Конспект урока по русскому языку на тему: Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах


Тема урока: Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах.
Цель урока: выяснить условия выбора написания –тся и – ться в глаголах.
Задачи урока: 1) содействовать поиску ответа относительно написания –тся и –ться в глаголах; 2) продолжить формировать навык грамотного письма; 3) развивать интерес к предмету через формирование познавательных мотивов, метапредметных связей; 4) способствовать саморазвитию личности через различные типы заданий (от простого к сложному).
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Изучение материала происходит с использованием универсальных учебных действий: общеучебных – работа с информацией; целеполагание; рефлексия; выбор эффективных способов решения учебной задачи; метапредметных – связь с литературой;
личностных: осознание практической важности этого правила, умения оценивать свою работу
коммуникативных: общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности, работа в парах.регулятивных: умение планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
познавательных: обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Форма организации учебной деятельности: работа в парах, в группах , самостоятельная работа.
Методы: технология деятельностного метода.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, задачник, компьютер, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Межпредметные связи: литература.
Образовательные результаты: на уроке формируется четкое представление о правилах выбора написания – ТСЯ и -ТСЯ в глаголах; происходит обучение школьников умению применять правило через различные типы заданий. Дома продолжается формирование навыков работы со словами, словосочетаниями, предложениями.

Ход урока:
I.Организационный момент.
Слайд
– Добро утро! Пусть оно действительно будет для вас добрым и чтобы получить хороший настрой на урок давайте все хором, негромко произнесем следующие слова:
Я настрой себе нашел,
Чтобы стать везучим.
Повторю сто раз его –
Разойдутся тучи.
У меня все хорошо,
А будет еще лучше.
Пальчиковая гимнастика «Дом»:
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Слайд
-Прочитайте запись на экране.
Грамоте учи[ца] - всегда пригоди[ца].
- Что это? (Пословица.)
- Как вы понимаете эту пословицу?
(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)- А чему мы учимся на уроках русского языка?
(На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).
- Эта пословица будет девизом нашего урока.
- К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте загадку:
Слайд
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой? ...(Глагол.)
- Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?
III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.
1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране. (Работа в парах)
Слайд
Глагол- это…
Глаголы изменяются по….
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …
Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…
2. В домашнем задании вам нужно было обобщить какие опасности письма встречаются в глаголах неопределённой формы (в н .ф. глаг.- если она не на –ти, всегда пишется мягкий знак.)
- Эти знания нам понадобятся сегодня на уроке, чтобы открыть ещё одну тайну русского языка.
IV.Выявление места и причины затруднения.
- Работаем в ТПО стр. 59 упр. 379
Слайд
В классе радостные ли[___] _____________ –
Детям нрави[___] учи[___] !
-Допишите концы слов значками звуков.
- На какое звуковое сочетание оканчиваются данные слова? ([ЦА])
- К какой части речи относятся данные слова? Докажите.
- Что мы сейчас делали? (определяли части речи)
- Запишите имя существительное, обозначив звуки буквами.
- Сравните произношение и написание сочетания [ЦА] в имени существительном. (Звук и буква совпадают).
- Какой вывод можем сделать? (Если [ЦА] слышим на конце имени существительного, то так и пишем –ЦА).
- Можем ли в написании имени существительного допустить ошибку? (нет).
- Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)
- Какой частью речи является это слово? (Существительным.)
- Какие звуки произносим на конце? ([ца])
- А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре. Стр 129)
- Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)
- Запишите в тетрадь. Назовите первый столбик «им. Сущ»
- Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)
- Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.
- Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)
- Найдите глаголы. (Учи[ца], нрави[ца].)
- Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).
- Давайте произнесём их.
- Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])
- А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие - -тся, а третьи - -ться.)
- С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)
Слайд
- Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться.
V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.
Слайд
- Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?
- Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)
- Молодцы, что смогли зафиксировать своё затруднение.
- Какая же тема сегодняшнего урока?
- Каким способом будем изучать новую тему? (понять что не знаем, затем самим построить новый способ действий).
- Какую цель перед собой поставим?
- Между какими сочетаниями надо делать выбор?
- Узнать, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться.
VI.Построение проекта выхода из затруднения.- Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)
- Правило будем открывать сами.
- Давайте дадим характеристику глаголам.
Слайд
–Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и нравится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)
учит.ся нравит.сяЧто делать? Что сделает?
Неопределённая форма Будущее время, 3 лицо, ед.ч.
–ться –тся- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)
- Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)
- Какое окончание имеет глагол «нравится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь?(Нет)
- Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)
- Сделаем вывод. (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся. )
Слайд
Закончите заполнение схемы стр. 380
Слайд
- Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.)
Слайд
- Запомнить это правило вам поможет стишок. Прочитайте его.
Прежде чем глагол писать
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То его в глагол мы вносим.
- Вы можете пользоваться любым способом.
Слайд
Составление алгоритма. Работа в группах.
– А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу».
- Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.
1.Определяем, к какой части речи относится слово.
2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.
3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.
4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.Слайд
Этот алгоритм легче запомнить по схеме. Прочитаем её хором.
Физминутка (Слайд) – чтение хором, выделяя голосом подчёркнутые места
Потянуться, отдохнуть,Глубоко теперь вздохнуть.Встать, умыться,Кашу съесть,Поскакать легонько, На коленочки присесть.Встать, попрыгать, посмеяться,Покружиться, покачаться,Поклониться, распрямитьсяИ опять начать трудиться.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- В какой форме употреблены глаголы в физминутке? Приведите примеры на сгодняшнее правило. Запишите во второй столбик (неоп. ф.)
Выполнение упражнения С комментированием у доски в громкой речи продолжи записывать слова в 3 столбика:
1)имена существительные;
2)глаголы в начальной форме -2 из физминутки;
3)глаголы в форме 3 лица)умница учиться учится
столица светиться светится
Слайд
А теперь, когда мы знаем правила, давайте вспомним девиз нашего урока.
Теперь правильно её запишите и объясните.
Слайд
- К какому произведению иллюстрация на экране? Кто его автор?
Сначала поможем написать объявление доктору Айболиту. Что необычного вы заметили?
Выписать слова с –ца и объяснить их написание пользуясь алгоритмом.
VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385.  Первый стих записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Второй стих дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.
2. Задание для более сильных учеников. Игра «Засели дом»
– Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут «жить» глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч.; а во втором подъезде – глаголы неопределенной формы.
У детей на столах карточки такого вида:

Ученик готови[ца] к уроку.
Ребята любят готови[ца] к празднику.
Маша старае[ца] чисто писать.
Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.
У меня на носу переноси[ца].
Уборка класса переноси[ца] на среду.
В нашей школе есть тепли[ца].
В печке тепли[ца] слабый огонёк.
- У кого ошибки? Назови причину?
- Молодцы! Вы сумели найти и исправить свои ошибки, понять их причину.
IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания.
- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Каким способом действовали для достижения цели?
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
- Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?– Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?– Пользуясь алгоритмом, дома выполните упражнение № 386 на с. 18.
Слайд
Стр. 17 (правило), составить для одноклассников правила здорового образа жизни (на альбомном листе), графически обозначить правописание изученных орфограмм.
Например:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться (Мойдодыр)
X.Рефлексия.
Слайд
- Оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки (приложение 3):
5842635156210001.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться.
54902104191053778151371605347335-127000
2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний
784860601345-тся, -ться, и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.
101346089535270510895350
3. Я испытываю трудности при написании буквосочетаний -тся, -ться.
1661160200660?
?
?
?

4. Моё настроение.

184213588900
19469101619250Оценивание учителем.