Рабочая программа по чтению для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 4 класс


1.Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год) в соответствии с положением о рабочей программе МБОУ Олонская СОШ,
Программа рассчитана на 136 часов, в том числе на внеклассное чтение - 4 часа соответственно.
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.
Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект: учебник (З.Н. Смирнова, Г.М.Гусева). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Издательства «Просвещение», 1997, 2007, с изменениями, 2010, 2012г. – 254с.)
Цель программы обучения:
закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;
коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи программы обучения:
учить детей читать доступный их пониманию текст, вслух и про себя;
осмысленно воспринимать его содержание;
активизировать словарь учащихся;
научить полному и выборочному пересказу прочитанного;
учить правильно строить и употреблять в речи предложения.
2.Содержание тем учебного курса
- Произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. 
- Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. 
- Общественно полезные дела школьников. 
- Рассказы и стихотворения русских классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
- Рассказы и стихотворения и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
3.Учебно-тематический план.
Разделы Кол-во часов Краткое содержание раздела
Листья пожелтелые по ветру летят … 15 ч А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…»
Ф.Тютчев «Листья».
По Г.Граубину «Как наступает листопад».
А.Гонтарь «Осень в лесу».
С.Прокофьева «Подарки Осени»
По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок)
Н..Носов «Хитрюга».
Н.Сладков «Осень».
Г.Снегирёв «Бурундук».
Раз, два – начинается игра! 13ч Считалки
М.Бородицкая «Щи- талочка»
Л.Пантелеев «Карусели».
Д.Хармс «Игра». (Отрывок)
В.Левин «Чудеса в авоське».
Н.Носов «Затейники».
Внеклассное чтение. Н.Носов «Огурцы».
Будем делать хорошо и не будем - плохо 21 ч «Не моё дело!» (Китайская сказка)
И.Крылов «Чиж и Голубь»
Л.Толстой «Два товарища»
Л.Пантелеев «Трус».
Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым».
В.Сафронов «Подвиг».
Ю.Ермолаев «Силач».
По В.Осеевой «Самое страшное»
К.Киршина «Вот какая история»
По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря».
А.Барто «В театре»
Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем - плохо»
Внеклассное чтение. По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)
Зимние узоры. 15ч Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка)
С.Прокофьева «Подарки Зимы».
Г.Харлампьев «Жадная сорока».
З.Александрова «До свидания, зима!»
А.С.Пушкин «Зимний вечер»
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Внеклассное чтение. Стихи о зиме
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! 15 ч «Заработанный рубль» (Грузинская сказка).
Г.Сапгир «Рабочие руки».
Н.Носов «Заплатка».
А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое».
Г.Виеру «Хлеб с росою».
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
В окно повеяло весною… 8ч А.Плещеев «Весна».А.Майков «Ласточка примчалась…»
К.Ушинский «Ласточка».
А.Н.Толстой «Весенние ручьи».
С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам».
В.Сафронова «Весна».
Внеклассное чтение. Н.Сладков «Ивовый пир».
Люби всё живое» 20 ч. По В. Костылёву «Берёза»
Л.Толстой «Кака дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»
По Н.Вагнеру «Мальчик и дворовая собака»
В.Тарасов «Четвероногий друг»
М.Пришвин «Гаечки»
М. Горький «Воробышек»
А. Барков «Пожарник Карл»
По Г. Скребицкому «Медвежонок»
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
По Д.Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько»
По Д.Мамину-Сибиряку «Приёмыш»
На пользу и славу Отечества 10 ч Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина)
Л.Толстой «Как боролся русский богатырь».
По О.Орлову «К неведомым берегам».
По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».
Видно не напрасно называют лето красным 21 ч Г.Греков «Летом».
С.Прокофьева «Подарки лета».
По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи».
По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок).
Вс.Рождественский «Одуванчик».
По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец».
Внеклассное чтение. По А.Смирнову «Малина».
4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
читать отрывки по ролям;
пересказывать прочитанное полностью и выборочно.
Учащиеся должны знать:
знать наизусть 7-8 стихотворений
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
IV класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
5. Учебно-методическое обеспечение
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор В.В. Воронкова, издательство «Просвещение» 2008г.
2.З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Издательства «Просвещение», 1997, 2007, с изменениями, 2010, 2012г. – 254с.)
6.Список литературы.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». - М.,2010.
Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007 г.
«Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007 г.