Коррекционно-развивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «АБВГДЕЙКА» разработана на основе общей программы дополнительного образования «Все в моих руках» ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат для умственно отсталых детей «Теремок».
Рабочая программа предназначена для работы учителя – дефектолога с детьми глубокой степенью умственной отсталости.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Э.И. Шиф и др.).
Для детей с умственной отсталостью характерны следующие особенности:
- такие дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико- фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются недифференцированностью, глобальностью;
- для мышления данной категории детей характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность. Узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- такие дети часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.
Занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. Необходимо учитывать, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И.М., Ульянцевой М.В., Комаровой С.В.
Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность детей;
формировать коммуникативную деятельность;
корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
Принципы составления коррекционной программы.
1.Принцип единства диагностики и развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
2.Деятельный принцип коррекции. Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.
3.Принцип индивидуально – дифференцированного подхода - изменение содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
4.Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
5.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
6. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от простого – к сложному.
7.Учет эмоциональной сложности материала.
Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Методы и приемы реализации программы.
В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
- совместные действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности
Категория и возраст обучающихся.
Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников дома-интерната с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, в возрасте от 7 до 18 лет. Период обучения – четыре года
1 год обучения – от 7 до 10 лет.
2 год обучения – от 10 до 13 лет.
3 год обучения – от 13 до 16 лет.
4 год обучения – от 16 до 18 лет.
Продолжительность
Количество индивидуальных занятий для каждого ребенка определяется исходя из потребностей ребенка и его психофизических особенностей. Продолжительность занятий 10-20 минут.
Количество часов в неделю -1 часа (с глубокой степенью умственной отсталостью)
Общее количество часов в год – 34 часа
Учебный план
для детей с глубокой умственной отсталостью
Название дисциплины
I полугодие
II полугодие


Кол-во часов
Кол-во часов


1 учебный год обучения (от 7 до 10 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»
7
9

«Сенсорная стимуляция»
8
9

Итого
15
19


2 учебный год обучения (от 10 до 13 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»
7
9

«Сенсорная стимуляция»
8
9

Итого
15
19


3 учебный год обучения (от 13 до 16 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»
7
9

«Сенсорная стимуляция»
8
9

Итого
15
19


4 учебный год обучения (от 16 до 18 лет)

«Развитие речи и окружающий мир»
7
9

«Сенсорная стимуляция»
8
9

Итого
15
19

В течение учебного года осуществляется входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестация.
1. Входящая диагностика, проводиться вначале учебного года (сентябрь).
2. Промежуточная аттестация в конце первого, второго полугодия (декабрь, май ).
3.Итоговая аттестация проводится по окончанию учебной программы в конце четвертого года обучения. (май).

Структура занятия.
Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа.
Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые содержательно преобразуются.
Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени.
Подготовку к каждому занятию планирую осуществлять особенно тщательно, убирая предметы, отвлекающие внимание детей и осуществляя качественный отбор дидактических и игровых материалов, которые должны находиться вне поля зрения ребенка. Также предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце занятия.

15