом работы психолого-педагогического сопровождения в 1 классах была проведена психологическая диагностика адаптации детей к школе. В данном исследовании приняло участие 30 первоклассников из них 16 девочек и 14 мальчиков.
По итогам изучения сформированности четырёх неотъемлемых составляющих личностных универсальных учебных действий у первоклассников можно сделать вывод об уровне адаптации детей к школе на первом этапе. 17% (5 чел.) полностью адаптировались к школе и имеют высокий уровень, 80% (24 чел.) первоклассников имеют средний уровень адаптации. И 3% (1 чел.) ребёнок имеет низкий уровень адаптации (дезадаптация).
Характеристики классов и психологическая диагностика адаптации детей психолога В.С. Аюповой прилагаются.

Выводы:
В результате мероприятий по адаптации обучающихся 1-х классов было установлено, что социально – психологическая адаптация у детей прошла успешно. Значительная часть детей (97%) адаптировалась в течение первых двух месяцев. У этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Однако, в классах всё-таки есть дети, у которых наблюдаются признаки дезадаптации, так называемые дети « группы риска». Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с такими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.


Рекомендации:
Отметить работу учителей Павловой Г.П., Самойловой И.В. по адаптации обучающихся 1-х классов.
Социальному педагогу Сорокиной О.И.., психологу школы Аюповой В.С. совместно с учителями 1-х классов составить план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, испытывающих трудности адаптационного периода.
Администрации продолжить посещение уроков, с целью отслеживания дальнейшей адаптации обучающихся.
Активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности.
Рекомендовать педагогам и родителям детей «группы риска» совместно с психологом школы Аюповой В.С. вести наблюдения за обучающимися.
Обсудить результаты адаптации обучающихся 1-х классов на заседании ШМО учителей начальных классов.


Справку составила зам. директора по УВР __________Яшина Г.А.