Обобщение по теме Кислородсодержащие органические соединения


Открытый урок по химии в 10 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».
«Генетические ряды углеводородов».
Цели урока:
Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.
Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.
Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.
III. Работа по теме урока.
Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.
Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:
5715571500 Формулы веществ написаны на плакате и вывешены на доске. Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.
Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)
Изомеры: в) и г); д)з) и е)
Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.
Вопросы классу:
Какое явление называется изомерией?
Какие виды изомерии бывают?
Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
Какие вещества называются гомологами?
Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров.
Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.
Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Решение цепочек превращений, отражающих
генетическую взаимосвязь углеводородов.
Два человека решают две цепочки за досками:
С2Н6 → С2Н4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6; 1 - учащийся
2- учащийся только под а)
Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:

Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:
42602151530350СаСО3 → СаО → СаС2 → С2Н2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A
274891524765302831524765
3841115163195 H2, Ni Y H2O, H3PO4 B
Проверка цепочек за досками №1 (а и б), №2.
При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.
Решение расчетных задач.
Два человека за досками решают задачи по карточкам:
Карточка 1.
Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.
Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.
Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:
Карточка 3.
При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.
Проверка решений задач из карточек 1 и 2.
IV. итог урока
V. Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды» + решить цепочку превращений: CO2

2291715132080 СН4 → С2Н2 → С6Н6 +HNO3 A
↓ H2SO4
C6H5Cl
Карточка 2.В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Карточка 1.Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.
Карточка 2.Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.