Романтический идеал и его отражение в музыке. Урок-презентация по МХК/Искусству, 11 класс, базовый уровень


МХК, 11 класс Урок № 15 Д.З.: Глава 14, ?? (с.168), тв. задания (с.168-170) © А.И. Колмаков Романтическийидеал и его отражение в музыке ЦЕЛИ УРОКА Познакомить учащихся с характерными чертами романтизма в музыке;Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение;Воспитывать культуру восприятия шедевров романтизма в музыке. ПОНЯТИЯ, ИДЕИ романтизм в западноевропейской музыке; программная музыка; музыкальные жанры; веризм; опера; Р. Вагнер; оперный цикл «Кольцо Нибелунга»; романс; песня; А. А. Алябьев; А. Е. Варламов;А. Л. Гурилев; А. Н. Верстовский; А. С. Даргомыжский; опера «Русалка» Проверка знаний учащихся 1 . Назовите главные эстетические принципы романтизма. В каких видах искусства они нашли наиболее яркое воплощение? Чем они привлекают лично вас? В чём вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения? Какими чертами характера должен обладать романтический герой? Каковы его взаимоотношения с природой и окружающим обществом? Знакомы ли вам по произведениям искусства подобные персонаж и ? Расскажите о них подробнее.2. Какие черты романтизма в ы мог ли бы отметить в произведениях Э. Делакруа? Какие идеалы этого художественного направления ему удалось воплотить в своих произведениях? Каким настроением они проникнуты? Сопоставьте картины Делакруа с произведениями академической живописи. В чём выразилась новизна его живописной манеры? Как вы думаете, почему современники называли картину Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» « Марсельезой» французской живописи? Как в ней сочетаются историческая достоверность и аллегорический смысл?3 . Каков образный мир художника Ф. Гойи? Определите главную тему его полотна «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». За какие идеалы погибают герои произведения? С помощью каких художественных средств в картине утверждается гражданская позиция автора?4. Что осуждал и и какие ценности утверждали художники-прерафаэлиты? Какие проблемы современности они решали в своём творчестве, обращённом к далёкому прошлому (Античности и Средневековью)?5 . В чём оригинальность и необычность трактовки традиционного библейского сюжета Благовещения в картине Д. Г. Россетти? Сравните эту картину с известными вам произведениями на этот сюжет. Какова особенность религиозной живописи прерафаэлитов? В чём проявился её романтический характер?6. Художник рубежа XIX-XX вв. К.А. Сомов писал о О.А. Кипренском как об «одном из лучших когда-либо существовавших портретистов». В его произведениях этого жанра он отмечал, «Кроме необыкновенного сходства, колорит блестящий... Рисунок правильный». Попробуйте доказать справедливость слов Сомова. Какими собственными характеристиками вы могли бы дополнить этот отзыв?7*. Что представлял собой излюбленный тип романтического пейзажа? Какие произведения вы бы причислили к шедеврам пейзажной живописи? Почему? Универсальные учебные действия слушать музыку романтизма, определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;различать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки романтизма;узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам) музыку романтизма и отдельных ее композиторов;осуществлять самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве одного из композиторов романтизма;исследовать причины теснейшей связи музыки романтизма с литературой и живописью;исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений;писать сочинение-эссе на одну из предложенных тем;работать со справочной литературой и ресурсами Интернета;высказывать собственное мнение о художественных достоинствах музыкальных произведений и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;комментировать научные точки зрения и оценки творчества отдельных композиторов;составлять программу музыкально-поэтического концерта на тему «Романтика русского романса» ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Романтизм в западноевропейской музыке.Р. Вагнер - реформатор оперного жанра.Русская музыка романтизма. Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет музыка романтизма? Когда в 1815 г. семнадцатилетний Франц Шуберт написал музыку на слова баллады И. В. Гёте «Лесной царь», он и не подозревал, что его проникновенный музыкальный рассказ о ночном путешествии всадника с маленьким сыном через тёмный, таинственный лес, пугающий странными видениями, положил начало романтизму - новому направлению в музыке. подвопросы Романтизм в западноевропейской музыке. Общность и различие музыки романтизма и классицизма. Выбор тематики, использование специфических средств ее выражения. Романтический герой и его внутренний мир. Идея синтеза искусств и универсальная роль музыки. Создание программной музыки (на примере творчества отдельных композиторов — по выбору). Изменения в системе музыкальных жанров. Веризм в итальянском оперном искусстве.Р. Вагнер - реформатор оперного жанра. Мир мистификаций и фантастики в музыке Р. Вагнера. Монументальный оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Обращение к средневековому немецкому эпосу, его созвучие современной жизни. Поиск новых музыкальных форм и их творческое воплощение.Русская музыка романтизма. Романсово-песенное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева и А. Н. Верстовского. Романтическая направленность оперного искусства А. С. Даргомыжского (на примере оперы «Русалка») Романтизм в западноевропейской музыке Гофман Эрнст Теодор Амадей̆, Немецкий писатель-романтик, композитор, художник, юрист Романтики в буквальном смысле словасоздали культ музыки, которая отнынеобъявлялась образцом, нормойхудожественного творчества. Онивозвели музыку на высшую ступень«лестницы искусств». Ф. В. Шеллинг (1775-1854) объявил музыку голосом глубочайшей сущности мироздания. Л. И.Тик, Новалис, Э.Т.А. Гофман утверждали,что мыслить звуками – это гораздо выше,чем мыслить понятиями. Музыка, ведущая в сферы стихийного чувства, вступает в свои права там, где никакаяпоэзия не может охватить и выразитьподлинную глубину чувств.Великий немецкий писатель и музыкант Э. Т. А. Гофман писал: «Музыка– самое романтическое из всех искусств,пожалуй, можно даже сказать, единственное подлинно романтическое,потому что имеет своим предметом только бесконечное». Наиболее яркими представителями романтической школы композиторов были…. Николо Паганини (Италия) Ференц Лист (Венгрия) Фредерик Шопен (Польша) Карл Мария фон Вебер (Германия) Франц Шуберт(Австрия) Рихард Вагнер (Германия) Роберт Шуман (Германия) Гектор Берлиоз (Франция) Феликс Мендельсон (Германия) Иоганнес Брамс (Германия) Романтизм в западноевропейской музыке Франц Петер Шуберт, австрийский композитор Романтики отстаивали абсолютноепреимущество музыкиинструментальной, симфонической. С ихточки зрения, только в ней раскрываются её настоящая суть иглубина. Композитор не должен рабскиследовать за ритмикой и интонацией стиха. Опираясь на литературный источник, он может создать совершенносамостоятельную музыкальную форму.Романтизм в европейской музыке не следует понимать как мгновенную сменунаправлений и стилей.В творчестве позднего Л. ван Бетховенаотчётливо проявлялись черты новогоромантического стиля, а в произведениях Франца Шуберта (1797-1828) чувствуется влияние венского классицизма.Между композиторами романтизма и классицизма не существовало стеныотчуждения и непонимания. Романтикипродолжали успешно развивать лучшиетрадиции классицистической музыки. Романтизм в западноевропейской музыке Роберт Шуман, немецкий композитор Композиторы - романтикиобратились к сферечеловеческих чувств ипереживаний. Сложный ипротиворечивый внутренниймир человека, неповторимостьи оригинальность каждойотдельной личности романтикипонимали, как никто другой. Онибыли убеждены, что только на языке музыки можно передатьто, что происходит вчеловеческой душе. Роберт Шуман писал: «Разумошибается, чувство никогда». В этих словах великогокомпозитора ключ к пониманиюмузыки романтизма, суть еёпрограммных требований.Героем романтической музыкистановится одинокий и разочарованный человек, способный выразить«мировую скорбь». Романтизм в западноевропейской музыке Новый романтический стиль вмузыке имел совершенно определённые, только ему присущиечерты. Они видны в особомфилософском взгляде наокружающий мир, в выборе тематикии в специфических музыкальныхсредствах её выражения. Романтикам принадлежала идея синтеза всех искусств, в котороммузыке отводилась универсальная роль. Музыка, по их мнению, как рази обладает свойством связывать, сближать все виды искусств. Онаможет, как живопись и скульптура,рисовать и ваять. Как литература – передавать содержание романа илитрагедии. В творчестве романтиковрасширились границы словеснойи музыкальной изобразительности. Осуществление на практике идеи синтеза искусств оказалось наиболееплодотворным в искусстверомантизма. Романтизм в западноевропейской музыке Вильгельм Рихард Вагнер, немецкий композитор Особенно тесной была связьмузыки, литературы и живописи.Многие композиторы – романтикиявлялись создателями такназываемой программной музыки,которая стремилась связать себя с определёнными литературнымиили живописными образами. Этасвязь предполагала объяснение замысла композитора в названиисочинения, в эпиграфе илипредисловии к партитуре(нотной записи многоголосногомузыкального произведения). Благодаря идее программности, вмузыке усиливались сюжетныеи изобразительные начала. Так ,Рихард Вагнер (1813-1883), работаянад созданием опер «Тангейзер» и«Лоэнгрин» на сюжеты старыхнемецких сказаний, сам писал дляних либретто, в которых разъяснялсуть музыкального произведения. Картина Рафаэля, запечатлевшая обручение Марии и Иосифа, проникнутая ясным мироощущением, светлой и тихой гармонией, стала основой для пьесы Листа «Обручение» Впервые у романтиков возникла идеявыразить в музыке образы живописи и скульптуры, превратить их в «программу» музыкального произведения.Известные фортепианные пьесы Ф. Листа «Обручение» (по картине Рафаэля«Обручение Марии») и «Мыслитель»(по скульптуре Микеланджело) из цикла«Годы странствий» являются ярким примерам программной музыки. Так, картина Рафаэля, ставшая для Листа своеобразным символом чистоты чувств, просветлённой человечности и гармонии,определила суть музыкального образа. Созданная им музыка полна тихого, светлого и благоговейного чувства, еёдвижение спокойно, плавно инеторопливо. Лишь в самыекульминационные моменты онастановится патетичной и восторженной. Элементы хорала, которые использовал композитор, напоминают о торжественномзвучании церковного хора. Безусловно, незная содержания картины Рафаэля, невозможно понять образ, созданный вмузыке, Ф. Лист восполняет музыкой. Романтизм в западноевропейской музыке Фридерик Шопен, польский композитор (1810-1849) Красота и самобытность народногоискусства стали одной из «вечныхценностей», которую открылиромантики. Интерес и внимание кфольклору отличают творчествомногих композиторов,использовавших интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев.Нередки они в вокальных циклах Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха»(1823) и «Зимний путь» (1827), вфортепианных миниатюрах «Песнибез слов» (1829-1845) -Ф.Мендельсона. Мелодии и ритмы венгерских ицыганских напевов и плясокслышатся в девятнадцати«Венгерских рапсодиях» (1847-1885),созданных Ф. Листом. Музыка «Венгерских танцев» (1869-1880) И. Брамса проникнута зажигательными ритмами народныхмелодий. Ф. Шопен не раз обращалсяк ритмам польских народных танцев –мазурки, полонеза и вальса. Романтизм в западноевропейской музыке Семья Франца Шуберта (Австрия) В музыке романтизма произошлисущественные изменения в системе жанров. Если композиторыклассицизма предпочиталисимфонию, сонату, оперу иинструментальные концерты, торомантики активно разрабатывали лирическую миниатюру, открывавшуюнеограниченные возможности длявыражения сокровенных чувств и движений человеческой души. Особойпопулярностью у слушателей пользовались жанры песни и романса.Общеизвестны циклы музыкальныхминиатюр Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты», а этюдыШопена, Шумана и Листа – лучшиедостижения этого жанра.Кроме того, в музыке романтизмапроизошло обновление традиционныхжанров классицизма. В Восьмой «Неоконченной» симфонии (1822)Шуберта бурные романтическиечувства органично сочетаются с яснойи стройной классицистическойкомпозицией. Вместо обычных дляэтого жанра четырёх частей симфонияШуберта состоит из двух – драматической и лирической. Романтизм в западноевропейской музыке Руджеро Леонкавалло, итальянский композитор Новые черты привносят романтики и в жанрсонаты. Шопен пишет Сонату для фортепианоиз четырёх частей со зловещим скерцо, траурным маршем и необычным мрачно – вихревым финалом. Лист создаётсонату-фантазию «По прочтении Данте», состоящую всего лишь из одной части.Существенные изменения претерпел и жанрпрелюдии. Хорошо известны прелюдии к фугам И. С. Баха, подготавливающие исполнение большого и сложногомузыкального произведения. Шопен сочинялпрелюдии экспромтом, находясь подвпечатлением определённого настроения.Романтизм в музыке - это довольно сложноеи многогранное явление. Одной из поздних его ветвей в конце XIX в.стал веризм (итал. verismo – истинный, правдивый), проявившийся в итальянскомоперном искусстве. Сочинения в стиле веризма изображали преувеличенные, исключительные чувства героев, толкавшие их на рискованные поступки, а порой дажеи на преступления. Наиболее яркий представитель веризма в европейской музыке – Руджеро Леонкавалло (1857-1919), создавший хорошо известную оперу «Паяцы»(1892). Романтизм в западноевропейской музыке Джузеппе Верди, итальянский композитор Реализм, идущий от Джузеппе Верди(1813-1901) и Жоржа Бизе (1838-1875).Композиторы- реалисты стремилисьпередать драматизм обычных напервый взгляд жизненных ситуаций. Всвоих музыкальных произведениях они уделяли особое вниманиеправдивому воспроизведению психологического состояния героев. Ихперсонажи больше не делились на положительных и отрицательных.Каждый представал во всей сложностихарактера и противоречивостиотношений с обществом. Усложнениеязыка и форм музыки в позднемромантизме, а затем и в другихтечениях вызвало к жизни неоклассицизм, появившийся вевропейской музыке в первой чтв. ХХ в.Композиторы- неоклассицисты стремились вернуться к простоте мелодий и форм, ясности, чёткости игармонии, они вновь обратились к полифонии, возродили клавесиннуюмузыку XVIII в.Опять возник интерес к стариннымконцертным жанрам - сюите и кончертагросса . Р. Вагнер – реформатор оперного жанра Лучшие произведения Вагнера и сегодня звучат на сценах крупнейших театров мира, поражая богатейшей палитрой оркестровых красок и гармонией, возвышенными, благороднымиобразами, глубокими человеческими чувствами. Выдающийсянемецкийкомпозитор Рихард Вагнербыл последнимкрупнымромантикомзападноевропейской музыкиXIX в. Р. Вагнер – реформатор оперного жанра Труд, которому он посвятил более двадцатилет своей творческой жизни, стал отражением эволюции его философских, эстетических и политических взглядов. В нём он обратилсяк одному из самых поэтичных и наиболее сложных сказаний немецкого героического эпоса – «Песни о Нибелунгах». Французский героический эпос «Песнь о Ролланде» и «Песнь о Нибелунгах», стала основой для монументального оперного цикла Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». Общее время исполнения всех четырёх опер занимает более 15 часов, самая короткая опера, Золото Рейна длится два с половиной часа, самая долгая — Гибель богов — более пяти часов. Русская музыка романтизма А.А. Алябьев В России в руслеромантизма работали: А.Е. Варламов А. Л. Гурилёв А.С. Даргомыжский Наибольшие успехи были достигнуты в романсово-песенном творчестве. «Зимняя дорога»«Два ворона»«Соловей» «Красный сарафан»«Вдоль по улице..»«Белеет парус…» Баллады, кантаты -«Чёрная шаль»«Три песни скальда»«Аскольдова могила» Оперы –«Русалка»«Каменныйгость» Русская музыка романтизма Алексей Николаевич Верстовский, русский композитор, театральный деятель Особой популярностью пользовалисьромансы А. А. Алябьева «Зимняядорога», «Два ворона» на стихи А. С.Пушкина и «Соловей» на стихиА. А. Дельвига. Лирические песни и романсы А. Е. Варламова «Красныйсарафан», «На заре ты её не буди...»,«Вдоль по улице метелица метёт...»звучали повсюду. Они пленялислушателей задушевностью и глубиной переживаний. Совсем иным -взволнованным и романтическим – был характер романса «Белеет парус одинокой...» на слова М. Ю.Лермонтова. Песни и романсы А. Л. Гурилёва «Матушка-голубушка», «Нешуми ты, рожь...», «Колокольчик»теплотой и искренностью чувств,выразительностью и напевностьюмелодии были созвучны народнымпесням, душе русского человека.А. Н. Верстовский создал новый романтический жанр музыкальнойбаллады - «драматической кантаты». Русская музыка романтизма Р. В. Петров в роли Мельника в опере А. С. Даргомыжского «Русалка». 1904 г . Романтическое направление в развитии оперного искусствавпоследствии было продолжено А. С. Даргомыжским (1813-1869). Опера «Русалка» (1855), написанная помотивам незаконченной драмы А.С.Пушкина, является одним из лучшихпроизведений композитора. В конце своего творческого путиДаргомыжский обратился к сюжетупушкинской трагедии «КаменныйГость», создав в 1866-1869 гг. одноимённую оперу. В ней дана блестящая музыкальная вариация известной легенды о Дон Жуане. Необычный , экспериментаторскийхарактер этой оперы открывал новыегоризонты в развитии оперногоискусства. Русская музыка романтизма Композиторы романтики не отказывались от классической музыки. Они продолжали развивать лучшие традиции классицизма. И все таки новый стиль имеет свои черты. Они видны в философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и музыкальных средствах ее выражения. Контрольные вопросы 1. Каковы характерные черты западноевропейской музыки романтизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения человека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, проявились отличия музыки романтизма от музыки классицизма? Поясните свой ответ.2. Почему так тесны были связи музыки романтизма с литературой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы дальнейшие пути развития музыки романтизма?3. Э. Делакруа писал: « ... Вагнер хочет всё обновить; он убеждён в своей правоте, он отбрасывает множество музыкальных условностей...». Как вы думаете, что именно «Обновил, а какие «условности» оперного искусства нарушил Вагнер? В чём заключается реформаторский характер его творчества?4. Каковы характерные черты русской музыки романтизма? Почему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово- песенном творчестве русских композиторов? Многообразие стилей западноевропейской музыки XIX в . Содружество искусств в музыке романтизма.Музыка немецкого романтизма.Музыкальный мир Ф. Шуберта.Ф. Шуберт - поэт и композитор.Поэзия И. В. Гёте в музыке Ф. Шуберта.БалладаФ. Шуберта "Лесной царь" и одноимённая баллада И. В. Гёте в переводе В. А . Жуковского.Почему Ф. Шопена называли "чистым гением гармонии"? Музыкальные открытия Ф. Листа. Мой любимый композитор-романтик. Р. Вагнер как выдающийся реформатор оперного жанра. История создания оперного цикла Р. Вагнера "Кольцо Нибелунга«. Темы проектных исследований или презентаций рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я научился…Я смог…Меня удивило…Мне захотелось… Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011 Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская средняя школа, р.п. Ермишь, Рязанская область900igr.net