Рабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное обучение предмета)









Рабочая программа по обществознанию
(10 класс – профильное обучение предмета) 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).
Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию
Закон Российской Федерации «Об образовании» 2012г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Приказ Минобрнауки от 09.12.2008 N 379   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

..............
Уровень изучения учебного материала в соответствии с лицензией:
Общеобразовательные программы дополнительного (профильного) изучения предметов: - обществознание (10-11 классы) – повышенный уровень изучения – нормативный срок освоения – 2 года.
Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2011), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.
В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

Целями курса являются:
развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;
освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны
знать/понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2. Содержание изучаемого курса
2.1 Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 3 часов в неделю (3часа
·34 недели=102 часа).

Название раздела, темы
( № п/п )
Всего часов

10 класс


Введение в курс обществознания: цели, задачи, формы работы
1час

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
10 часов

Раздел 2. Введение в философию
50 часов

Тема 1. Общество и человек
23 часа

Тема 2. Деятельность как способ существования людей
10 часов

Тема 3. Сознание и познание
16 часов

Раздел 3. Введение в социальную психологию
33 часа

Вводный урок
1 час

Тема 1. Социальная психология личности
6 часов

Тема 2. Мир общения
6 часов

Тема 3.Психология социальных групп
20 часов

Обобщение по курсу
9 часов

Сумма
102



2.2 Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. (10 часов)
Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Знать понятия: «социальные науки», философия, социология, политология, социальная психология; миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство. Идеальное государство, славянофилы, теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, ленинизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Академия, университет, колледж, лицей, гимназия.
Уметь
- находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- извлекать необходимую информацию из источников
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.);
- работать с текстами различных стилей;
- выступать с сообщениями;
- владеть основными видами публичных выступлений.

Раздел 2. Введение в философию. (50 часов)
Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии (1 часа).
Общество и человек. (23 часа)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Понятие информации.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума.
Системное строение общества. Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество.
Знать понятия: антропогенез, социогенез деятельность, её структура, мышление, язык. Социальная система, её структура, цивилизационный подход, формационный подход. Традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация, общественно-экономическая формация, культура. Прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы.
Уметь:
- характеризовать с научной позиции основные явления;
- оценивать различные суждения, сопоставлять различные научные подходов;
- находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа систематизации изученных фактов;
- переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую, - объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и культуры);
- оценивать различные суждения о социальных объектах
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения владеть основными видами публичных выступлений;
- следовать этическим нормам и правилам ведения диспута

Деятельность как способ существования людей. (10 часов)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Политические отношения. Легитимность власти.
Знать понятия: потребности, интересы, творчество. Духовная культура, духовные ценности, трудовая деятельность, социальное партнерство.
Уметь:
- проводить социологическое мини-исследование;
- формировать развернутый план ответа;
- оценивать различные суждения;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Сознание и познание. (16 часов)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение
Виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук
Духовная жизнь людей. Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание самопознание, самооценка, притязание
Уметь:
- сопоставлять различные научные подходы;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;
- отделять основную информацию от второстепенной;
- критически оценивать достоверность полученной информации;
- обосновывать суждения, давать определения;
- приводить доказательства.

Раздел 3. Введение в социальную психологию. (32 часа)
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение (1 час)

Социальная психология личности. (6 часов)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Ролевое поведение. Гендерное поведение
Общение как обмен информацией Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Мир общения. (6 часов)
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Психология социальных групп. (20 часов)
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Итоговое повторение.
Знать понятия: социальная психология индивид, индивидуальность, личность социализация. Социальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, социальная роль. Гендерное поведение, общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение, идентификация, эмпатия, стереотип восприятия условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция. Толерантность, национализм бытовой. Социальная дифференциация, групповая дифференциация, лидер. Антисоциальные группы, дедовщина, криминальные группы.
Уметь:
- решать проблемные, логические, творческие задачи;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- характеризовать с научных позиций основные социальные явления, их место и значение в обществе;
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- участвовать в обучающих играх;
- взаимодействовать с другими людьми;
- исследовать реальные связи и зависимости;
- создавать идеальные объекты.


Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

3. Календарно-тематическое планирование 10 класс.


Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Форма урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
(учащиеся должны знать/уметь)
Информ. сопровождение
Дата проведения









По плану
По факту

1
Курс обществознания:
цели, задачи,
формы работы
1
Вводный урок
Урок-практикум Работа над учебным пособием. Тестирование
Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием
Знать понятие «социальные науки». Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа




Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (10 часов)

2
Социальные науки и их классификация. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия
1
Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний
Урок-практикум
Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки
Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения:
- определения сущностных характеристик изучаемого объекта;
- извлечения необходимой информации из источников




3-4
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке
2
Урок изучения нового материала
Уроки обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Сообщения учащихся
Тестирование
Работа с источниками
Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве
Знать понятия:
миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, из-дры, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство.
Развивать умения:
- перевода информации из одной знаковой системы в другую (из тек- ста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.);
- работы с текстами различных стилей;
- выступления с сообщениями




5-6
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху
2
Урок изучения нового материала
Уроки обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Работа с документами
Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об обществе. Развитие обществознания в XX веке
Знать понятия: теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Развивать умения:
- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;
- владения основными видами публичных выступлений




7-8
Общественная мысль России

2
Урок изучения нового материала
Уроки обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум. Составить таблицу «Русская философская мысль XIX-XX в.»
Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Бердяев
Знать понятия: славянофилы, ленинизм.
Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме




9-10
Профессиональная деятельность в сфере
социально-гуманитарного знания Основные профессии
социально-гуманитарного профиля.
Профессиональные образовательные учреждения
2
Урок изучения нового материала
Уроки обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии
социально-гуманитарного профиля.
Профессиональные образовательные учреждения
Знать понятия: академия, университет, колледж, лицей, гимназия.
Развивать умения:
- получение и осмысление социальной информации, систематизация полученных данных




11
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
1
Итоговый урок
Контрольный урок
Тестирование.
Контрольный
опрос
Закрепление, углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы





Раздел 2. Введение в философию (50 часов)

12
Место философии в системе обществознанияФилософия и наука

1

Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний
Урок- лекция Урок-дискуссия: «Можно ли познать общество, в котором живешь»?
Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения:
- определения сущностных характеристик изучаемого объекта;
- извлечения необходимой информации из источников




Тема 1. Общество и человек (23 часа)

13-14
Происхождение человека и становление общества Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум. Составить таблицу «Теории происхождения человека»
Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции
Знать понятия:
Человек, антропогенез, социогенез
Развивать умения:
- характеризовать с научной позиции основные явления;
- оценивать различные суждения




15-16
Сущность человека как проблема философии Мышление и деятельность. Понятие информации
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.
Соотношение мышления и языка
Знать понятия: деятельность, её структура, мышление, язык. Развивать умения:
- сопоставление различных научных подходов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа




17-18
Социум как особая часть мира Факторы изменения социума Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.
Социум как особая часть мира.
Факторы изменения социума
Знать понятия: общество, социум, общественные отношения.
Развивать умения:
- объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;
- устанавливать соответствие




19-20
Системное
строение
общества
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда
Знать понятия: социальная система, её структура. Развивать умения:
- систематизации изученных фактов;
- переведения социальной информации из одной знаковой системы в другую




21-22
Типология обществ
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Уровни рассмотрения общества: социально-философский, истори-котипологический социально-конкретный
Знать понятия: цивилизационный подход, формационный подход.
Развивать умения; - сопоставлять различные научные подходы




23
Восток и Запад
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций
Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация.
Развивать умение:
- оценивать различные суждения;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конфетных примерах




24-25
Смысл и направленность исторического развития Формации и цивилизации. Культура и цивилизация. Многообразие и диалог культур
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Работа с учебником (знаковый анализ)
Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры
Знать понятия:
общественно-экономическая формация, цивилизация, культура. Развивать умения:
-объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и культуры);
- оценивать различные суждения о социальных объектах




26-28
Исторический процесс и его
участники
3
Урок изучения нового материала
Уроки обобщения и закрепления знаний
Урок-исследование «Кого считать исторической личностью»?
Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные объединения как участники исторического процесса.
Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума
Знать понятия: исторический процесс, народные массы, исторические личности. Развивать умения:
- осуществлять поиск, систематизацию, и интерпретацию социальной информации по теме;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения по определенной теме




29-30
Общественный прогресс Многообразие и неравномерность процессов общественного развития
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития
Знать понятия: прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы. Развивать умения:
- понимать закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей




31-32
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Круглый стол на тему: «Это сладкое слово «свобода»
Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество
Знать понятия:
свобода, свободное общество.
Развивать умения:
- владеть основными видами публичных выступлений;
- следовать этическим нормам и правилам ведения диспута




33-34
Общество и человек
2
Итоговый урок
Контрольный урок
Выполнение проблемных заданий
Тестирование
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний





Тема 2. Деятельность как способ существования людей (10 часов)

35-36
Многообразие деятельности Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
социологическое мини-исследование «Ведущие мотивы учебной деятельности моих одноклассников»
Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность
Знать понятия: потребности, их виды, интересы, творчество. Развивать умения:
- проводить социологическое мини-исследование




37-38
Деятельность в сфере духовной культуры
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум
Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное потребление
Знать понятия: духовная культура, духовные ценности. Развивать умения:
- формирование развернутого плана ответа




39-40
Трудовая деятельность Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России
2
Комбинированный урок

Работа в группах: мини-проект «Перспективы развития социального партнёрства в России»
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России
Знать понятия: трудовая деятельность, социальное партнерство.
Развивать умение оценивать различные суждения




41-42
Политическая деятельность Политическое лидерство
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика
Знать понятия:
власть, политика, субъекты, объекты политики. Развивать умения:
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах




43-44
Деятельность как способ существования людей
2
Итоговый урок
Контрольный урок
Тестирование. Выполнение проблемных заданий
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний





Тема 3. Сознание и познание (16 часов)

45-46
Онтология и теория познания Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.

2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум
Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание
Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Развивать умения:
- сопоставлять различные научные подходы;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах




47-48
Понятие научной истины и её критерии Относительность истины
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум на отделение основной информации от вторичной
Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение
Знать понятия: истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение.
Развивать умения:
-отделять основную информацию от второстепенной;
- критически оценивать достоверности полученной информации




49-50
Виды и уровни человеческих знаний Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл
Знать понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука. Развивать умения:
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- приводить доказательства




51-52
Научное познание Дифференциация и интеграция научного знания
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум Работа с источниками. Понятийный диктант
Основные особенности методологии научного мышления.
Дифференциация и интеграция научного знания
Знать понятия:
научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон.
Развивать умения:
- сопоставлять различные подходы;
- формировать собственные суждения




53-54
Особенности социального познание
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум Анализ материалов СМИ, словарик темы
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук
Знать понятия: социальное познание, конкретно-исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта. Развивать умение анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни с применением методов социального познания




55-56
Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание.
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Общественное и индивидуальное сознание
Знать понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание
Развивать умения:
- развернуто обосновывать суждения;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах




57-58
Духовная жизнь людей. Самосознание и его роль в развитии личности.
Самопознание
2
Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение проблемных, логических, творческих задач
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя
Знать понятия: самопознание, самооценка, притязание, самоисповедь.
Развивать умение решения проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания




59-60
Сознание и познание
2
Итоговый урок
Контрольный урок
Выполнение проблемных заданий. Тестирование
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний





Раздел 3. Введение в социальную психологию (32 часа)

61
Социальная психология как наука
1
Урок изучения нового материала
Урок-лекция
Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение
Знать понятия: социальная психология




Тема 1. Социальная психология личности (6 часов)

62-63
Человек. Индивид. Личность
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Урок-практикум Выполнение
творческих
работ
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности
Знать понятия: индивид, индивидуальность, личность. Развивать умения:
- решать проблемные, логические, творческие задачи;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта




64-65
Периодизация
развития личности
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Моделирование ситуаций по теме, их анализ
Понятие возраста в психологии. Становление личности
Знать понятия: детство, отрочество, юность, возраст, зрелость, старость, социология, социализация. Развивать умения:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах




66-67
Направленность личности Социальная установка Ролевое поведение. Гендерное поведение
2
Урок изучения нового материала
Урок обоб- щения и закрепления знаний
Групповая работа: критерии социального поведения школьника
Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение
Знать понятия: социальная сфера, социальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, социальная роль Гендерное поведение Развивать умения:
- уверенно работать с текстами различных стилей;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта




Тема 2. Мир общения 6 часов

68-69
Общение как обмен информацией Особенности общения в информационном обществе
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Общение. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе
Знать понятия: общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение. Развивать умения:
- характеризовать с научных позиций основные социальные явления, их место и значение в обществе




70-71
Общение как межличностное взаимодействие Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение в юношеском возрасте
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Работа в группах: выработка памятки «Культура общения в юношеском возрасте»
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте
Знать понятия: кооперация, конкуренция, конформность, нонконформность общение как взаимодействие. Развивать умения:
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия




72-73
Общение как взаимопонимание Идентификация в межличностном общении.
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Работа в группах: анализ материалов СМИ (факты и мнения)
Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении.
Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия
Знать понятия: общение, взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффект, стереотип восприятия. Развивать умения:
- различать в социальной информации факты и мнения;
-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами,




Тема 3. Психология социальных групп (20 часов)

74-75

Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Групповая работа: разработка памятки «Правила общения в малых группах»
Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития
Знать понятия: условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция.
Развивать умения:
- участия в обучающих играх;
- осмысления опыта взаимодействия с другими людьми




76-77
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения
2
Урок изучения нового материала

Урок-дискуссия
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения
Знать понятия: толерантность, национализм бытовой Развивать умение ведения дискуссии




78-79
Межличностная совместимость Групповая сплоченность. Дружеские отношения.
2
Урок изучения нового материала
Уроки обобщения и закрепления знаний
Участие в дебатах по заявленной проблеме
Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности
Знать понятия: межличностная совместимость, групповая сплоченность, самоопределение.
Развивать умения:
- отстаивания и аргументации своих позиций;
- участия в обучающих играх




80-81
Групповая дифференциация Стиль лидерства Взаимоотношения в ученических группах.
2
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Участие в ролевой игре
Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства
Знать понятия: социальная дифференциация, групповая дифференциация, лидер.
Развивать умения:
осмысления опыта взаимодействия с другими людьми




82-84
Семья как
малая
группа Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье
3
Урок изучения нового материала Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Моделирование ситуаций по теме, их анализ
Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье
Знать понятия:
семья, тендерное поведение.
Развивать умения:
- исследования реальных связей и зависимостей;
- создания идеальных объектов




85-86
Антисоциальные группы Особая опасность криминальных групп
2
Урок изучения нового материала
Комбинированный урок
Работа в группах: материалы СМИ, их анализ
«Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп
Знать понятия: социальные нормы, Антисоциальные группы, дедовщина, криминальные группы. Развивать умения: - анализа явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни




87-89
Конфликт
3
Урок изучения нового материала
Урок обобщения и закрепления знаний
Урок-практикум Решение проблемных заданий
Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта
Знать понятия:, конфликт, структура и функции конфликта. Развивать умения:
- использования элементов причинно-следственного анализа;
- осуществления конструктивного взаимодействия с людьми различных убеждений, культурных ценностей




90-91
Личность. Межличностные отношения
2
Итоговые уроки
Урок-практикум Решение проблемных, логических, творческих задач
Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы





92-93
Личность. Межличностные отношения
2
Уроки контроля знаний
Тестирование, выполнение проблемных заданий
Контроль знаний





94-96
Итоговое повторение: Основные философские проблемы
3
Итоговые уроки
Семинар. Тестирование в форме ЕГЭ, выполнение проблемных заданий
Контроль знаний





97-99
Итоговое повторение Социум как особенная часть мира
3
Итоговые уроки
Семинар. Тестирование в форме ЕГЭ, выполнение проблемных заданий
Контроль знаний





100
-
102
Итоговое повторение Социальная психология личности, социальных групп
3
Итоговые уроки
Семинар.
Тестирование в форме ЕГЭ, выполнение проблемных заданий
Контроль знаний












4. Ресурсное обеспечение.
4.1 Основная литература.
В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебники:
Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2008;
2) Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. – М.: Просвещение, 2008
4.2 Дополнительная (методическая) литература
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2008;
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2008;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005;
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2008. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2008;
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2008. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2008.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2007;
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005;
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;
Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
4.3 Медиаресурсы
 В соответствии со стандартом основного общего образования по обществознанию (Профильный уровень)

 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

 В календарно-тематическом планировании шрифтом выделено содержание государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный уровень)









13PAGE 15


13PAGE 14115