Классный час на тему: «Права ребенка в международном и российском праве»



МБОУ СОШ № 41 с углубленным изучением немецкого языка
г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания
Классный час
на тему:
«Права ребенка в международном и российском праве»
Выполнили:
Классный руководитель 8 «А» класса
Сологуб Людмила Петровна
Студентка 5 курса юр. фак-та СОГУ
Васильченко Дарья Юрьевна
Владикавказ, 2015
Классный час на тему: «Права ребенка в международном и российском праве»
Цели:
- познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка и российским законодательством;
- способствовать осознанию ответственности за свои поступки;
- формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
- научить учащихся применять свои правав жизни;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
- воспитывать уважение к другим людям.
Наглядные пособия: Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка,Конституция РФ, СК РФ, УК РФ, презентация по теме.
Материалы: печатный раздаточный материал, содержащий набор основных прав ребенка.
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.
Предварительная работа:консультация и приглашение на урок юриста.
Ход классного часа:
Одной из приоритетных задач России и мирового сообщества в целом в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка.
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года иявляется первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.В СССР Конвенция была ратифицирована в 1990 г.
ПРАВА ДЕТЕЙ
С момента рождения:
на имя;
на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
на гражданство и др.
С 6 лет добавляется право:
совершать мелкие бытовые сделки;
совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения.
С 8 лет добавляется право:
на участие в детском общественном объединении.
С 10 лет добавляется право:
на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса.
С 14 лет добавляются права:
получить паспорт гражданина Российской Федерации;
самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
давать согласие на изменение своего гражданства;
самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла.
С 15 лет добавляется право:
работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством
С 16-ти лет добавляются следующие права:
вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;
работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;
управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
быть полностью дееспособным.
В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
Права ребенка по российскому законодательству (Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ).
Личные права несовершеннолетних детей:
Несовершеннолетними считаются дети, не достигшие восемнадцати лет. Их способность приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникают с момента рождения. Что же касается дееспособности, то она определяется ст. 21 ГК РФ и соответствующими статьями СК РФ. Говоря о правах ребенка, СК РФ использует терминологию КонвенцииООН "О правах ребенка". Тем не менее, можно выделить в качестве приоритетных и самостоятельных следующие личные права несовершеннолетнего:
право жить и воспитываться в семье;
право на общение с родителями и другими родственниками;
право на свою защиту;
право выражать свое мнение;
право на имя, отчество и фамилию.
Любое из перечисленных прав есть предоставляемая государством каждому ребенку возможность жить и воспитываться в семье, защищать себя и т.д. Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 СК, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 ГК, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке.
Однако в случаях, предусмотренных законом, например при лишении, ограничении родительских прав, говорить о праве ребенка жить и воспитываться в родительской семье не приходится. Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и что именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств, его своеобразным убежищем. То же можно сказать о семье лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей).
Теснейшим образом с правом ребенка жить и воспитываться в семье связано его право знать своих родителей, о котором прямо говорится в ст. 7 Конвенции "О правах ребенка", правда, с небольшой оговоркой — "если это возможно". Отсюда следует, что:
при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций так, или иначе занимающихся розыском граждан.
Еще одной составной частью права ребенка жить и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей. С правовой точки зрения к родителям относятся лица, записанные в этом качестве в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего.
Другим аспектом, входящим в сферу правового регулирования, является общение ребенка с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК). Поскольку такое общение, как правило, служит источником воспитательного воздействия на ребенка, способствует удовлетворению интересов не только взрослых, но и детей, постольку оно причисляется к одному из их прав. Причем ст. 55 СК не ограничивается провозглашением данного права, а обращает внимание на ситуации, делающие затруднительным его реализацию в отношениях как с родителями, так и с другими родственниками. В соответствии с п. 1 ст. 55 СК на право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет:
расторжение брака родителей;
признание брака родителей недействительным;
раздельное проживание родителей;
проживание родителей в разных государствах.
Но надо отметить, что ст. 54 СК упоминает не только близких родственников (дедушку, бабушку, братьев, сестер), но и других родственников. Уголовно-исполнительный кодекс позволяет осужденным несовершеннолетним краткосрочные и длительные свидания с родителями, усыновителями, родными братьями и сестрами, дедом, бабушкой.
Провозглашая право ребенка на защиту, СК идет дальше и вводит неординарное новшество. Отныне несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей (лиц, их заменяющих). Такое нововведение надо понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Степень беззащитности ребенка при этом возрастает еще и потому, что далеко не всегда окружающие хотят вмешиваться в дела семейные, даже если налицо следы жестокого обращения с ребенком. А обладающему правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей несовершеннолетнему предоставляется возможность самому требовать своей защиты, просить о помощи. Его заявление может быть облечено в любую форму. Главное здесь заключается в том, что, выступая как обладатель вполне конкретного, лишь ему принадлежащего права, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, уполномоченных на его защиту, т.е. органов опеки и попечительства. Не случайно поэтому п.2 ст. 56 СК предлагает ему обращаться именно в эти органы. Как известно, защита прав любого гражданина, в том числе и несовершеннолетнего, осуществляется и в судебном порядке. Но поскольку деятельность суда строго регламентируется правилами гражданского процесса, правом обращения в суд наделяются только несовершеннолетние, достигшие четырнадцатилетнего возраста.
Мнение несовершеннолетнего учитывается:
при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК);
при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК);
при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК);
при рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК);
при рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК);
при отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК);
при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК);
при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве.
Во всех перечисленных случаях происходит учет мнения ребенка любого возраста. Вместе с тем обязательно согласие ребенка, достигшего десяти лет: при изменении его имени и (или) фамилии по просьбе родителей или одного из них (п. 4 ст. 59 СК); при передаче на усыновление (ст. 132 СК).
Имущественные права несовершеннолетних детей:
Имущественные права ребенка как таковые прежде не имели собственной правовой основы. Теперь они занимают свое место в ст. 60. Это обстоятельство еще раз свидетельствует об отношении к ребенку как к самостоятельному субъекту принадлежащих ему прав. "Имущественные права несовершеннолетних детей" — это тоже собирательное понятие, состоящее из нескольких слагаемых, каждому из которых СК уделяет особое внимание. И на первом месте здесь право каждого ребенка на получение содержания от своих родителей или заменяющих их лиц в случаях, предусмотренных законом (ст. 60 СК). Предоставление такого права означает, что жизненно важные потребности ребенка (в пище, одежде, жилье и т. п.) подлежат удовлетворению прежде всего в родительской семье или семье, ее заменяющей. Существуют разные источники содержания ребенка в семье. Сюда входят:
необходимая для поддержания нормальных условий жизни несовершеннолетнего часть заработка (дохода) родителей, усыновителей;
причитающиеся ему алименты, если родители (один из них) не заботятся о материальном его обеспечении;
пенсии, различного рода пособия, положенные несовершеннолетнему по закону.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как источники содержания ребенка крайне разнообразны и могут иметь свои особенности в конкретной ситуации. Однако, согласно п. 2 ст. 60 СК, всеми суммами, предназначенными для детей, распоряжаются родители. Кроме того, ребенок имеет право собственности на:
имущество, полученное им в дар. Таков один из традиционных и наиболее распространенных способов приобретения несовершеннолетним лицом имущества не только от родственников, но и от любых других физических и даже юридических лиц;
имущество, полученное им по наследству в порядке, установленном ГК. При этом не имеет значения, имело ли место наследование по закону или по завещанию;
доходы, полученные им. Это могут быть не только проценты с банковского вклада или суммы, полученные в результате сдачи внаем принадлежащего несовершеннолетнему жилья. Сюда относится и прибыль от творческой, предпринимательской деятельности, которая становится новым элементом образа жизни современных детей;
имущество, приобретенное на его собственные средства. И если раньше считалось, что таких средств в принципе может не быть, то теперь, когда дети работают за деньги или получают выручку от перепродажи и т.п., допускается, что существуют реальные предпосылки для увеличения объема имущества несовершеннолетнего и таким путем.
При этом в п. 2 ст. 26 ГК приведен перечень сделок, которые подросток в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе совершить самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей:
распоряжаться своими заработком и стипендией;
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
На заключение ими иных сделок требуется предварительное письменное согласие их законных представителей или последующее одобрение этих сделок, выраженное в письменной форме. Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершенным ими сделкам, а также отвечают за причиненный ими вред в соответствии со ст. 1074 ГК.
Уголовно-процессуальные права ребенка:Согласно статье 20 УК РФ, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.Однако следует обратить особое внимание на то, что лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:
убийство (статья 105),
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111),
умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112),
похищение человека (статья 126),
изнасилование (статья 131),
насильственные действия сексуального характера (статья 132),
кражу (статья 158),
грабеж (статья 161),
разбой (статья 162),
вымогательство (статья 163),
неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166),
умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167),
террористический акт (статья 205),
захват заложника (статья 206),
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207),
хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213),
вандализм (статья 214),
хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226),
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229),
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).В отношении несовершеннолетних могут назначаться всего шесть видов наказания, а именно:
штраф;
лишение права заниматься определенной деятельностью;
обязательные работы;
исправительные работы;
арест;
лишение свободы на определенный срок.
Согласно УПК РФ, вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.
Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия.
По ходатайству стороны, а также по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие.
В заключение считаю нужным отметить, что изучение прав ребенка способствует переосмыслению многих проблем воспитательной работы в школах, помогает формировать и совершенствовать критическое мышление школьников, где основой являются гуманистические ценности. Поэтому вопросы преподавания прав человека, ребенка постоянно находятся в центре внимания педагогической общественности.
Закрепление.
Назовите личные права ребенка, которые вы запомнили.
Назовите имущественные права ребенка, которые вы запомнили.
Где записаны права детей?
С какого возраста ребенок становится совершеннолетним?
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Какие наказания могут быть применены к детям, совершившим преступления?
Кто является законным представителем ребенка?
Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
Какие обязанности детей вы знаете?
Как вы можете защитить свои права, если они были нарушены?
Итог.
Права и свободы гарантируются международным и российским законодательством и должны соблюдаться, как представителями государственной власти, так и самими гражданами РФ.
Заключительный этап.
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.