Выступление на семинаре Роль школьного музея в формировании социальных компетенций

Винник Фаина Рифкатовна
руководитель музея «Моя малая
Родина – Костина мельница»
МОУ СОШ №18 г. Ижевска.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – КОСТИНА МЕЛЬНИЦА» В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

Мы живем на земле, являющейся исторической родиной удмуртского народа. Каждый из нас может стать носителем знаний о своем родном крае, об исторических и духовных корнях и связях народов, населяющих территорию современной Удмуртии: каждый может стать хранителем культурного наследия.
Поисковая работа учащихся и учителей способствовали накоплению большого материала по истории малой родины – Костиной мельницы и истории школы. Собранные документы и вещественные источники представляют историческую ценность, которую необходимо изучить и сохранить. Именно эта задача возлагается на школьный музей.
Одна из целей работы музея – привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности, включение их в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций
«Костина мельница» - мельчайшая частица на карте нашей огромной Родины, но в судьбе её жителей отражена вся жизнь и история нашего Отечества со всеми её взлетами и падениями, радостями и бедами. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, вещевыми объектами в среде их обитания, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего родного края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России.
Все составляющие образовательного процесса школы в современных условиях предполагают формирование с помощью деятельностного подхода ключевых компетенций. Школьный музей логически вписывается в общую систему, имея все условия для осуществления соответствующих видов деятельности.
1. Экскурсоводческая деятельность особенно значима для самих экскурсоводов, т.к. это, безусловно, труд учебный. Образовательное значение этого вида деятельности – во влиянии, которое она оказывает на усвоение и качество знаний по литературе и истории. Причем учащиеся не только закрепляют знания, но и приобретают новые, которые оказываются достаточно прочными, поскольку получены в практической деятельности, получают прекрасную практику публичных выступлений, развивают навыки устной речи, становятся пропагандистами истории своей малой родины.
Экскурсионная и лекционная деятельности ориентированы прежде всего на ученическую аудиторию, но экскурсии проводятся и для взрослых: для учителей города и района, жителей микрорайона.
2. На базе музея активно ведется научно-исследовательская деятельность учащихся, проводится их планомерная подготовка к участию в НПК различного уровня. Работая над исследованием, ученик получает возможность обрести навыки анализа научной и краеведческой литературы, работы с документами и архивами, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы.
Научно-исследовательская деятельность дает возможность привлечь внимание учащихся к каким-либо историческим фактам, по-новому их осмыслить, уточнить.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих и литературоведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Но самое главное – проводящееся исследование дает возможность школьнику соприкоснуться с эпохой, почувствовать ее.
Учащиеся-краеведы успешно выступают на научно-практических конференциях различного уровня.
3. Культурно-образовательная деятельность включает в себя образовательную программу музейных уроков, в проведении которых задействованы учащиеся-экскурсоводы.
Чем отличается музейный урок от обычного?
В основе музейного урока лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционального восприятия. Смысловая, тематическая совокупность музейных предметов образует «вещный ряд». Тот зрительный ряд, который учащиеся видят на выставке, эмоциональное слово экскурсовода-учащегося, беседа-диалог как основная форма проведения занятия – все это вместе взятое создает особую атмосферу.
Продуманное расположение разделов экспозиции, логическая обусловленность наглядности, участие в занятиях школьников-экскурсоводов способствуют систематизации полученных знаний, доступному восприятию теоретико-литературных и нравственных понятий, эмоциональному переживанию. Результаты научно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся дают не только интересный фактический материал для подготовки и проведения занятий, но и стимулируют познавательную деятельность обучающихся.
Важная отличительная особенность музейных образовательных программ – это использование различных форм проведения музейных уроков. Это могут быть уроки-экскурсии, лекции, беседы и комбинированные формы с привлечением возможностей музейного фонда, специального дидактического фонда, а также с использованием современных аудиовизуальных средств.
Познавательная деятельность.
В музее есть разнообразные источники, с помощью которых учащиеся могут
пополнить и углубить знания по многим предметам. Интересные коллекции, экспонаты, рефераты, проводимые музейные уроки, экскурсии способствуют повышению интереса в разных областях наук, побуждают к познанию.
Ценностно-ориентировочная деятельность.
Вся деятельность музея ориентирована на формирование нравственно-духовного идеала у школьников, категорий добра, чести, совести, справедливости, ответственности. Использование краеведческого и народоведческого материала, высвечивание положительных моментов в истории, быте, традиционной культуре народа в прошлом и настоящем, в деяниях великих людей и простых тружеников, в национальном характере способствует самовоспитанию, саморазвитию учащихся.
Преобразовательная деятельность.
Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях, обзорах выставок подчёркивается созидательность народа. Творчество учащихся показывает преемственность поколений. Всё это вместе с формированием выше указанных ценностей направлено на развитие потребности и способности детей и подростков к преобразовательной деятельности в изменении к лучшему в окружающем мире и – самое главное – в себе.
Коммуникативная деятельность.
Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – всё это развивает языковую личность, формирует коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.
Эстетическая деятельность.
Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство удмуртской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, прекрасные традиции и праздники) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.
Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Поэтому велика их роль (особенно в сочетании с вспомогательным фондом) как действенного дополнительного средства обучения и воспитания.
Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их непосредственного участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Музей «Моя малая родина – Костина мельница» - историко-этнографический.
Исторический раздел музея представлен экспозициями, посвященными истории нашего микрорайона «Костиной мельницы».
Экспозиция «Истоки» - это результат большой исследовательской работы в Удмуртском Республиканском Государственном Архиве, библиотеках города, встречи со старожилами Костинки, поисковые экспедиции по родному краю. Собранный материал представляет большую историческую ценность, потому что в истории небольшого поселка нашла отражение история Удмуртии, России. Архивные материалы, фотографии, воспоминания очевидцев используются на уроках учителями истории, краеведения, географии, русского языка и литературы. Активисты музея принимают участие во многих конкурсах исследовательских работ.
Экскурсии по экспозиции «Истоки» - это не просто рассказы о малой родине, они всегда сопровождаются участием самих ребят через всевозможные творческие конкурсы, викторины, игры.
Музей – это ответы на вопросы: «Что? Где? Когда? Кто?». Наука любит точность. А с другой стороны, всегда ли можно ответ на эти вопросы? Мы не знаем имени того неведомого гончара, который две с лишним тысячи лет назад оставил на донышке горшка отпечаток своих пальцев. И вот мы с детьми вступаем на зыбкую почву воображения и фантазии. Каким он был наш Костя – мельник? Как он выглядел? Как жил? Придумываем, представляем, как жил этот человек, что делал в тот давно ушедший век, о чем мог думать Все немного туманно и приблизительно, но временами мир нечетких очертаний вдруг сжимается или проявляется, как фотография. Очертания приобретают четкость. Современный школьник рисует Костю-мельника, и не просто в портрете, а пытается создать сюжетные картины на тему «Один день Кости-мельника». Подобная работа воображений, движения рук, фантазия помогают ребенку стать творческой личностью.
В результате творческого конкурса «Костя – мельник» ребятами школы были созданы интересные рисунки, сочинения, стихи. С использованием этих творческих работ была создана презентация, которая дополняют экспозицию «Истоки».
Работа Городилова Дмитрия, ученика 8 класса «Колесо истории», посвященная Косте – мельнику, вошла в сборник сочинений лауреатов городского творческого конкурса по русскому языку и литературе «Ижевск любимый» среди учащихся 6-11 классов образовательных учреждений города Ижевска.
Содержание экспозиции «Золотой запас России – это золото сердец» - это материалы об интересных, творческих, заслуженных людях нашего микрорайона.
В содержание деятельности этого раздела музея входит осмысление учащимися, что настоящий гражданин обладает высокими жизненными потенциалами, что любой человек может достичь много в труде, учебе, спорте, творчестве. История – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям.
Важно сформировать у учащихся позитивное отношение к жизни как истинной ценности, которая строится по законам добра и красоты. Настоящий гражданин осознает, что такое духовная и материальная культура, духовность человека, гражданин и семья, вежливость, трудолюбие, основа семьи – верность.
Экспозиция «Для славы мертвых нет» - это большая поисковая работа по сбору материала о солдате-земляке, чье имя на памятнике, который стоит на территории Костинке. На памятнике надпись: "Солдатам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 г." В списке 20 человек - двадцать фамилий. Но ведь за каждой за каждой строчкой стоит Человек! Это не просто список - это двадцать солдатских судеб. Справедливо и правильно, что в честь защитников во многих уголках нашей Родины, как дань памяти, стоят обелиски. Но не менее важно, как нам кажется, узнать о тех, в честь кого они стоят. Сделать так, чтобы памятники "заговорили", "рассказали" нам о солдате, который ушел защищать свою страну и не вернулся.
В нашем школьном музее собран материал об этих солдатах-земляках. Родные этих солдат частые гости нашего музея, нам дороги их воспоминания.
Экспозиция «История школы №18» рассказывает об интересной судьбе нашей школы, которая созданная в 1935 году как четырехлетняя школа, была преобразована в семилетнюю школу, потом в восьмилетнюю, а в 1972 году в среднюю. Школа в сельской местности всегда имела особый статус, являясь центром воспитательной работы в микрорайоне. Наверное, поэтому так тесно переплетается история школы с историей Костинки. В экспозиции много фотографий, архивных материалов, но особый интерес представляют исследовательские работы ребят – «Пионерское детство моих родителей», «Комсомольское детство моих родителей», «Костина мельница – малая родина моих родителей», «Детские игры моих родителей». Стало традицией проведение юбилейных вечеров встреч выпускников школы, но особенно нам ценны вечера встречи «Школьных друзей» старой школы №18, тех, кто окончил школу с 1935 по 1972 г. г. Не сохранилось старое здание школы, но память о тех не совсем простых годах в истории нашей Родины жива в людях, живших тогда, и их воспоминания – это нить, связывающая поколения, позволяющая воспитать в современных школьниках уважительное отношение к школе, ответственность за сохранение существующих и создание новых традиций. Сегодня в современном мире очень важен вопрос взаимоотношений школы и ученика.
Этнографический раздел музея представлен экспозицией «Удмуртская изба».
Экспонаты экспозиции – подлинные предметы быта и культуры удмуртского народа конца 19 начала 20 веков. Представленные в виде избы, они дополнены экспонатами, созданными руками ребят, что позволяет активизировать и разнообразить формы и методы экскурсий по этой экспозиции. В избе «живет семья», состоящая из семи человек. Знакомство с экспозицией происходит под девизами: «Все потрогай руками», «Представь, что это твой дом и ты в нем хозяин», «Узнай историю экспоната» и т.д. Все это возможно через интерактивные формы, используемые в музее.
Одна из главных задач современной школы – формирование опыта социального группового и индивидуального поведения у школьников – как опыта совместного анализа и решения групповых и социальных проблем. Не менее важным является целенаправленное развитие оценочного отношения, как к историческим фактам, так и к действительности. Оценочная деятельность позволяет развить критическую самостоятельность, сделать правильный выбор. Все эти задачи могут быть решены лишь при условии активной деятельности учащихся во время экскурсии.
Интерактивное обучение – inter (взаимный), act (действовать). Экскурсия осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Совместная деятельность учащихся во время экскурсии означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Дети обмениваются своими знаниями, идеями, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Происходит это в атмосфере эмоциональной и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать основополагающие умения и навыки. Одной из интерактивных форм, применяемых в музее, является ролевая игра, которая непосредственно воздействует на ребенка. В качестве примера можно привести игру – «Дружная удмуртская семья». Цель игры: изучение быта, образа жизни удмуртов конца 19 начала 20 века. Условие игры: в течение небольшого времени, каждый ученик исполняет роль одного из членов семьи. Установка для каждого участника игры: по своей ментальности удмуртам свойственны такие черты характера как спокойствие, уравновешенность, степенность, неторопливость, сдержанность, бесконфликтность, дружелюбие по отношению друг к другу; дети занимают особое место в удмуртской семье. Удмурты, как и многие другие народы, относились к детям как к величайшей ценности, и одну из целей функционирования семьи видели в воспитании детей. Иметь детей в удмуртской семье было престижно, поэтому рожали много. В процессе всей игры ребята доказывают, почему раньше большие семьи жили вместе и мирно, а сейчас подобное редко встретишь. Сюжетно-ролевые игры являются средством развития коммуникативных компетенций школьников. Даже самые пассивные учащиеся получают возможность включиться в активную деятельность и проявить в ней себя.
Школьный музей – это преимущественно музей детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности являются слова «поиск», «открытие», «творчество». Одним из перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательный процесс является проектный метод. Основными требованиями к использованию метода проектов является наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи. В научно-методической литературе подробно освещены принципы организации проектно-исследовательской деятельности, и она широко используется как действенный способ включения учащихся в процесс самообразования, совершенствования умений и навыков самостоятельной работы, повышения уровня знаний и эрудиции, формирования культуры научного исследования. Проект выполняется учеником в том случае, если тема проекта выбрана самим учеником и вызывает интерес, имеет практическое применение, значимость для школьника, востребована в дальнейшей жизни. Времени для практического выполнения не достаточно, поэтому занятия дополнительного образования по технологии дают возможность школьнику оформить работу, способствуют отработке технологических навыков. Проектная технология способствует формированию ключевых компетенций обучающихся. Определяя проблему, пути ее решения формируют проблемную компетенцию, поиск информации в различных источниках, ее интерпретация развивают информационную компетенцию, работа в паре или в группе в ходе группового проекта совершенствуют коммуникативную и корпоративную компетенции. Учебно-познавательная компетенция проявляется в умении организовать работу, спланировать, осуществлять самооценку деятельности и конечного результата  готового изделия. Работая над изготовлением изделия, формируются начальные базовые профессиональные компетенции (технологическая, предметная), означающая владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения, и компетенция личного самосовершенствования, направленная на освоение учеником способов саморазвития, саморегуляции. Вовлечение учащихся в проектную деятельность способствовали развитию творчества детей и их информационной культуры  презентацию работы они иногда оформляют в программе Power Point. При применении проектной технологии дети чаще оказываются в ситуации успеха, получают положительные эмоции, испытывают радость от общения, собственной компетентности, полученного результата  изготовленного изделия. Необычность нашей проектно-исследовательской работы заключалась в том, что она имела надпредметный характер, позволила ученикам приобрести не только интеллектуально-теоретический, но и непосредственный личностный характер с изучаемым материалом, имела социально важную значимость, работы имеют осязаемый практический результат – были существенно пополнен фонд музея, разработаны новые экскурсии.
Тематика проектов:
История удмуртской одежды
Удмуртская национальная кухня.
Реликвия моей семьи.
Исторический уголок родного края.
Удмуртские национальные игры.
Воспитание детей в удмуртской семье.
Дружная удмуртская семья.
Почетным для нашего музея стало участие в Международном проекте «Следы прошлого» в городе-побратиме Бедзене в Польше. Подлинные экспонаты экспозиции «Удмуртская изба», представленные в проекте, рассказ о них, вызвали интерес у слушателей. Авторы проекта награждены сертификатами – 10 учеников 11 класса, музей награжден грамотой.
Использование Интернет-ресурсов в музее позволяет расширить границы музея, разнообразить тематику экскурсий, сделать их более зрелищными. В музее есть компьютер, что позволяет привлечь к деятельности музея ребят, которые удачно справляются с созданием всевозможных презентаций.
Школьников, любящих проводить время за компьютером, можно попросить подобрать материал по какой-либо теме, используя Интернет-ресурсы. Научить ребенка понимать текст, владеть навыками активного поиска информации, соотносить полученную информацию с собственным опытом, сортировать информацию с точки зрения её необходимости, делать выводы и обобщения – вот целевые ориентиры подобных заданий. В результате такой деятельности активистами музея созданы презентации по темам:
Семь чудес города Ижевска
Удмуртия на карте Родины.
Государственные символы Удмуртии.
Ижевск – столица Удмуртии.
Растительный мир родного края.
Животный мир родного края.
Ижевск – город счастья.
Города Удмуртии.
Я шагаю по Ижевску.
Использование компьютерных презентаций делает экскурсию в музее более наглядной и выразительной.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации
Ежегодно в музее проходят экскурсии - выставки
Выставка – это публичная демонстрация своих достижений, увлечений, личных коллекций и т.д. Выставки дают возможность оценить свои способности. Дети учатся представлять свои работы, как сверстникам, так и взрослым, развивают свою коммуникативную компетентность.
В музее ежегодно проходят творческие конкурсы: «Музей своими рукам», «Моя Костинка», «Мой подарок городу Ижевску», «Мир моих интересов». Представляя свое творение на выставку, дети учатся понимать, что их работа значима, она станет экспонатом музея, в результате повышается интерес к творческому процессу.
Все эти работы нашли свое место в экспозиции «Золотой запас России – это золото сердец», что является высокой оценкой для ребят, говорит о том, что наши ребята – умельцы. После посещения музея школьники чаще всего либо оставляют результаты своего творчества в музее – поделку, рисунок, открытку, либо уносят задание в виде – викторины, ребусов, кроссвордов для дальнейшего выполнения и оценки учителем или руководителем музея. Так в конце занятия, посвященного «Герою Отечества», ребята рисовали поздравительную открытку, после новогодней елки в музее из бумаги делали новогоднюю игрушку «Удмуртскую птицу счастья», во время показа презентации «Удмуртский медведь» рисовали своего удмуртского медведя.
Результатом совместного творческого проекта учеников и родителей 7 класса стало создание лоскутного одеяла по мотивам экспозиции «Удмуртская изба». В качестве рефлексии ребятам было предложено написать небольшое сочинение «Мой лоскуток».
Из сочинений «Мой лоскуток» активистов музея:
Филатов Данил: «Темой лоскутка стала печь. Печь много значила в любом удмуртском доме, она основа всей жизни. Из истории печи я знаю, что на ней раньше рожали детей, на ней умирали старые люди Если бы у меня была машина времени, я попросил бы её, чтобы она перенесла меня в дом, где есть печка. Я полежал бы на ней и попробовал самый вкусный душистый хлеб, испеченный в горячей печке»
Городилова Настя: «Мой лоскуток изображает рябину. Рябина с давних времен считается в Удмуртии деревом оберегом. Раньше у каждого дома сажали её, чтобы она оберегала жилище, приносила счастье и удачу. Не зря же рябина изображена на гербе города Ижевска.
Килин Влад: «Создавать мой лоскуток мне помогала мама. Мы с ней решили сделать герб Удмуртии. Человеко-птица на гербе – это символ возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Солярный знак – это оберег. Выполняя эту работу, я очень старался, и она получилась просто здорово! Всему классу понравилась наша с мамой работа. А ещё мне понравились все работы ребят из моего класса. Одеяло получилось очень красивое».
Арсланов Руслан: «На моем лоскутке изображении карта Удмуртии. Она похожа на медведя. Если бы меня спросили: «Какого цвета моя Удмуртия?» Я, наверное, ответил бы, что она зеленая, голубая и желтая». Такого цвета я и хотел подобрать лоскутки, но у меня не совсем получилось».
Мираев Руслан: «Наше одеяло будет обозначать единство и дружбу нашего класса»
Дрягин Саша: «На моем лоскутке водяная мельница. Костиной мельнице посвящен наш музей. Но это не просто водяная мельница – это история моего родного края»
Результатом творческого конкурса «Удмуртский медведь» стали рисунки, стихи ребят, родителей и учителей, которые вошли в презентацию. В музее немало рассказов, рисунков, стихов детей, которые стали интерактивным фондом музея и активно используются во время экскурсий. Примером тому является творческая работа Матвеевой Марии, её стихотворение «Он был живым» всегда звучит во время экскурсии по экспозиции «Для славы мертвых нет».
Сейчас мы переживаем сложное время: ни на экранах, ни в наших газетах нет людей, которые могли бы быть примером для молодого поколения, а ведь кто-то и что-то заменяет их. Духовность – это поле, и если его не засевать хорошими семенами, в итоге вырастут сорняки. Те негативные тенденции, что проявляются в современном обществе, выступают подтверждением этому, поэтому воспитание патриота, гражданина стало необходимым условием для возрождения России.
Музей – это не просто специфически оформленное культурно-историческое пространство, в котором хранятся документальные и вещественные реликвии, воссоздающие в своей совокупности интересную и яркую историю родных мест. Он может активно участвовать в формировании лучших качеств: гражданственности, патриотизма, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, чего особенно не хватает современному обществу, и что всегда ценилось человеком
Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество: передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь как акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей».
Музей в школе способствует социализации подростков, является средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Знакомство с героическим периодом в жизни страны и народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.