УРОК — КОНЦЕРТ Русская народная песня


Задачи:Подведение итогов по теме народное творчество русского народа.Обобщение материала.Закрепление полученных знаний. УРОК - КОНЦЕРТ ПРИЗНАКИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ : Манера исполненияРаспевностьАкапельное пение или народные инструменты.Сольный запев, хоровой подхват.Мелодичность. Русские народные музыкальные инструменты жанры народных песен : Бытовые Солдатские (шаговые, привальные)Календарные ОбрядовыеЧастушки Трудовые ИсторическиеСовременныеХороводные Фольклор (англ. Folklore) буквально – народная мудрость. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли песнелюбцами. А было время, и не такое уж далекое, когда вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Н.А. Добролюбов писал: «Еще в колыбели дети убаюкивались песнями, подрастая, сами выучивались напевать... . Собирались зимой на посиделки, и здесь раздавались песни. Весна! выходили поселяне встречать её песнями. Ехал крестьянин пахать землю, он облегчал труд свой песней Собирался молодец жениться, его сватанье, девишник, свадьба —все это непременно оглашалось песнями, готовыми на этот случай. Умирал человек — над ним раздавались похоронные, печальные песни». Русская народная песня - произведение прежде всего коллективное. В доме, . на улице, . во время работы и отдыха; в радости и в горе, песня могла петься для себя и про себя. Собирались там, где дом был попросторнее, занимались одновременно какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьем, вышиванием) и обязательно пели песни. Обрядовые связаны с каким-то обрядом, с очень древним, дохристианским представлением о том, что с помощью определенных действий, просьб, заклинаний можно воздействовать на силы природы Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые Наши предки были земледельцами, поэтому многие обряды и сопутствующие им песни связаны с сельскими работами Жаворонки, перепелушки, Птички ласточки,Прилетите к нам! Весну ясную, весну краснуюПринесите  нам:На жердочке, на бороздочке,И с сохой, и с бороной, И с кобылой вороной... В них говорится о:тяготах жизни;о разлуке;о насильственном замужестве;о судьбе солдата, оторванного от родины. В песнях бытовых все обыкновенно. «Сказка — складка, песня — быль». Именно поэтому, родные провожали рекрута в солдаты, с плачем и причитанием. беседные (вечериночные или посиделочные), застольные, уличные, луговые; по характеру напева: протяжные и частые. Песни распределялись по месту исполнения: Протяжные песни, в свою очередь, делятся на любовные, семейные, рекрутские, разбойничьи' солдатские. Раздумья, чувства и переживания лирических героев выражены в песнях о счастливой и несчастной любви, о благополучном и неблагополучном браке. ("У церкви стояла карета") Протяжные песни глубже и разнообразнее других отразили основные стороны семейного быта крестьянской семьи. Хороводы — зрелище исключительной красоты и музыкальной гармонии... Они проводились, как правило, на открытых больших луговинах, на местах возвышенных, так что вся деревня могла любоваться этим красочным действом. С конца 17   века в обиход города и деревни начали проникать песни, сочиненные грамотными людьми, позднее поэтами — любителями и профессионалами. Иногда авторский текст жил в народе без изменений, но чаще он обрабатывался, сокращался, приспосабливался для пения. Народные песни конца XIX — начала ХХ века — произведения авторские. У песен нового времени, своя эстетика, свои каноны. Действие их обычно развертывается в городе. Любовь, измена, разлука изображаются мелодраматически, порой с надрывом. Почти всегда любовь кончается трагически («На Муромской дорожке...»). Трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты. Пройдя долгий путь, песня несет в себе не отдельное, случайное, а многовековое, отстоявшееся в опыте народа. В ней печать поколений, дыхание, трепет миллионов сердец. Народная песня - душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ Что понравилось на уроке?Что не получилось?Удалось ли добиться поставленной цели?Как оцениваешь свою работу на уроке?