Конспект урока Синтаксический разбор простого предложения ( 5 класс)


Синтаксический разбор простого предложения ( 5 класс)
Учитель: Коршунова О.А.
МОУ СШ №66, г. Ярославль.
Цели: познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора; развивать навыки самостоятельной работы, работы с текстами, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять порядок синтаксического разбора, производить синтаксический разбор простого предложения; применять знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
1)Разминка. Игра "Словесный мяч"
Весна, звезда, слеза, вода, голоса, нарядиться, сердечко, ночной, далекий.
2) - Послушайте стихотворение С. Маршака "Знаки препинания".
У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак - восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке на каждой остановке.
-Когда вы в конце предложения поставите восклицательный знак, вопросительный? Приведите примеры.
-Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания?
3) Отгадайте загадки. Найдите грамматические основы предложений.
Сердитый недотрога живет в лесу глухом.
Иголок очень много, а ниток ни одной. (Еж)
Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)
4) Игра "Составь предложение"
Возьмите из предложения За окном шелестит ветер сказуемое, выраженное глаголом.
Из предложения Хрустнула под ногами ветка обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом. Из предложения В этом году была сухая осень определение, выраженное прилагательным. Из предложения На земле лежала яркая листва подлежащее выраженное существительным.
- Что получилось?
Шелестит под ногами сухая листва.
- Что вы можете рассказать об этом предложении?
3. Постановка целей и задач урока.
- Тема нашего урока «Синтаксический разбор простого  предложения».
- Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему.
(Дети определяют цели урока. Если учащимся тяжело самим сформулировать цели, можно использовать шаблоны.
1. Обобщить изученный материал по теме …… ( «Простое предложение»)
2. Уметь находить в тексте …. (простое предложение)
3. Учиться выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения.
4. Работа по теме урока.
1) - Синтаксический разбор предполагает краткий, точный, логичный рассказ о предложении. Вы уже многое знаете. Попробуйте самостоятельно составить план разбора простого предложения и по этому плану разобрать составленное вами предложение: Шелестит под ногами сухая листва.
( работа в группах: обсуждают, составляют план разбора, выступают с защитой)
- Сверим наши выводы с материалами учебника.
2) Работа с текстом:
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылеч(?)ке.
Звонко кричит пастуш..к.
Скачут барашки, овеч(?)ки.
Со..нце за горку ушло,
Светит к..сыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит,-
Верно, устал от р..боты.
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы...
Стадо идет и пылит,
Дети за ним - врассыпную.
Старый учитель сидит,
Гол..ву клонит с..дую.
- Как бы вы назвали стихотворение А.А. Блока?
- С каким чувством пишет поэт об учителе?
- В каком значении употреблено слова "старый " в тексте?
- Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.
- Объясните знаки препинания в предложениях данного текста.
- Разберите выделенные предложения. Составьте их схемы.
3) Работа в парах.
Игра "Мозаика":учащиеся получают конверты со словами, из которых нужно составить предложения (пословицы и поговорки), объяснить их смысл, сделать синтаксический разбор предложения, найти и объяснить известные орфограммы в словах.
(Материал для игры:Злобный пес и господина загрызет.
И собака ласковое слово знает.
Лодырь празднует и в понедельник.
На окошке грибы не растут.
Русский человек без родни не живет.
Русский человек добро помнит.
Сердце матери лучше солнца греет.
Сердитая собака не боится палки.
В тихом омуте черти водятся.
Правда в огне не горит.)Примечание: если дети затрудняются в определении смысла пословицы, можно воспользоваться интернет- ресурсами)
4) Конструирование  предложений  по  схемам.
- Составьте  и  запишите  предложения  по  данным  схемам.
     1 вариант:       /\/\/\/\ _______ ======= ---------.
     2 вариант:      _____ и ______====== -.-.-.-.-..     3 вариант:       ______ ===== -.-.-.-.-. ?5. Рефлексия.
Прием "Пятерочка"
На листах бумаги формата А4 обведите свою руку и напишите информацию на пальцах:
большой - "Для меня важно..."указательный - "Мне было трудно..."
средний - "Для меня недостаточно..."
безымянный -"Мне было интересно..."
мизинец - "Мои предложения..."
(Учащиеся подписывают работы и сдают учителю для анализа).
6. Домашнее задание.
1. п.43
2.Упр. 225 или 226 (на выбор)
3.Выписать из любимых сказок три предложения, сделать синтаксический разбор (для желающих).