Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах.


Урок русского языка 3 класс УМК «Гармония»
Тема урока: Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах.
Цели:
Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.
Закреплять изученный материал по теме «Глагол».
Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.
Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.
Планируемые результаты:
Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
Посмотрели на гостей
И за знаниями скорей!
Пальчиковая гимнастика «Дом»:
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Откройте тетради, положите их под наклоном. Внимательно спишите с доски число, классная работа». Обратите внимание на ошибкоопасные места.
II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Прочитайте запись на доске
Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].
- Что это? (Пословица.)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)- А чему мы учимся на уроках русского языка?
(На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).
- Эта пословица будет девизом нашего урока.
- К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте загадку:
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой? ...(Глагол.)
- Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?
III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.
1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране.
Глагол- это…
Глаголы изменяются по….
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …
Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …
Инфинитив- это…
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
2.Работа с копилкой глаголов
На доске:
(стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).
- А сейчас поиграем в игру «Мои друзья».Вы будете работать в паре.
- Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети записывают глаголы)
2 уч-ся за доской Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи.)
- Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично)
- Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично).
- Какие слова не попали ко мне в друзья?
( Дети перечисляют оставшиеся объекты.)
- Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?
(Это глаголы неопределённой формы.)
- Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род.)
- Запишите эти глаголы в тетрадь и выделите окончания.
IV.Выявление места и причины затруднения.
- А сейчас вернёмся к пословице.
Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].
- Найдите в ней глаголы. (Учи[ца], пригоди[ца].)
- Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).
- Давайте произнесём их.
- Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])
- А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие - -тся, а третьи - -ться.)
На доске вывешиваются карточки с сочетаниями -ца, -тся, -ться.
- С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)
- Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться.
Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся.
Каллиграфическая минутка.
– Пропишите сочетания -тся и -ться в тетради по образцу, записанному на доске.
- Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)
V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.
- Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?
- Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)
- Какую цель поставим?
- Узнать, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться.
VI.Построение проекта выхода из затруднения.
- Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)
- Правило будем открывать сами.
- Давайте дадим характеристику глаголам.
–Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)
учит.ся
пригодит.ся
Что делать? Что сделает?
Неопределённая форма Будущее время, 3 лицо, ед.ч.
–ться –тся- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)
- Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)
- Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь?(Нет)
- Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)
- Сделаем вывод. (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся. )
- Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.)
- Запомнить это правило вам поможет стишок. Прочитайте его.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То его в глагол мы вносим.
- Вы можете пользоваться любым способом.
Составление алгоритма. Работа в группах
– А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу».
- Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.
1.Определяем, к какой части речи относится слово.
2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.
3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.
4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.
– Сверим теперь свои выводы со сведениями предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 17 № 382.)
- А существует ли такая опасность в правописании существительных? Сейчас мы это проверим.
- Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)
- Какой частью речи является это слово? (Существительным.)
- Какие звуки произносим на конце? ([ца])
- А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре.)
- Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)
- Запишите в тетрадь.
- Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)
- Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.
- Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)
Физминутка
Потянуться, отдохнуть,Глубоко теперь вздохнуть.Встать, умыться,Кашу съесть,Поскакать легонько,На коленочки присесть.Встать, попрыгать, посмеяться,Покружиться, покачаться,Поклониться, распрямитьсяИ опять начать трудиться.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А сейчас потренируемся в правописании -тся и –тьсяПо рисунку вспомнить пословицу :Любишь ката[ца], люби и саночки возить. Друзья познаю[ца] в беде.
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385.  Первую загадку записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Вторую загадку дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.
2. У доски
Записать предложения
Ученик готови[ца] к уроку.
Ребята любят готови[ца] к празднику.
Маша старае[ца] чисто писать.
Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.
У меня на носу переноси[ца].
Уборка класса переноси[ца] на среду.
В нашей школе есть тепли[ца].
В печке тепли[ца] слабый огонёк.
Проверка коллективно.
IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания.
– Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?– Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?– Пользуясь алгоритмом, дома выполните упражнение № 386 на с. 18.
X. Рефлексия.
- Оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки.
1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться.
2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний
-тся, -ться, и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.
3. Я испытываю трудности при написании буквосочетаний -тся, -ться.
4. Моё настроение.
Оценивание учителем. Дом. зад. с.19 упр. 387