Урок русского языка Правописание ться и тся в глаголах


Школа Предмет Русский язык
Класс 5
Учитель Тема урока Правописание –тся и –ться в глаголах
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления полученных знаний
Цель урока Познакомить с алгоритмом действий при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах, научить обучающихся правилу написания –тся, -ться в глаголах
Задачи урока Обучающая :-отработать способ действия при выборе написания –тся и –ться;
- провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
-ввести новые для учащихся понятия: возвратность- невозвратность, инфинитив (неопределённая форма глагола)
Учащиеся должны:
-знать правило написания –тся, -ться в глаголах;
-уметь применять полученные знания на практике Развивающая:
- развивать умения высказываться но лингвистическую тему;
-сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал;
- формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку
Методы и приёмы Словесные, наглядно- практические, проблемного изложения, самоконтроля, дискуссия
Предполагаемый результат Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявления эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме Познавательные УУД:
- умение находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;
-перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД:
- умение работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся;
-оценивать сложившуюся учебную ситуацию. Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Цели этапа:
- мотивация обучающихся на учебную деятельность, на получение новых знаний;
- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. Подготовка к уроку. Приветствуют учителя и слушают информацию о том, что будут делать на уроке.
Отгадывание загадки. Формулировка темы урока. Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке(создание интриги); формирование положительной учебной мотивации обучающихся.
- Ребята, сегодня предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Чтобы путешествие наше проходило без происшествий, нам понадобится один предмет. А что это за предмет, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
На ладонь он ляжет весь.
Не часы- а стрелка есть.
Он в дороге пригодит..ся.
С ним нигде не заблудит..ся.
- Верно, это компас. Он поможет нам ориентироваться в пути. Ребята , посмотрите внимательно на пропущенные буквы в словах в тексте загадки и помогите мне сформулировать тему нашего урока. Правильно , правописание - тся и – ться в глаголах. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо усвоите правописание –тся и –ться в глаголах. Создание собственных высказываний с учётом ситуации общения. Понимание зависимости характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; оценивание мыслей, принятие их во внимание в своей учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Цели этапа:
- актуализация изученных способов действий по определению частей речи;
- актуализация мыслительных операций, необходимых для изучения нового знания;
-фиксация ситуации, демонстрирующая недостаточность имеющихся знаний;
-фиксация затруднений в выполнении обучающимися задания или в его обосновании. Актуализация знаний, изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и фиксация; актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивации к пробному учебному действию («надо»- «могу»- «хочу») и его самостоятельное осуществление; фиксация затруднений в выполнении пробного учебного действия и его обоснования. Подготовка к мотивации обучающихся к самостоятельному выявлению и фиксации затруднения. Организация беседы по вопросам. Сопоставление предложений.
1.Голубым хрусталем светится на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.
2.Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.
-Что общего в этих предложениях?
-В чем разница?
-Составьте схемы предложений.
Давайте вспомним о глаголе.
Глагол – это…
Глагол обозначает…
Глаголы отвечают на вопросы…
В предложении глагол чаще всего является…
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме…
Почему она так называется… Проявление знаний о части речи и его морфологических признаков. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно- познавательной деятельности. Формирование умения извлекать информацию из текста. Формирование умения выявлять сущность, особенности объктов. Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. Формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Способность контролировать и организовывать свои действия.
3.Формирование нового знания
Цель этапа:
- тренировка способности к самостоятельной деятельности по алгоритму;
- организация самоконтроля и взаимоконтроля. Учащиеся записывают предложения, сопоставляют написание глаголов, пробуют объяснить употребление и неупотребление Ь в –ться и –тся глаголов, формируют правило самостоятельно, сопоставляют с правилом, предложенным авторами учебника. Учитель ведет инструктирова-
ние по выполнению задания в соответствии с технологической документацией; организует самостоятельную работу обучающихся, осуществляет проверку умения работать по алгоритму, самопроверку и взаимопроверку самостоятельной работы; оказывает помощь слабо подготовленным км выполнению задания обучающимся.1.Учитель предлагает записать на доске и в тетрадях предложения:
Пятиклассница заботится о своём четвероногом друге. Подростки любят заботиться о животных: щенках, котятах и хомячках.
Вопросы:
Как вы написали глаголы в предложениях?
Почему написание различается?
Попробуйте сформулировать правило написания- тся и –ться в глаголах.
Сопоставьте с определением в учебнике.
2.Рифмованное правило
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь-
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе!
3.Работа с учебником. в группах.
- Сколько условий выбора написания?
- Каковы окончания глаголов в разных случаях?
Придумайте свои примеры.
Умение структурировать знания. Выбор способов решения поставленных орфографичес-ких задач. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, из обоснование. Умение осуществлять самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль. Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничест-
во со сверстниками. Формирование внутреннего плана действий. Формирование умения полно и точно выражать свои мысли.
4.Физминутка Выполнение действий Вы работали старательно, слушали внимательно. Выполним действия.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, распрямиться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
5.Первичное закрепление умений, полученных на уроке.
Цель этапа:
- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
-вскрытие причин ошибок, разбор типичных ошибок обучающимися;
- повторное объяснение обучающимися выбора написаний между –тся и –ться в глаголах. На данном этапе обучающиеся решают орфографичес-кую задачу, применяя новый способ действий с проговарива-
-нием алгоритма решения вслух.
Обучающиеся выявляют границы применимости нового знания; выполняют задания ,в которых используется новый способ действий; закрепляют способы решения ранее изученных орфограмм.
Предлагает представить полученный результат. По результатам выполнения самостоятельной работы организует выявление и исправление допущенных ошибок, создает ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.
Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование нового и изученного ранее материала. С одной стороны, происходит автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой- усвоение новых орфографических норм. Дифференциация заданий. 1.Самостоятельная работа с проверках в парах.
Мы прямо сейчас попробуем себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые. У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом.
-тся -тьсяРабота в тетради, в парах
Трус и тени своей боит..ся.
Кто хочет учит..ся, тот учит..ся хорошо.
Кто стремит..ся приобрести знания, тот не боит..ся трудностей.
Мастером нельзя родит..ся, мастерству нужно учит.ся.
Солнце садит..ся, надо домой торопит..ся.
Вам нужно в одну квартиру «поселить» глаголы вместе со словом от которого задаем вопрос на –тся, а в другую- глаголы на –ться. Что для этого нужно правильно уметь делать?
2.Творческий диктант
Сочетания слов заменить глаголами- синонимами.
-участвовать в состязаниях
-проводить время на тренировках;
-проявлять стремление;
-испытывать волнение;
-допускать ошибки;
-принять решение;
-чувствовать радость;
-выполнять упражнение;
-совершать движение.
3.Лингвистический анализ текста. Какую пословицу можно подобрать?
У Пети сломался велосипед. Что с ним делать, с велосипедом, если он не идёт и всё! И так его Петя вертел, и эдак- не крутятся колеса, вот беда!
Пришёл дедушка, взял велосипед, что-то подкрутил, что-то подтянул- и велосипед поехал!
4.Дифференцированное задание (приложение №1)
5.Выполнение упражнения в учебнике. Применение на практике нового способа действий, первичное закрепление нового материала.
Выявление и фиксация во внешней речи конкретных знаний и умений по теме урока. Воспроизведе-
ние правил, понятий, алгоритмов; выполнение действий по алгоритму. Решение орфографических задач.
Построение логической цепи рассуждений, аргументация правильности выдвинутых предположений. Способность адекватно реагировать на трудности и не бояться обнаружения ошибок. Способность личностного морального выбора каждым обучающимся. Развитие коммуникации- интериоризации: осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
6.Рефлексия
Цель этапа:
-организация фиксации нового знания, изученного на уроке;
-организация фиксации соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;
-организация проведения самооценки обучающимися работы на уроке. Заполнение листов самооценки и взаимооценки. Высказывание своего мнения, анализ результатов индивидуальной работы на уроке. Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. - оцените свою деятельность на уроке, заполнив листы самооценки:
1.Я понял(а),как надо действовать при написании –тся и –ться.
2.Я умею применять алгоритм написания и могу объяснить другим, как надо действовать при написании –тся и –ться.
3.Я активно работал(а) в группе и помогал(а) другим участникам группы и пары.
4.Мне понравилось работать на уроке.
5.У меня хорошее настроение. Оценка, самооценка и взаимооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний по теме урока. Объективная самооценка и взаимооценка учебной деятельности.
7.Домашнее задание.
Цель этапа:
-включение нового способа действий в систему знаний обучающихся;
-тренировка способности применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации. Дети выполняют упражнение в учебнике или пишут рекомендации по правописанию слов на –тся и –ться. Подготовка дифференцированного домашнего задания на выбор. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. -упражнение в учебнике №..
- составить для одноклассников правила правописания –тся и –ться в глаголах. Самостоятель-
ная отработка алгоритма действий по изученной теме. Творческое использование изученной информации. Поиск информации в интернете, в социуме, в теле-, аудио-,видеоисточниках, печатных изданиях и использование её для решения практических задач.
8.Итог урока.
Цель этапа:
Соотнесение цели и результата урока. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её результатом. Соотнесение цели и результата урока, фиксирование степени их соотнесения. - Чему учились на уроке?
-Достигли ли поставленную цель?
-Какую задачу решали?
-Где в жизни это может пригодится? Применение ЗУН при выполнение учебных заданий, в реальных жизненных ситуациях. Адекватная оценка своимх действий и полученного результата.
Приложение№1
Если вы усвоили тему, чувствуете себя уверенно, хотите проверить свои знания
Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3 л ед.ч.
Проявлять стремление- стремиться(н.ф.)- стемится(3л)
Испытывать волнение-
Допускать ошибки-
Принять решение-
Чувствовать радость-
Приложение№1
Если поняли тему и стремитесь закрепить изученное.
Запишите пословицу, обозначая изученную орфограмму.

Не потрудит..ся, так и хлеба не добит..ся.
Как шьет..ся, так и носит..ся.
Кто много знает, с того много и спрашивает..ся.
Дело мастера боит..ся.
С тобой разговорит..ся, что меду напит..ся.
Приложение№1
Если не совсем усвоили тему и сомневаетесь в своих силах.
Запишите пословицу, обозначая изученную орфограмму.
(что сделать?) Не потрудит..ся, так и хлеба (что сделать?) не добит..ся.
Как (что делает?)шьёт..ся, так и (что делает?) носит..ся.
Кто много знает, с того много и (что делает?) спрашивает..ся.
Дело мастера (что делает?) боит..ся.
С тобой (что сделать?) разговорит..ся, что меду (что сделать?) напит..ся.