Программа духовно-нравственного воспитания Родничок (начальные классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области


Принята
педагогическим советом
Протокол
от 30 августа 2014 г. № 1
Утверждена
руководителем ОУ
Приказ от 30 августа 2014г.
№ 29-1
___________________________

А. А. Пучинин



Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
«Родничок»
на ступени начального общего образования
МБОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»
на 2014-2017 годы

Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта воспитательной работы МБОУ «Верхнелюбажская СОШ».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
МДОУ «Верхнелюбажский детский сад»
Верхнелюбажский Дом культуры
«Верхнелюбажская ДЮСШ»
Поселковая детская библиотека
Верхнелюбажский филиал Детской школы искусств
Портрет ученика школы
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Курского края, Фатежского района;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, района;
любовь к школе, родному краю, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Содержание (ценностные установки) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ресурсное обеспечение и механизм реализации программы
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
УМК «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

Календарь традиционных школьных дел и праздников
Время проведения
Тема мероприятия

Сентябрь
1 сентября – День знаний, День туриста

Октябрь
День учителя; Праздник осени; Весёлые старты

Ноябрь
День народного единства; День Матери

Декабрь
Новогодний праздник

Январь
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Февраль
День защитника Отечества

Март
Театральная весна; Праздник книги

Апрель
День птиц; День Земли

Май
До свидания, школа; Здравствуй, лето!


Формы и виды внеурочной деятельности, организуемые школой по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Класс
Классный час
Игры, викторины, праздники
Встречи, экскурсии, проекты

1
Урок знаний: «Моя малая родина», «Я живу в России», «Государственная символика России», «Обязанности школьника», «Законы школы», «Национальные традиции»,
«Твоя малая Родина: история с. Любаж», «Дети войны.
Уроки мужества»
«Русский народ и его истоки», «Русские народные игры»,
Спортивный праздник с папами «Сильные, ловкие, смелые»

Экскурсии по с. Верхний Любаж (памятники, учреждения)
Проект «Улица, на которой я живу»
Виртуальное путешествие «Москва – столица нашей Родины»

2
«Твоя малая Родина: история Фатежского района», «Твои права и обязанности в Уставе школы», «Герои России», «Что такое культурное и историческое наследие?»
Праздник, посв. Дню Защитника Отечества
Конкурс чтецов стихотворений поэтов родного края.
Экскурсия в школьный краеведческий музей


3
«Парламентский урок: кто создает закон?», «Край, в котором ты живешь», «Дни воинской славы России»,
«Твои права и обязанности в Конституции России»
«Твоя малая Родина –Курский край»;
«Богатырская наша сила», «Твоя малая Родина – село Любаж»
Экскурсии в районный краеведческий музей


4
«Парламентский урок: кто исполняет закон», работа с сайтами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Государство и детство (познавательный сайт для детей и родителей), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Президент России гражданам школьного возраста
«Россия – Родина моя»
Экскурсии в районный краеведческий музей.
Проект «Моя семья в истории России»



Родителям о воспитании:


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
класс
Классный час
Игры, викторины, праздники проекты в классе
Праздники, встречи, экскурсии, проекты на уровне начальной школы

1
«Здравствуй, школа!», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?»,
«Что значит быть учеником?»,
«Что такое хорошо и что такое плохо?», «Класс – моя большая семья», «Волшебные слова», «Доброе слово и кошке приятно», «Помни о других» с инсценировкой, игра «в почту» (параллель 1-х классов), «Ты и твои товарищи» (1-2 классы), «Что такое добро и зло» (параллели 1-2 классов), «Загляни в мамины глаза».
«Моя семья» (на уровне класса, совместно с родителями), ситуативная игра «Спеши творить добро» (на уровне класса), «Моя семья – моя маленькая Родина» (на уровне класса), «Времена года» (параллель 1-х классов)
«Село моё родное» (на уровне начальной школы), музыкально-игровой час «Нам песня поможет дружбу умножить» (1-2 классы), игровой практикум «Умей играть, умей дружить – будет в мире легче жить» (1-2 классы),


2
«Здравствуй, школа!», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия», «Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Добрые дела живут века»,
«Давайте жить дружно!»
«Человек среди людей»,
«Что такое добро и зло»),
«Ты и твои товарищи», «Уважай своё время и время других»,
«Ты пришёл в театр», «Опрятность и аккуратность», беседа о правилах поведения на улице, в кино, в театре, беседа о необходимости соблюдать режим дня,
классный час «Как стать воспитанным».
Литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости»

Музыкально- игровой час «Нам песня поможет дружбу умножить» (1-2 классы), игровой практикум «Умей играть, умей дружить – будет в мире легче жить»),
Весенняя неделя Добра (2-3 классы), «Село моё родное» (на уровне начальной школы
Вечер народов «Дружба». Ярмарка (костюмы, танцы, песни, блюда, быт).
Ролевая этическая игра «Весёлое путешествие по Планете друзей»


3
«Здравствуй, школа!», «Каждой вещи своё место», беседа о правилах поведения в школе и дома, «Вежливые слова и поступки», «Правила, обязательные для всех», беседа о правилах поведения в общественных местах и на улице,
«Что такое добро и зло»,
«У воспитанных ребят все дела идут на лад!», «Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить!»

Создание плакатов об этических нормах.
Участие в благотворительных делах
Весенняя неделя Добра , «Село моё родное» (на уровне начальной школы), Вечер народов «Дружба». Ярмарка (костюмы, танцы, песни, блюда, быт).
Ролевая этическая игра «Весёлое путешествие по Планете друзей» «Экипажи двух кораблей – нет на свете их дружней!» (3-4 классы),
«С фокусом-мокусом играем, дружбу в классе укрепляем!» (3-4 классы).

4
«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям»,  «Мир человеческих чувств»,  «Память сердца...», «Правила поведения в гостях», «У воспитанных ребят все дела идут на лад!»
«Край любимый, край родной», «Деревня – деревянный храм».

Путешествие по городу «Вежливых» (по четвертям):
Подари человеку радость
Мы принимаем гостей
Учись владеть собой
Будьте добрыми и человечными
«Мы лучшие хозяева и гости», «Друг познается в беде», «Этикет»

«Село моё родное» (на уровне начальной школы), Вечер народов «Дружба». Ярмарка (костюмы, танцы, песни, блюда, быт). «Экипажи двух кораблей – нет на свете их дружней!» (3-4 классы),
«С фокусом-мокусом играем, дружбу в классе укрепляем!» (3-4 классы).

Родителям о воспитании:
Ваш ребёнок пошёл в школу.
Как приучить ребёнка к вежливости.
Детский труд и забота ребёнка о близких
Воспитание культуры поведения в общественных местах.
Товарищи твоих детей.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
класс
Классный час
Игры, викторины, праздники проекты в классе
Встречи, экскурсии, проекты на уровне начальной школы

1
«Что такое поощрение (благодарность)?»
« Каждой вещи свое место»
«Твой труд дома»
«Поведение в общественных местах» (столовая, экскурсии, театр, автобус..)
«Что такое традиции? Традиции режима дня» (чтение и анализ сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»

Организация дежурства по классу
Акция «Книжкин Айболит»

Сбор макулатуры
«Все профессии важны» - экскурсии по школе, на почту, ж/д станцию, д/сад, с/совет, библиотеку, проект «Летопись класса»


2
«Дети и труд. Их помощь по дому»
«Береги свое время и время других»
« Кем быть?»
«Что такое традиции? Традиции нашего класса.»

Организация дежурства по классу
Уход за комнатными растениями
Профессии родителей учащихся нашего класса (сбор информации, беседа, выставка рисунков, коллажей)
Изготовление кормушек для птиц
Заготовка корма для птиц

Сбор макулатуры
Операция «Зимующие птицы»
проект «Летопись класса»

3
«Трудовые традиции моей семьи»
« Гигиена труда и отдыха»
«Когда лень- все идет через пень».
«Профессии наших родителей» (привлечение родителей)

Организация дежурства по классу
Уход за комнатными растениями
Профессии родителей учащихся нашего класса (сбор информации, беседа, выставка рисунков)
Изготовление кормушек для птиц
Заготовка корма для птиц
Игра « О, счастливчик!»
Творческий вечер «Починки» с выставкой работ своими руками

Шефство над одинокими пенсионерами
Закладки для первоклассников
Выставка работ «Вторая жизнь упаковки»
Участие в благоустройстве школьного (личного) двора
Проекты «Что означают наши имена и фамилии», «Изготовление гербария», «Летопись класса»

4
Костюмированный вечер « Я хочу быть.» (Защита костюма и выбранной профессии.)
Традиции нашей школы

Организация дежурства по классу и коридору
Уход за комнатными растениями
Изготовление кормушек для птиц
Изготовление скворечников
Заготовка корма для птиц
Акция « Книжкина аптечка»
Изготовление книжек- малышек для детского сада
Сбор макулатуры
Шефство над одинокими пенсионерами, детским садом
Выставка работ из бросового материала
Участие в благоустройстве школьного (личного) двора
Проекты «Мое генеалогическое древо», «Летопись класса»,


Родителям о воспитании:
Игра и труд в жизни ребёнка
Как помочь детям учиться
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Класс
Тема
Содержание

1
Моя малая родина. Мой дом. Моя школа.
Диагностика
Первичные знания об экологии
Знакомство с растениями и животными, которые встречаются около дома, школы
Знакомство с понятием «Красная книга»
Уход за домашними животными, комнатными растениями
Подкормка птиц зимой
Элементарные навыки работы на земле, исследовательская работа: выращивание бобов, гороха
Досуговые мероприятия


2
Моя малая родина

Диагностика
Введение в экологию
Знакомство с растениями и животными, которые встречаются в селе
Уход за домашними животными, комнатными растениями
Подкормка птиц зимой
Элементарные навыки работы на земле, исследовательская работа: выращивание лука
Досуговые мероприятия


3
Моя малая родина-
Фатежский район
Диагностика
Введение в экологию
Водоёмы района
Знакомство с растениями и животными, которые встречаются в Фатежском районе

Уход за домашними животными, комнатными растениями
Подкормка птиц зимой
Элементарные навыки работы на земле, исследовательская работа: выращивание картофеля
Досуговые мероприятия


4
Моя малая родина
Курский край
Диагностика
Введение в экологию
Водоёмы края
Природные памятники
Знакомство с растениями и животными Курского края
Уход за домашними животными, комнатными растениями
Подкормка птиц зимой
Элементарные навыки работы на земле, исследовательская работа: выращивание томатов
Досуговые мероприятия



Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Класс
Дела на уровне класса
Уровень параллели
Начальная школа

1
Выставка разных стилей одежды, Беседа о разных стилях одежды, классный час « Одежда взрослых и детей» с участием родителей
Организация экскурсий в библиотеку, типографию, почту; выставки книг (по знаменательным датам, тематические, любимые); выставка рисунков; конкурс чтецов, собственного сочинения с участием родителей; марафоны (по сказкам, поэтические. По прочитанным произведениям); создание книжки - малышки
Игротека «по разным стилям одежды»; просмотр видео-сюжетов, слайдов, презентаций о стилях; выставка рисунков с участием родителей
Тематические недели (сказка, стихотворение, проза); просмотр любимых мультфильмов

Конкурс «Самый стильный ученик»
Показ
Фото-коллаж (какой я в школе, дома, в огороде, в театре)
Сказочные музыкальные постановки; конкурс детской песни

2
Краеведческая экскурсия (в рамках села); « Дом и его окружение» выставка в рисунках или в фотографиях; кл. час «Встреча с главой села»; праздник «Традиции моей семьи»
Посещение органного зала (исполнителей народных песен); участие в праздничных гуляниях поселения; « О чём шепчут родные улицы»
Слушание литературных произведений и обсуждение; «В мире сказок и приключений» (книжное обозрение); Русские посиделки
Викторина «Моё родное село»; музыкальная шкатулка «Песни моих родителей»
Выставка рисунка «Праздник в моём селе»
Час загадок и скороговорок; «Цветик – семицветик» (выставка домашних растений)

Театрализованная народная ярмарка
Народные игры, тематические игры; создание национального костюма
Кукольный театр или театр игрушек; «Угадай – ка, кто я ?» - конкурс карнавальных костюмов


3
« Из маминого сундучка» - выставка поделок «Музыкальные нотки» - час отдыха с родителями; мастерская «Умелые руки»; концерт «Ромашка»
Экскурсия в ДШИ; экскурсия на почту, в магазин, сберкассу; беседа « Все профессии важны»; кл. час «Трудом красивым славен человек»; просмотр телепередач
«Заочное путешествие по Курскому краю»
« Откуда пришёл хлеб» - литературно – музыкальная композиция
« Папа, мама, я – творческая семья»
«Школа от рождения до наших дней» - путешествие – викторина

4
Беседа « Россия – Родина моя»; классный час «По страницам истории Отечества»; классный час «Из истории семейной летописи»
Игра « Этикет»; беседа «Друг познаётся в беде»; классный час «Мир человеческих чувств»
Праздник « Край любимый. Край родной»; Конференция «Мир моих увлечений»
Парад «Мир профессий»;
«Неделя добра»; «Фестиваль патриотической песни»
Фотовыставка « Я – гражданин России»; конкурс рисунков «Я и мир вокруг меня»

Средовое проектирование
В школе будут обновлены подпространства, позволяющие учащимся:
изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами; (стенды, актовый зал);
осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами, эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (тематическое оформление коридоров);
демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
Основные формы работы с родителями:
Родительские собрания
Индивидуальные беседы – по мере необходимости
Консультации (индивидуальные и по группам)
Организация совместной деятельности родителей и детей класса
привлечение родителей к проведению праздников
привлечение родителей к организации экскурсий
привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете
Организация работы классного родительского комитета
Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета
Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.











13PAGE \* MERGEFORMAT141815




15