Урок русского языка в 3 классе Знакомство со способом выбора ться и тся в глаголах


Конспект открытого урока русского языка в 3-а классе
УМК «Гармония»
Тема:
«Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах»

Урок разработан
учителем начальных классов
МБОУ СОШ г.п. Лесной
Литвиненко Т.Н.
(учитель 1 категории)
Используемые технологии:
технология проблемного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Формы работы:
индивидуальные;
парные;
групповые.
Тема урока: Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цели:
Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца, или -тся, или -ться). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.
Закреплять изученный материал по теме «Глагол».
Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.
Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.
Планируемые результаты:
Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их (Ребята поворачиваются лицом и делают кивок головой)
(СЛАЙД 2)
- Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите: число, классная работа.
II. Актуализация знаний о глаголе, как части речи
(СЛАЙД 3)
А сейчас отгадайте загадку:
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой? ...(Глагол)
Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране.
(СЛАЙД 4)
Глагол - это…
Глаголы изменяются по… (временам и числам).
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и … (числам, лицам)
Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …(числам и родам)
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
Работа с копилкой глаголов (работа в парах). Слова из копилки на каждой парте (стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).
- Вы уже много знаете о глаголах. Сейчас мы с ними поиграем.
- А сейчас поиграем в игру «Мои друзья». На каждой парте есть копилка глаголов. Разложите их перед собой. Вы будете работать в паре.
- Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети берут карточки из копилки и показывают учителю, одна пара прикрепляет их на доску).
- Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи)
- Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично)
- Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично).
- Какие слова не попали ко мне в друзья?
( Дети перечисляют оставшиеся объекты)
- Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?
(Это глаголы неопределённой формы)
- Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род)
III. Сообщение темы урока и постановка цели
- Итак, ребята, сегодня нам предстоит узнать еще одно правило написания глаголов. Но для этого надо быть очень внимательными
- Послушайте внимательно слова:
СТАРАЕТСЯ, ПОСЛОВИЦА, СТРЕМИТЬСЯ, УЧЕНИЦА, ТРУДИТЬСЯ, УЧИТСЯ, СИНИЦА
- Что интересного вы услышали во всех этих словах? Чем они похожи? (В конце слов слышится [ца]).
- А теперь посмотрите, как эти слова пишутся. (СЛАЙД 6)
- Что вы заметили при написании слов? (В одних словах пишется ца, в других тся, ться).
- Прочитайте слова, в которых слышится и пишется ца? (Пословица, ученица, синица). Какой частью речи они являются? (Имена существительные).
- Существуют ли проблема их написания, если слышим ца и пишем ца. (Нет)
- Ребята, а какой частью речи являются другие слова? (глаголы)
- Что произносим, а что пишем в глаголах? (Произносим ца, а пишем тся или ться).
- Существует ли проблема в написании тся и ться? (Да)
- Это орфограмма, опасное место написания.
- Над чем мы будем работать на уроке? (учиться определять написание тся, ться у глаголов)
Каллиграфическая минутка
– Пропишите сочетания -тся и -ться в тетради по образцу, записанному на доске.
- Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)
IV.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Прочитайте запись на экране. (СЛАЙД 8)
Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].
- Что это? (Пословица)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни. Если сейчас учиться грамоте, потом знания пригодятся в жизни.)
- Эта пословица будет девизом нашего урока.
V.Выявление места и причины затруднения
- Найдите в ней глаголы. (учи[ца], пригоди[ца])
- Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).
- Давайте произнесём их.
- Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])
- А можно писать в глаголах сочетание – ца?
- Давайте откроем ещё один секрет русского языка:
(СЛАЙД 10) У глаголов – … не пишется, а пишется только –… или –….
VI.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности
Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся. (СЛАЙД 11 )- А можете решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?
- Почему не можете? (Потому что не знаем правила)
- Какую цель поставим?
(Узнать, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться)
VII. Построение проекта выхода из затруднения
- Где мы можем найти подтверждение этому? ( В учебнике.Правило)
- Правило будем открывать сами.
- Давайте дадим характеристику глаголам. (СЛАЙД 12 )–Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос)
учит.ся пригодит.ся
Что делать? Что сделает?
Неопределённая форма Будущее время, 3 лицо, ед.ч.
–ться –тся- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся? (Постфикс)
- Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)
- Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.) Есть ли в окончании ь? (Нет)
- Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся)
- Сделаем вывод. (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся)
- Как по- другому можно определить какое сочетание писать? (По вопросу. Если в вопросе есть –ь- пишем ться, если нет в вопросе –ь- пишем тся)
- Запомнить это правило вам поможет стишок. (СЛАЙД 13)
Прочитайте его.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.Если мягкий знак в вопросе,
То его в глагол мы вносим.
- Вы можете пользоваться любым способом.
– Сверить свои выводы вы можете в учебнике. (Учебник с. 17 № 382.)
Физминутка
Встать и задвинуть стулья. Слушайте слова внимательно. Если в слове - ться – хлопок, - тся- прыжок, - ца- замереть.
Двигаться, смотрится, курица, разговориться, пробежаться ,пословица, приближается, учительница, прогуляться, разболеться, синица, крутится, прислушаться, улица.
VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- А сейчас потренируемся в правописании -тся и –тьсяПо рисунку вспомнить пословицу и записать на доске. В глаголах с тся подчеркнуть орфограмму. Любишь ката[ца], люби и саночки возить. (СЛАЙД 15) Друзья познаю[ца] в беде. (СЛАЙД 16)
IX. Включение нового знания в систему знаний и повторение
1. Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385.  Загадки записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы.
2.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Игра «Засели дом» (дополнительно). (Приложение)
– Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут «жить» глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч.; а во втором подъезде – глаголы неопределенной формы.
У детей на столах карточки такого вида:

Ученик готови[ца] к уроку. Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.
Уборка класса переноси[ца] на среду. На ветку сади [ ца] птица.
Утром не забудь умы[ца]. Я люблю учи[ца].
Девочка наряжае[ца]. Не надо руга[ца]!
- Поменяйтесь работами с соседом по парте и оцените её по образцу на экране
без ошибок - отлично
1-2 ошибки - хорошо
больше 2 - надо потренироваться.
- У кого ошибки? Назови причину?
- Молодцы! Вы сумели понять причину своих ошибок и в следующий раз не ошибётесь!
3. Дифференцированные задания с правом на выбор
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задания с правом на выбор 3 уровней.
- Возьмите карточки. Внимательно прочитайте и выберите себе задание.
1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.Трус своей тени (что делает?) боит…ся.Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму
Друзья познают…ся в беде.Трус своей тени боит…ся.Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся. За всё брат…ся – ничего не сделать.
3 ур. Спишите и подберите глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ
Проявлять стремление  -      
Они испытывают волнение      –
Допускать ошибки           -     
Он испытывает радость    -   
- Каждый из вас завтра получит за свою работу оценку.
X. Итоги урока.
- Пришло время подвести итоги нашей работы.
- Какую цель ставили перед собой в начале урока?(узнать, когда в глаголах пишется –ться, а когда –тся)
- В каких случаях мы пишем перед  ^ –ся  ь знак?
- В каких случаях мы не пишем перед  ^ –ся  ь знак?
– Ваше домашнее задание связано с темой нашего урока. Найдите и запишите 3-5 пословиц с глаголами оканчивающимися на ться и тся. (СЛАЙД 18)
XI. Рефлексия.
- Оцените свою деятельность на уроке (СЛАЙД 19)
- Оценивание учителем.