О доблестях, о подвигах, о славе (Бородинское сражение в литературе)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 9 имени генерала Аркадия Николаевича Ермакова»
Городские научные чтения школьников 5-7 классов «Шаг в науку»
Номинация
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
(посвящается 200-летию Бородинской битвы)
Тема
«О доблестях, о подвигах, о славе»
(Бородинское сражение в художественной литературе)
Автор: Иванушкина Мария, 12 лет, 6«Б»
Руководитель: Сухорукова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
т. 24-25-55, 8-953-190-14-18
olga.suhorukova2018@yandex.ru
Тула
2016 - 2017
Оглавление
Введение. Бородинское сражение в литературе с. 3
Цель, задачи, предмет, объект, методы исследования с. 3-4
Исследование. Мои одноклассники о Бородинском сражении с. 4-5
Основное содержание. «О доблестях, о подвигах, о славе» с. 5-7
И.А. Крылов. «Басня «Волк на псарне»
В.А. Жуковский. Ода «Певец во стане русских воинов»
А.С. Пушкин. Стихотворение «Полководец»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
Вывод. Народная память «о доблестях, о подвигах, о славе» России.
с. 7-8
Список использованной литературы с. 9
Введение
Литература – средство воздействия на умы и души людей, воспитания самых высоких духовно-нравственных качеств человека. Литература преподает уроки, без которых мы оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем. Задача писателя - найти такие слова, чтобы «глаголом жечь сердца людей». Именно эту задачу решали поэты и писатели, создавшие яркие образы героев Отечественной войны 1812 года. 200 лет прошло со времени победы в той войне – первой в нашей истории, получившей название Отечественной. Два столетия – немалый срок. Многое может забыться или потерять первоначальный блеск за это время. Но память о битвах и героях не тускнеет. Выбирая тему «О доблестях, о подвигах, о славе», я хотела бы напомнить моим одноклассникам об одной из самых героических страниц истории нашей Родины, о Бородинском сражении.
Предметом моего исследования является подвиг героев Отечественной войны, изображенный поэтами и писателями XIX века, которые были очевидцами или современниками тех событий. Объектом исследования – произведения литературы.
Цель работы - определение роли литературы XIX века в увековечивании подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года
Задачи:
Познакомиться с художественными произведениями, изображающими Бородинское сражение, во многом определившее ход Отечественной войны 1812 г.;
подготовить презентацию по заявленной теме для одноклассников.
Использованные методы – поиск, анализ, изучение различных источников.
Варианты представления результатов исследования – устный доклад, компьютерная версия – презентация.
Мои одноклассники о Бородинском сражении в ходе Отечественной войны 1812 года
Моим одноклассникам было предложено ответить на два вопроса:
Назовите дату Бородинского сражения
Перечислите героев Отечественной войны 1812 года.
Полученные результаты я представила в виде диаграмм.


Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что мои одноклассники мало знают об Отечественной войне 1812 года. Я обратилась к учителям начальных классов и учителям истории и поняла, что программа не предусматривает в этом возрасте изучение этих страниц нашей истории. Учитель литературы предложила мне поработать над темой «О доблестях, о подвигах, о славе» (Бородинское сражение в литературе XIX века) и выступить перед ребятами. Изучив рекомендованную литературу, я подготовила доклад и презентацию.
«О доблести, о подвигах, о славе»
Это было в 1812 году. На Россию шла войной огромная армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта, подчинившего себе почти всю Европу. У Наполеона было почти в три раза больше сил, чем у русских. И русская армия вначале отступала. В таких сложных для России условиях началась война 1812 года. Война за Отечество. Отечественная война. Первая в нашей истории Отечественная война. Бородинское сражение стало поворотным. Русские одержали моральную победу. Стало ясно, что французам можно и нужно дать отпор. Эти героические страницы нашей истории описаны историками. Но поэты и писатели XIX века пропустили эти события через сердца и души. Тем и интересен их труд.
В 5-ом классе мы изучали басню Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне», посвященную событиям 1812 года. Кутузов прочел ее после победоносного сражения под Красным. При строках «ты сер, а я, приятель, сед, и волчью я давно натуру знаю», он снял белую с красным околышем фуражку и показал на свою седую голову. И дочитал окончание басни – слова ловчего: «А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». Гвардия рукоплескала.
Поэт Василий Андреевич Жуковский сам был участникам Отечественной войны 1812 года. В чине поручика он вступил в Московское ополчение, после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу Кутузова. В Тарутино (где русские войска пополнялись и готовились к наступлению) поэт написал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которой поименно прославил живых и погибших героев Отечественной войны.
Александр Сергеевич Пушкин был еще лицеистом, когда Россия воевала с Наполеоном. Этим событиям он посвятил стихотворение «Полководец», строки из 7-й главы «Евгения Онегина».
Денис Давыдов, командовавший во время Отечественной войны партизанским отрядом из гусар и казаков, был прекрасным лирическим поэтом. Им написаны стихи «Партизан», «Бородинское поле» и многие другие.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, когда Отечественная война 1812 года была уже закончена, но на протяжении всей своей жизни не раз обращался к ней. Увлекаясь военной историей, маленький Михаил лепил из цветного воска фигурки героев-воинов, придумывал их речи и диалоги, сам как будто бы жил с ними в это время. Он с интересом слушал рассказы об этой войне дяди (брата бабушки) Афанасия Алексеевича Столыпина, солдат-ополченцев в Тарханах, гувернера-француза. Когда Михаил подрос и стал писать стихи, он не раз обращался в них к теме наполеоновского нашествия. Впервые – в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. Стихотворение называлось «Поле Бородина». В сказочно-былинной манере описаны события войны и в стихотворении «Два великана». К теме поединка двух великанов (России и Франции, Кутузова и Наполеона) Лермонтов вернулся позднее и в поэме «Сашка». Знаменитое «Бородино» написано в 1837 году к 25-летию Бородинского сражения. По мнению литературоведов, это стихотворение является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков в победных одах Ломоносова, Державина звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Лев Николаевич Толстой в романе - эпопее «Война и мир» дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период, как, впрочем, и другие, был очень насыщен драматическими событиями. Но самый судьбоносный, решающий и оказавший влияние на всю последующую жизнь страны - 1812 год с нашествием французов, Бородинским сражением, пожаром Москвы и последующим разгромом наполеоновской армии. В романе эпизоду Бородинского сражения уделено достаточно много места, оно описано автором со скрупулезностью историка, но в передаче великого мастера слова.
Выводы
Существуют различные мнения о том, кто же все-таки победил в Бородинской битве, многие историки спорят по этому вопросу в своих работах. Я согласна с теми, кто считает, что в Бородинском сражении в материальном смысле победил Наполеон: у него, действительно, осталось больше войск в процентном соотношении. Но эта победа была Пирровой - он не смог сломить дух русской армии, дух русского народа. Как никто и никогда не смог его сломить: ни татаро-монголы, ни поляки, ни Гитлер. И, даже когда русские несли поражение, они выходили из боя победителями. Бородинская битва была великая моральная победа русских. Победа, принесшая славу России. Прошло 200 лет, но наше молодое поколение знает и помнит героев Отечественной войны. Их подвиг запечатлен в том числе и в произведениях литературы. Пройдет еще 200 лет, и наши потомки с благоговением будут произносить имена Кутузова, Дениса Давыдова и многих героев Отечественной войны 1812 года. Пока мы помним о великих страницах нашей истории, мы сильны духом. В заключение хочу привести слова современного поэта В. Тяптина, которые показались мне особенно интересными:
И наша общая задача –
Чтоб дух могучий не угас
Той Бородинской славной битвы
В душе у каждого из нас.
России быть, нам быть дано,
Пока жив дух Бородино.
Рекомендации
Материалы проекта можно использовать на уроках литературы, для подготовки и проведения классных часов и внеклассных мероприятий по данной тематике
Список использованной литературы
В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 5 класс. – М.: Просвещение, 2013, с. 60 – 63, 150 - 156.
Бородинское сражение. В. Г. Сухов. БСЭ
Интернет - ресурсы
http://www.borodinoru.ru/Museums/muz_dor.htmhttp://www.1812panorama.ru/virtual/borodino.htmlhttp://vpereplete.blogspot.com/2011/09/blog-post_16.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%F0%EE%E4%E8%ED%F1%EA%EE%E5_%F1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5Отечественная война 1812 годаhttp://www.liveinternet.ru/users/orhideya6868/post183563256/