Технологическая карта урока русского языка, 5 класс коррекционной школы. Мягкий знак на конце существительных после шипящих


Технологическая карта урока
Тема Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Цели для ученика
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
2. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
3. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала. Цели для учителя
Образовательные – формировать орфографическое умение правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящей на конце (в начальной форме), расширять словарный запас обучающихся.
Развивающие – развивать орфографическую зоркость, память , внимание и мышление, развивать речевую деятельность обучающихся.
Воспитательные – воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к русскому языку.
Тип урока – изучение нового материала Форма урока – урок - путешествие
Опорные понятия, термины – имя существительное, род и число имени существительного, буква Ь, шипящие. Новые понятия – Ь – показатель женского рода имён существительных.
Формы контроля – взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя. Домашнее задание – правило стр.125, упр.202 стр.126
ЭТАП УРОКА Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приёмы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Технология
создания
проблемной
ситуации. На доске слова: дочь, печь, конь.
- Найдите одинаковую букву в данных словах.
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в страну имён существительных и вспомним об удивительной работе мягкого знака.
Повторение о роли ь.
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой.
Давайте вспомним, какую работу выполняет ь.
- Прочитайте слова, записанные на доске:
Тетрадь, печь, речь, ключ, лисья, воробьи, пень, банька, перья, дочь, меч, грач.- Назовите слова, в которых есть мягкий знак – показатель мягкости.
- Назовите слова, в которых есть разделительный ь.
- Назовите оставшиеся слова.
- Давайте произнесём последний звук каждого слова.
- Так что же получается: звуки произносятся одинаково, но в некоторых словах мягкий знак присутствует, а в других его нет. Почему так? Как вы думаете?
- Может быть «Сказка о мягком знаке» поможет нам ответить на вопрос. Буква ь
Мягкий знак может обозначать мягкость согласного, а может разделять согласный и гласный звуки.
Тетрадь, пень, банька.
Лисья, воробьи, перья.
Печь, речь, ключ, дочь, меч, грач.
Звук «ч»
Обучающиеся высказывают свои предположения.
Частично-поисковые Поиск и выделение необходимой информации. Повторение роли мягкого знака.
Построение нового знания. Рассказывание «Сказки» учителем.
- С кем не удалось подружиться Мягкому знаку?
С кем он подружился?
- Давайте запишем эти слова в два столбика.
Работа на доске.
- Посмотрите внимательно на слова. Что вы можете сказать о словах первого столбика? Что их объединяет?
Что общего между словами второго столбика?
- Давайте попробуем сформулировать правило о новой роли ь.
- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав правило на стр.125.
- На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется ь?
Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
физкультминутка С ершом, стрижом, шалашом, ежом.
С рожью, мышью, печью, ночью.
Наташа записывает слова, с которыми Мягкий знак не подружился. Илья записывает слова, с которыми он подружился.
Остальные пишут в тетрадях.
Самопроверка.
Это слова мужского рода.
Это слова женского рода.
Мягкий знак после шипящих пишется в словах женского рода.
Читают правило.
Взаимопроверка. Объяснительно-иллюстративные
Исследовательские Классификация объектов по выделенным признакам. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Применение знаний. 1.Игра «Помоги слову найти дом».
Перед вами два дома. В одном из них живут слова с ь, в другом без ь. нужно расселить слова по этим домам. Выбор объясните.
Печь, мяч, помощь, кирпич, вещь, мышь, плащ, луч, ночь, врач.
2.Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе, укажите род, выделите орфограмму.
Помогать, мышиный, овощной, молодёжный, тишина.
3.Сейчас у Мягкого знака отдых. В стране существительных есть цирк. Купив билет он туда отправился. Билет с текстом лежит у каждого на парте. Вы должны помочь Мягкому знаку выбрать нужное место в данных существительных, чтобы в зале не было переполоха.
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
4.Работа с учебником.
Упражнение в правописании существительных с шипящими на конце.
Что нужно помнить, чтобы правильно записать существительные с шипящей на конце? Работа у интерактивной доски.
Обучающиеся по одному выходят к доске и перемещают слова с проговариванием своего выбора.
(правильность выбора подтверждает звуковой сигнал доски)
Обучающиеся записывают слова в тетрадь, Данил с комментированием на доске.
Работа на карточках:
В полноч.. на манеж.. вышли циркач.. и его доч.. . На нем был плащ.. . Она в руках держала мяч.. .Скрипач.. играл марш.. . В зале сидела молодёж.. . стояла тиш.. .
Самопроверка по слайду.
Упр.200 стр.125
Сушина Настя и Хмара Дима выполняют половину упражнения. Дидактическая игра
Проблемно-сообщающие
Репродуктивные Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра и своих действий.
Оценивание, рефлексия. (слайд)
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось… Обучающиеся оценивают свою работу на уроке. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Моральный выбор на основе социальных и личностных ценостей.