Песня — верный спутник человека.


Разработка внеурочного занятия музыкальной студии «Созвучие».
Учитель музыки I квалификационной категории МБОУ «Кантемировский лицей».
sumcovaelena@rambler.ru Тема занятия: « Песня – верный спутник человека».
Цель занятия: способствовать формированию представления о песне как вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи, закрепить знания о вокальной музыке и её жанрах.
Задачи занятия:
Обучающие:
учить
- слушать и анализировать музыкальные произведения;
- наблюдать в музыкальных произведениях содружество нескольких видов искусства;
- формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).
Развивающие:
развивать
- чувство прекрасного;
- вокальные и исполнительские способности;
- навыки осмысленного исполнения хорового произведения.
Воспитывающие:
воспитывать
-   интерес и любовь к музыке и вокальной работе.
Оборудование:  компьютер, компьютерная программа для звукозаписи Sonar, презентация «Песня – верный спутник человека», музыкальный материал в аудиозаписи.
Ход занятия.
1. Этап урока: организационный момент (1 мин.)
Результат: создание эмоционального настроя, самооценка готовности к уроку.
Деятельность учителя: учитель приветствует всех присутствующих.
Деятельность учеников: проверка готовности к уроку.
УУД: регулятивные (подготовка к работе).
2. Этап урока: целеполагание (1 мин.)
Результат: определение цели урока.
Деятельность учителя: прочитав стихотворение, мы узнаем тему нашего урока: 
( в записи звучит песня «Крылатые качели» Е. Крылатова, Ю. Энтина)
(текст на экране)
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через года и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец! Е.Растопчина.
- О чём нам говорит поэтесса?
- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)
- Сегодня мы говорим о песне и поём песни.
Деятельность учеников: рассуждения о роли песенного жанра в жизни человека.
УУД: познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста);
регулятивные (в сотрудничестве с учителем уметь ставить творческие и учебные задачи).
3.Этап урока: подготовка к пению.(5 мин)
Результат: снятие напряжения соответствующих мышц, размягчение голосовых связок, подготовка дыхательной системы, подготовка носоглоточной системы к пению.
Деятельность учителя: проведение упражнений вместе с участниками студии.
Деятельность ученика: активное участие в подготовке различных органов к пению.
УУД: регулятивные (осмысленность и обобщенность учебных действий, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности);
познавательные (усвоение музыкальных понятий в процессе восприятия);
коммуникативные (знакомство с различными социальными ролями в процессе работы);
личностные (духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к  музыке).
Подготовка вокалиста к пению.
Упражнение для снятия напряжения мышц.
Счёт на четыре: поворот головы в стороны с вдохом и выдохом.
Для размягчения голосовых связок.
«Шпага» - «укалывание» кончиком языка каждой щеки.
«Бежит лошадка» - поцокивание языком.
Работа с носоглоткой.
«Нюхаем цветок»: вдох носом, выдох: – Ах!
Подготовка дыхательной системы.
Счёт на четыре. «Надуваем шарик»: вдох, разводя ладошки в стороны,
шарик сдувается (с-с-с) – ладошки соединяем.
«Шум леса»: ш-ш-ш-ш.
Для ощущения интонации:
«Крик в лесу» - А-у, а-у, а-у (восходящая интонация).
Выполнение ритмических упражнений.
Составить ритмический рисунок, прослушав музыкальный отрывок.
Скороговорка. Задача - чётко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат.
Пел перепел за деревней.Пел тетерев средь деревьев.Перепел пел-пел,Тетерева перепел.
Пение на одном звуке.
Король на корону копейку копил.
Да вместо короны корову купил (пение по полутонам).
4. Этап урока: введение в тему занятия (3 мин.)
Результат: проявление интереса к теме.
Деятельность учителя: показ презентации, диалог с учащимися.
Деятельность учащихся: размышление о роли песни в жизни человека, исполнение любимых песен.
УУД: личностные (развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к  музыке);
познавательные (ознакомление с жанром песни );
коммуникативные (формирование собственного мнения).
- Песня – самый первый музыкальный жанр, который родился с колыбельной песней мамы. (Исполнение «Колыбельной»)
- Песен написано огромное количество, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, сопровождает повсюду.
(текст на экране)
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
- Почему так велика роль песни в жизни человека, мы читаем в воспоминаниях из повести «Последний поклон» Виктора Астафьева.
(на экране иллюстрация к повести)
«Мы растворились в тумане и побрели по нему, как по мягкой, податливой воде. Над моей головой встрепенулась птичка, и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку.
- Что это, бабушка?- спросил я шёпотом.
- Это зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.
И мы поспешили навстречу этому утру и солнцу. Нас провожали и встречали птичьи голоса: нам низко кланялись обомлевшие от росы и притихшие от песен сосенки и ели, рябины и берёзы. А птицы все так же громко и многоголосо славили утро и солнце, и зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала, звучала, звучала... Да и по сей день неумолчно звучит».
- О чем она, эта зорькина песня? Почему она звучит в душе автора вечно, не умолкая? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме, бабушке, о самом сокровенном и близком.)
(Исполнение песни «Россия» (Любуюсь тобой, ярко залитой солнцем…)
5. Этап урока: реализация коррекции затруднений.(7 мин.)
Результат: применение новых знаний.
Деятельность учителя: рассуждение о понятиях «песня», «вокальный жанр».
Деятельность учеников: участие в диалоге о песенном жанре, исполнение песен.
УУД: личностные (выявление ассоциативных связей музыки с литературой);
познавательные (устойчивое представление о связях музыки с другими видами искусства);
регулятивные  (оценка воздействия музыки песенного жанра на собственное отношение к ней, представленное в коллективной музыкально-творческой деятельности) ;
коммуникативные (передача собственных впечатлений о музыке).

- Что же такое песня? (беседа с учениками)
- Песня – это исток и вершина музыки. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл. Музыка и литература очень схожи: нота (звук) – слово – фраза – предложение…
- Это самый древний вид искусства. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанре песни.
- Народная песня была значительной частью жизни и рождалась в игре, обряде, труде, поэтому она была неотделима от танца, движения.
(на экране иллюстрация к тексту стихотворения С.Есенина)
Песня русская в березах, в хлебах –
 На покосах, на морозах,
 На санях и на лугах…
 На ветру шумят рябины,
 Каждый слушать их готов.
 Сколько песен у России –
 Сколько во поле цветов!
 Кто сложил ее, не знаю,
 Только песня та добра,
 Песня с детства мне родная
 И подруга, и сестра!
(Исполнение русской народной песни.)
- Несмотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её, собрав слово из разбросанных букв на экране: ПВЧЕЕСУЬТ – ПЕВУЧЕСТЬ.
- Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение.
- Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту.
Как кому на свете
Дышится, живется-
Такова и песня
У него поется…
Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки.
Даст ли день роскошный.       
Тьму ли без рассвета-
То и отразится
В песне у поэта. Иван Суриков.

(Исполнение песни «Мир, который нужен мне».)
(текст на экране: Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы).
- Со временем искусства приобрели самостоятельность, но родство их сохранилось.
(на экране иллюстрация к рассказу о песнях ВОВ)
- В преддверии празднования Дня Российской Армии нельзя не вспомнить о песне военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. (исполнение попурри из песен о ВОВ).
6. Этап урока: рефлексия деятельности учащихся (итог занятия) (3 мин.)
Результат: вывод о значении песни в жизни человека.
Деятельность учителя: - Какое значение в жизни человека имеет песня?
- Для чего нужна вокальная музыка в современной жизни?
Деятельность учеников: участие в диалоге о песенном жанре, исполнение песен.
УУД: личностные (понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни);
познавательные ( применение полученных знаний о музыке во внеурочной творческой деятельности);
коммуникативные (умение выражать свои  мысли и чувства в песне, умение вести диалог по заданной теме).
(Исполнение песни ВИА «Мы желаем счастья вам»).