Компьютерные технологии как здоровьесберегающий фактор обучения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»

«Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МС Директор:_______Полякова Т.Ю.
Протокол № 3 от 9.02.11г
Председатель:____________



Программа
«Компьютерные технологии как здоровьесберегающий фактор обучения».



Составитель: Погадаева Л.А.








г. Губкинский
2011 год
Тема: Компьютерные технологии как здоровьесберегающий фактор обучения.
Исполнители эксперимента: Филицина Елена Викторовна.
Демченко Мария Анатольевна
Актуальность темы: Мы живём в XXI веке, век научно-технического прогресса. Современные дети рано знакомится с компьютером, очень много общаются с телевидением, видео и игровыми приставками. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
Споры относительно пользы и вреда от компьютерных технологий ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных технологий на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Надеюсь, что приведенные ниже факты помогут нам сделать правильный выбор и докажут важность внедрения компьютерных технологий, как здоровье сберегающий фактор обучения. Как современная техника влияет на здоровье человека, а особенно на организм ребёнка? Помогает или вредит ему. Компьютер - это наше будущее. Использование компьютеров в образовании и дома уже перестало быть необычным явлением. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. Все это предъявляет качественно новые требования и к начальному образованию, одна из главных задач которого заложить потенциал обогащенного развития здоровой личности ребенка. Поэтому бесспорно в систему начального обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития.
Во время применения информационных технологий у школьника, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. А это значит, хорошо влияет на эмоциональное состояние ребенка. Успех приобщения школьника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования. Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и учителя, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенкаэто формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности. Использование компьютера на уроках и дома имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики. Почти все знают, как трудно бывает усадить ребенка за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием, и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на нем. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков.
У ребенка развивается:
восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;
познавательная мотивация, произвольная память и внимание произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.
он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.
дети осваивают окружающую действительность, познают мир в процессе разнообразной деятельности.
быстроту реакции
мелкую моторику рук
логическое мышление
классифицировать и обобщать
аналитически мыслить в нестандартной ситуации
добиваться своей цели
совершенствовать интеллектуальные навыки
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Это значит, что он будет здоровым и уверенным в себе. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения, чтения географических карт, – с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. При этом меньше утомляется. В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у младших школьников еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. Поэтому урок с использованием информационных технологий получается более яркий и запоминающий. Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в обучении в школе и дома не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне, является здоровье сберегающей технологией. Много зависит от нас, если родители и учителя своим примером покажут, что компьютер – умный помощник человека, он таким и будет для наших детей.
Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, помогает сохранения здоровья детей. Но есть одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час работы на нем сделают ребенка сразу умным и развитым и оставит его здоровым. Как и любые занятия, компьютерные технологии требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так ребятам 6-7 лет можно проводить за компьютером до получаса.
К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общения с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных технологий они все же воздают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни детей. А какой будет эта часть, зависит от нас, взрослых. В противном случае, компьютер может заменить ребенку реальную жизнь, научит его жестокости, выльет на него море грязной информации, покажет мир насилия и ужасов. Кем будет компьютер в жизни ребенка, добрым помощником или монстром, разрушающим его жизнь, зависит от того, как мы, родители, научим нашего ребенка общаться с ним. Попробуем разобраться, в их недостатках. По данным экспертов ВОЗ, до 92% взрослых, работающих на компьютере, жалуются в конце рабочего дня на различные неприятные ощущения и усталость, которые в дальнейшем приводят к неблагоприятным последствиям. Чаще всего страдают глаза; через несколько часов работы появляется чувство жжения - словно в глаза попал песок, болят веки. Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.
1.Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. Для этого необходимо иметь достаточно развитое абстрактное мышление, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, за короткое время проявить все свои знания, умения, навыки. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы - чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (смотреть выше). Если у него проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. Работая на компьютере у детей может возникнут «Компьютерный зрительный синдром КЗС». Между тем именно клавиатура и мышь очень важны: ведь это именно те устройства, с которыми Вы постоянно соприкасаетесь при работе с компьютером, именно они в первую очередь оказывают влияние на состояние вашего здоровья.
Рисунок 1
Итак, у Вас в правой руке компьютерная мышь. У нас тоже. Но далеко не все знают, что использование мыши опасно для здоровья. Кисти, запястья, предплечья, плечи - все это из-за мыши может серьезно пострадать. Для многих опасность, исходящая от мыши и других устройств ввода, не новость. О "мышиных проблемах" начали говорить с конца 90-х годов. Самым известным заболеванием, связанным с использованием мыши, клавиатуры является карпальный туннельный синдром - КТС или его еще называют
синдромом запястного канала - СЗК (рис. 1).
Симптомы карпального туннельного синдрома (КТС - СЗК) и жалобы при нем:
Появление неприятных ощущений в области запястья, ладони и пальцев рук (в проекции расхождения ветвей среднего нерва).
Со временем появляется ослабление пальцев и слабость пораженной ладони, онемение, боль и тяжесть в руке.
Болезненность и онемение ладоней заставляют просыпаться, т.к. во время сна человек не контролирует положение рук.
Неловкость ладони и пальцев создает затруднение при письме, а попытка поднять любой более-менее тяжелый предмет приводит к возникновению жгучей боли в запястном суставе.
Причины развития и возможные последствия.
Указанный синдром по существу представляет собой травму запястья. Чтобы понять причину его появления, следует разобраться в анатомии и физиологии (рис. 2)

Рисунок 2
Запястье - это место соединения лучевой и локтевой костей (костей предплечья) и восьми костей кисти (мелких костей ладони)
Через запястный канал - туннель (отсюда туннельный синдром) проходят срединный нерв и 9 сухожилий мышц кисти. Срединный нерв обеспечивает чувствительность поверхности большого, указательного и среднего пальцев со стороны ладони, поверхности безымянного пальца, обращенной к большому пальцу, а также тыльной стороны кончиков тех же пальцев. Срединный нерв иннервирует мышцы, обеспечивающие движение большого, указательного и среднего пальцев.
Таким образом, срединный нерв выполняет две функции - обеспечивает чувствительность и движение. Сам туннельный канал очень узкий. В нем то и сдавливается, т.е. защемляется срединный нерв. Отсюда и появление расстройств чувствительности и движений рук.
Причиной же защемления может быть распухание сухожилий, проходящих вблизи с нервом, а также отеком самого нерва. Это в свою очередь нарушает кровообращение, нарушается питание тканей, что еще больше усиливает отек их и сдавления в туннеле.
Все указанные симптомы и жалобы - есть следствие постоянной статической нагрузки на одни и те же мышцы, большого количества однообразных движений при работе с мышкой, чрезмерного изгиба в запястье.
Вообще человеческий организм всегда болезненно реагирует на длительные постоянные нагрузки. Давно известно, что у тех, кто вручную занимается ковровой росписью или же расшивает узорами ткани развиваются те же симптомы, что и у операторов, работающих с мышью.
Рисунок 3
Схема механизма появления туннельного синдрома
Рисунок 4
Человек, у которого развился туннельный синдром, теряет работоспособность на срок до нескольких месяцев и даже лет. Следует иметь ввиду, что ощущение боли и дискомфорт в руках могут быть вызваны не только защемлением срединного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжа межпозвоночных дисков) при котором повреждается нерв, идущий к рукам от спинного мозга. С целью снижения риска получить КТС-СЗК, занимаясь любимым делом, достаточно следовать простым советам. Одни из них связаны с правильной организацией рабочего места, другие направлены на организацию режима труда и отдыха. Главной частью профилактических мероприятий - является правильная посадка. Регулируя высоту стола и стула надлежит добиться того, чтобы поясница была расположена к бедрам под углом 900. Также под углом 900 должно располагаться плечо, относительно предплечья. При работе с мышкой кисть должна быть на одной прямой линии с предплечьем, для чего используется специальный коврик для мыши с подвижной опорой на колесиках.


   
Организация режима труда и отдыха
При работе с мышкой рекомендуется делать 10-ти минутные перерывы, но это не должен быть пассивный отдых. Это не отдых от движений. Это отдых от клавиатуры и мыши. Полезно делать упражнение с помощью кистевых пружинных эспандеров - резиновых.


Кроме того, эффективными являются следующие упражнения.
Встряхните руки.
Сожмите руки в кулак, подержите в течение 3-х секунд, затем максимально разожмите и подержите 6 секунд. Повторите 10 раз.
Протяните руки перед собой, 5 раз поднимите и опустите их.
Опишите кончиками пальцев 10 кругов.
Методично 10 раз подряд надавите одной рукой на пальцы другой руки.
С помощью этих упражнений Вы улучшите кровообращение в мышцах, а также разомнете другие мышцы рук.
Главное, чтобы движения были разнообразными. Следует помнить, что КТС - СЗК возникает у детей не только потому, что они делают монотонные движения, но и потому, что они это делают часами, днями, месяцами. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютером ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте ребенку перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Наши исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребенок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и , наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Хотим мы или не хотим этого (а мне кажется, что очень многие взрослые этого хотят) компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким как телефон, телевизор, радиоприемник. Поэтому, на мой взгляд,
нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.
Гипотеза
Если на уроках в начальной школе применять компьютерные технологии как здоровье сберегающий фактор обучения,
то это сохранит здоровье учителям и ученикам, положительно повлияет на эмоциональное состояние учащихся, снизит риск переутомления, будет развивать мелкую моторику, сохранит и укрепит соматическое и психологическое здоровье учеников.

Объектом эксперимента являются учащиеся:
1 «г» класса в количестве 25 человек;
3 «в» класса в количестве 20 человека
Предмет: Комплекс мероприятий направленных на укрепление и сохранение здоровья детей на уроках с использованием компьютерных технологий.
Цель эксперимента:
Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий как здоровьесберегающий фактор обучения.
Задачи эксперимента:
Разработать комплекс мероприятий обучения работы на компьютере с использованием здоровьесберегающих технологий.
Продолжать внедрение методики Базарного в учебно - воспитательный процесс.
Решение проблем перегрузки и переутомления детей на уроках.
Внедрять в учебный процесс компьютерные технологий как здоровьесберегающий фактор обучения.
Разработать памятки и рекомендации по внедрению в учебный процесс компьютерных технологий.
Изучить научную литературу по теме компьютерные технологии и их влияние на здоровье детей.
Диагностический инструментарий эксперимента:
Методы исследования:
1.Утомляемость (Проба «Бурдоно)
2.Иследование эмоционального благосостояния учащихся. (анкета)
3.Анкетирование родителей.
4. Результаты медицинского осмотра (окулист).
Сроки и этапы эксперимента:
Ориентировочный (2009-2010 г)
Основной (2010-2011 г)
Обобщающий (2011-2012 г )
Прогноз возможных негативных последствий:
Стеснённая поза.
Нагрузка на зрение.
Утомляемость.
Способ коррекции
Ограниченное время работы на компьютере.
Знакомить с комплексом зарядки для глаз.
Применение офтольмотренажеры.

Состав участников эксперимента:
Ученический коллектив
1 «г» класс 25 учащихся
3 «в» класс 20 учащихся
Учителя начальных классов
Филицина Елена Викторовна
Демченко Мария Анатольевна
Родители.
1 «г» 47 человек
3 «в» 37 учащихся
Медико-психологическая служба
1 психолог
1 медицинский работник.
База эксперимента:
ЯНАО г. Губкинский МОУ «СОШ№4»
Классы 1 «г», 3 «в»
Форма распространения инициативы по окончанию эксперимента:
Выступление на МО начальной школы, обсуждение на родительском собрании, трансляция на заседании методического совета.
Материально- техническое обеспечение эксперимента:
В каждом кабинете:
1.3 компьютера
2.12 конторок и 12 парт
3. офтальмотренажер
4.мультимедио
5. интерактивная доска.
6.музыкальный центр
7. телевизор.
Вывод:
Еще в 1805 году Г.Пестолоцци писал, что традиционные принципы обучения "Удушают" развитие детей, "Убивают" их здоровье. Поэтому главной целью современных педагогических технологий обучения является создание всех условий по здоровьесбережению учащихся.
Сегодня на первый план выходят компьютерно – информационные  технологии обучения, которые, на первый взгляд, ни как не соответствуют  принципам здоровьесберегающих технологий.
  С одной стороны конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств позволяет учащимся  развивать навыки работы в Интернете, разрабатывать обучающие презентации, способствует развитию творческих способностей детей, поддерживает интерес к процессу обучения.  И все же я утверждаю, что в разумных пределах использование на уроках компьютерно – информационных  технологий, делает урок более интересным, позволяет смоделировать различные задачи, взглянуть на давно уже известные истины с другой стороны, а, значит, и менее напряженным. 
Следовательно, грамотно просчитанный урок с использованием  компьютерно – информационных  технологий является здоровьесберегающим.



































Программа
2009-2012 учебный год

Мероприятия
Срок
Ответственный

Изучение литературы по данной теме.
2010г


Школьный медицинский осмотр.
Март


Оценка состояния здоровья школьников.
В течении года


Мониторинг динамики показателей здоровья (зрение, осанки)
В течении года


Анкетирование учащихся по вопросам эмоционального благосостояния.
В течении года


Анкетирование родителей по вопросам состояния здоровья детей
В течении года


Проведение офтальмомассажа.
В течении года


Гимнастика для глаз на уроках.
В течении года


Профилактические беседы по гигиене зрения.
В течении года


Контроль над осанкой детей на уроках.
В течении года


Проведение физкультпауз и динамических пауз на уроках.
В течении года


Равномерное распределение на уроках компьютерных технологии.
В течении года


Организация встреч с мед. работниками (Окулиста, педиатр )
В течении года


Ознакомление с данными медосмотра родителей.
В начале и в конце года.


Родительское собрание на тему: «компьютер –друг или враг?»
2010г.


Обучающее родительское собрание на тему: охрана и здоровья детей при работе на компьтере(рекомендации).
2011г.


Изучение мнения о вреде и пользе компьютера через анкетирование родителей.
В течении года


Тематические классные часы о вреде и пользе компьютера.
В течении года


Индивидуальная работа с учащимися с использованием компьютерных технологий
В течении года


Внедрение здоровьесберегающих технологий и методов обучения в начальной школе:
В течении года


Дозировка работы на компьютерах.
В течении года


Устранение малоподвижности на уроках.
В течении года


Создание методических рекомендаций по проведению уроков с использованием компьютерных технологий как здоровьесберегающий фактор обучения.
2011г.


Соблюдение санитарно- гигиенических норм в помещении где используются компьютеры.
В течении года


Создание методических разработок здоровьесберегающих уроков с использованием компьютерных технологий
2012г.


Участие в работе методических объединений по темам здоровьесбережения.
2012г.




«Утверждаю»:
Директор школы ________ Полякова Т.Ю.




синдром запястного каналаРисунок 1синдром запястного каналаКарпальный туннельный синдромРисунок 2Карпальный туннельный синдромКарпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного каналаРисунок 3Карпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного каналаКарпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного каналаРисунок 4Карпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного каналаКарпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного каналаРисунок 8Карпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного каналаКарпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного канала, эспандерРисунок 10Карпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного канала, эспандер15