Разработка урока русского языка на тему Правописание тся и ться в глаголах ( 4 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 с.Кандры
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Разработка урока
русского языка по теме «Правописание ться, тся в глаголах»
УМК «Начальная школа XXI века», 4-й класс
Выполнила: Зиннатуллина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
2016-201
Тип урока: урок открытий новых знаний
Дидактическая цель: познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Здоровьесберегательная: соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Планируемые результаты урока:
Личностные: - формировать интерес к учению.
Предметные: умение задавать вопросы к глаголам; научиться действовать по алгоритму для проверки изучаемой орфограммы. 
 Метапредметные:
 Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получаемую на уроке.
 Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
  Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель и задачи на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Методы обучения: работа в группах, аналитический, поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная.
Средства обучения: наглядный материал, раздаточный материал, учебник.
Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативное обучение, технология деятельностного подхода.
Методы и приёмы: деятельностный метод, наглядные методы, словесные методы (рассказ, беседа)
Формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, работа в группе.
Оборудование: учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», толковый словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация, сигнальные светофоры для обратной связи.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Мы рады нашим гостям.
-Давайте настроимся на работу. Пусть урок принесёт вам радость познания! Успехов вам и удач!
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
Г г го гр гд
Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Давайте возьмём эту пословицу девизом нашего урока. ( Мы к ней вернёмся в конце урока).
- При написании будем помнить об осанке, высоте и ширине букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.
- В течении урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу на маршрутных листах. (Выявление настроя у детей)
– Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга,  правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)
– Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
– Что вы знаете о глаголе?
– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
3. Повторение изученного материала (работа с сигнальными карточками)
Мягкий знак после шипящих на конце слова (устно)
Ложь, дремуч, бегаешь, корж, экипаж, плывёшь, мелочь, хорош, пейзаж, съешь.
-В каких словах после шипящих пишется ь знак ?
Вывод : ь знак после шипящих пишется в глаголах 2 лица ед.числа, в существительных ж.р. 3 скл.
– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?
– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.
4. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
4.1. – Прочитайте стихотворения М.Бородицкой учебник стр. 114(рубрика «Давай подумаем»)
Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится.Чистой водицы синица напьется –Славно сегодня звенится-поется.
Меж грибами мухоморКрасотой гордится.Нечего гордиться –Для супа не годится.
– Назовите выделенные слова. На какие группы можно разделить выделенные слова?  (глаголы, имена существительные)
– Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца]) Слайд
– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).
5. Постановка учебной задачи.
– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ? 
– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?
– Какую цель вы поставите перед собой? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
– Сформулируйте тему нашего урока? 
Слайд Правописание -тся и -ться в глагола
6. Построение проекта выхода из затруднения.
-Ребята, проведём исследования, где вы, сами определите когда в глаголах пишется тся, ться .
1) Исследование 1. ( 1 группа)
– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Какие слова писать не будем? (имена сущ.)
– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика.
садится (что делает?)                 гордиться (что делать?)струится глядитсянапьетсязвенитсяпоетсягордитсяне годится
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.
2) Исследование 2. ( 2 группа)
-Составьте предложения со словами: гордится- гордиться.
- Поставьте вопросы к глаголам , определите лицо глаголов.
Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме? ( нельзя определить время, лицо, число)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: ь  не пишется у глаголов 3 лица и пишется у глаголов неопределённой формы.
-Каковы результаты исследования 3 группы ?
3) Составление  алгоритма   написания глаголов на -тся, -ться: ( 3 группа)
Найдите глагол.
Задайте вопрос к глаголу.
Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
Слайд ( схема)
– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться?  (задать вопрос к глаголу и определить его форму)
6.2 Чтение правила в рубрике «Тайна русского языка» ( учебник с.115)
– Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.
7. Первичное закрепление
7.1 Работа по учебнику. Выполнение упр.1, стр.115 (выборочно)
Запишите слова в 3 столбика : 1) имена сущ.; 2) глаголы н.ф.; 3) глаголы в форме 3-го лица)
– Сделайте вывод о написании  -тся или -ться у глаголов.
7.2 Включение в систему знаний и повторение.
Работа в тетради «Пишем грамотно»(№1) стр.37 упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь вместо пропусков -ться или -тся, над глаголами укажи вопрос), подчеркните безуд.гласные.
прокатиться – что сделать?
не годится – что делает?
8. Работа в парах . Работа по карточкам ( проверка по вебкамере): выписать любые три глагола в таком порядке:
Гл. в н.ф. – гл. 3 л.ед.ч.-гл.3л.мн.ч.
Садиться-садится-садятся
Вывод.
9. Интерактивный тренажёр. Правописание тся, ться в глаголах.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что нового вы узнали на уроке? Вернёмся к пословице (девизу) нашего урока. -Назовите глаголы. - Какое открытие сделали?
Грамоте учиться – всегда пригодится.
-Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. В 4 классе, а затем и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.
– Оцените свою собственную работу по «Маршрутному листу»
– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
– Как вы думаете, каким будет наш следующий урок ?
11. Домашнее задание.
1) Стр.116 упр. 2
2) Стр.116, упр.4
3) Продолжение легенды о языке: «Хорошо, – сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»
– Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире»