«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников» (результат работы по проекту Умники и умницы)


«Дидактические игры как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников» (из опыта работы)
Автор: Косарева Ирина Михайловна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема интеллектуального развития старших дошкольников через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.
Цель:
-найти пути оптимального решения задач интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры:
- максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой.
Задачи:
- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;- развивать любознательность и умственные способности.
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Эффективное развитие умственных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить программный материал.
Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Умственное развитие — это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями.
Список использованных источников
1. Сорокина А.И. Игры и игровые упражнения для развития речи. - / А.И. Сорокина – М., 2003, 228 с
2.Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000. 11.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.
3.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - / А.П. Усова – М., 2001, 345с. 13.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.
4.Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.