Курсовая работа на тему: Педагогические условия формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Педагогические условия формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников
специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»

Выполнила: Руководитель:
Студентка 3 «А» группы Ковалева Е. И.
Нуриева Филюра Жияншаевна
Допущено к защите
_____________________
Подпись руководителя

2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятий «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия»……………………………………………..5
1.2 Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классов………………………………8
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Технологии формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста……………………………..11
2.2 Изучение опыта педагогов практиков по исследуемой проблеме………...................................................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....28
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
С вступлением в силу в 2011 году нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования целью образования становиться общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую компетенцию, как умение учиться и поэтому возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (далее ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной. В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Исходя из этого тема «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников» является актуальной.
Объектом исследования является процесс формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования личностных УУД младших школьников.
Цель исследования- выявить педагогические условия формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс формирование личностных УУД будет проходить эффективнее, при соблюдении следующих условий:
-учитель понимает необходимость формирования у детей УУД, знает, как организовывать уроки.
-для образовательного процесса выбраны технологии для организации учебной деятельности;
Цель и гипотеза помогли нам сформировать следующие задачи:
-изучить сущность понятий «личностные УУД», «УУД»;
-изучить возрастные особенности формирования личностных УУД;
-изучить и раскрыть технологии формирования личностных УУД;
- описать опыт педагогов- практиков по формированию личностных УУД.
В нашей работе мы использовали следующие методы:
-изучение и анализ научной литературы;
-изучение и обобщение опыта педагогов практиков.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав (теоретический и практический), заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сущность понятий «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия»
В нашей исследовательской работе мы раскроем базовые понятия.
Ключевыми понятиями в нашей исследовательской работе являются понятия «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия».
Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. [9,27]
Т. В. Василенко, дает следующее обоснование понятию: «Универсальные учебные действия(УУД)- инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться».[3,15]
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) универсальные учебные действия ( далее УУД) - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.[22]
По мнению А. В. Федотовой, УУД- это и есть обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».[21]
А.Г. Асмолов, Т.В. Василенко, А.В. Федотова выделяют следующие функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
А. Г. Асмолов указывает на 4 блока УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция)
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, самостоятельное, выделение, поиск информации, структурирование знаний.
К коммуникативным действиям относятся: (постановка вопросов, разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий, умение выражать свои мысли.[9, 29-30]
Остановимся более подробно на личностных УУД. А. Г. Асмолов подчеркивает, что они обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Ценностно – смысловая ориентация- личности школьника лежит в основе поведения субъективного и отношения к выбранной деятельности, является сензитивным периодом развития компонентов личности, связанных с формированием мировоззрения. В частности, становление мировоззрения взаимосвязано с ценностно-смысловой сферой личности, которая в данный период устойчивые. Это проявляется в виде возрастных особенностей младшего школьника, черт характера, его интересов и т. д.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет
для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Итак, в первом параграфе, изучив научную литературу, мы раскрыли и проанализировали следующие понятия: «универсальные учебные действия» и «личностные универсальные учебные действия», предложенные такими ученными как А.Г Асмоловым, Т.В. Василенко, А.В. Федотовой и выяснили, что под УУД понимают совокупность способов действия учащихся связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, а также различают 4 вида УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Изучив более подробно личностные УУД, можно сказать, что для формирование личностных УУД необходимо обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
УУД могут быть сформированы только в сфере новых условиях учебной деятельности. В связи с этим возникла необходимость изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.
Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классов
В связи с тем, что мы рассматриваем возрастные особенности формирования личностных УУД именно у младших школьников нам необходимо рассмотреть психологическую характеристику детей этого возраста.
Как утверждал О. Б Дарвиш младший школьный возраст- это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус.[6,10]
В.С Мухина считает, что младший школьный возраст определяется не только важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу, но и постоянными обязанностями, связанными с учебной деятельностью, при переходе ребенка в новую систему отношений с окружающими его людьми. [17, 249]
Р.С. Немов говорил, что младший школьный возраст- время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность- важные личностные особенности младших школьников. Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребенка. Осознание того, что успех зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. [18, 209]
В этот период ребенка ждет крупная перемена в жизни, ведущей деятельностью становиться учение.
Для дальнейшего развития личности младшего школьника особо значима потребность во внешних впечатлениях, так как именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладеть знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность.
И. П. Подласый говорил, что становление личности школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми, т.е. учителями и сверстниками(одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное- огромный авторитет, которым пользуется учитель. [19, 207]
В психологическую характеристику детей младшего школьного возраста входит внутренняя позиция школьника, которая является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин и другие. Во многих исследованиях была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении к школьным предметам. [9, 55]
Анализируя интернет-источники мы узнали, что внутренняя позиция школьника - это отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации и является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте.
В.С. Мухина выделила следующие критерии сформированности внутренней позиции школьника[17]:
— положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
— проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
— предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:
— создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
— организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. [17, 255]
В исследованиях А. В. Леонтьева роли учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника было показано, что рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. В связи с этим учителю необходимо научить ребенка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в речи. [13,33]
По мнению автора А. Г. Асмолова личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм; развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку. [9, 33]
Итак, мы изучили возрастные особенности младших школьников и можем сказать, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования универсальных учебных действий.
Вывод: Во первой главе мы раскрыли понятия «универсальные учебные действия» и «личностные универсальные действия», а также изучили и проанализировали возрастные особенности детей младшего школьного возраста и пришли к выводу, что формирование личностных УУД является обязательной составляющей образовательного процесса и должно начинаться с первой ступени, но при работе по формированию личностных УУД необходимым является учет возрастных особенностей младшего школьника.
В результате мы пришли к выводу, что чтобы выявить педагогические условия формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста необходимо рассмотреть технологии формирования личностных УУД, а также проанализировать опыт педагогов-практиков.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Технологии формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Для успешной работы с нашей проблемой нам необходимо рассмотреть технологии формирования личностных универсальных учебных действий.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.[4]
Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Каждый учитель должен обладать способностью целенаправленно проектировать задания, развивающие уровень владения учащимися различными универсальными учебными действиями.
Литературное чтение является наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных универсальных учебных действий. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Литературного чтения» относится:
•формирование навыков правильного, выразительного и сознательного чтения, чтение вслух и про себя (что позволит развить коммуникативно-речевые умения);
•приобщение к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям (так у младших школьников будет формироваться нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру);
•формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории ее создания (способствует расширению кругозора юных читателей, проявлять познавательные интересы в выборе произведения).
Наиболее эффективные пути и способы развития универсальных учебных действий в контексте уроков литературы:
•учебное сотрудничество
•формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста
•формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской и проектной деятельности[2]
Личностные действия формируются на уроках через прослеживание «судьбы героя», на основе сравнения себя с героями литературных произведений, знакомства с героическим прошлым России с подвигами и достижениями ее граждан. Для формирования личностных действий необходимо использовать различные методы обучения в комплексе. В раннем школьном возрасте усвоение правил нравственного поведения происходит на основе подражания взрослым, учителю, родителям, через инсценировки стихотворений, рассказов нравственной тематики. Важно учить детей оценивать свои поступки. А учителю быть тактичным в поощрении и порицании при обсуждении нравственных поступков. Обучая самих детей оценивать поступок, важно учить выделять мотив, то есть для чего, во имя чего совершается тот или иной поступок. Младшим школьникам легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем их собственные.[2]
Наиболее эффективными, для формирования личностных УУД на уроках литературного чтения, будут следующие технологии
1.Технология решения изобретательских задач. [24, 80- 82]
Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
1.методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
2.методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач;
3.воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
ТРИЗ даёт для учителя возможность:
•усовершенствовать методику преподавания предмета;
•работать с увлечением;
•сделать свой предмет интересным для детей;
•создать у учащихся единую систему мировоззрения;
•пользоваться доверием детей и их родителей.
Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:
1. Воспитательные:
- формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;
- развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи;
2. Образовательные:
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
3. Развивающие:
- развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
- развитие пространственного мышления;
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого мышления.
Основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.
Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине)
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Д. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл.[25,114-115]
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развития качеств личности открытого общества. Технология пригодна для решения многих проблем в образовательной сфере.
Технология РКМЧП позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так как новый век требует творческой деятельности. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цели технологии РКМЧП:
1.Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2.Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3.Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
-понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
-делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
-подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
-отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
На уроках литературы в рамках данной технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
3. Технология продуктивного чтения.[15]
Технология продуктивного чтения, разработана профессором Н.Н. Светловской. Эта технология направлена на формирование личностных УУД, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого произведения эффективно использовать приём «прогнозирования», ученикам предлагаются ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное чтение текста организуется в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения, прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.
В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации использую следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим?
Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание.
Итак, в данном параграфе, мы рассмотрели технологии формирования личностных УУД на уроках литературы, такие как: технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология продуктивного чтения. Мы можем сделать вывод о том, что для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии вкомплексе.
Далее следует рассмотреть опыт учителей практиков по проблеме формирования и личностных универсальных учебных действий.
2.2 Изучение опыта педагогов- практиков по исследуемой проблеме.
В ходе работы над проблемой «формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников» нами изучен опыт педагогов- практиков. Мы познакомились с работой И.В. Лоскутовой, учителя начальных классов, г. Саяногорск, МБОУ г. Саяногорск лицей «Эврика».
По ее мнению, одним из способов формирования личностных УУД является учебные действия отражающие в системе ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира его внутренняя позиция:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности,
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий учителем были использованы следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Ирина Владимировна использовала данные виды заданий на уроке литературного чтения для формирования правильного типа читательской деятельности, которая представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Н.Н. Светловская выделяет этапы работы с текстом на уроках:
-до начала чтения
-в процессе чтения
-после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)
На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.
Создание проблемной ситуации с помощью проблемного вопроса, является наиболее оптимальным где в процессе происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности опираясь на личный опыт обучающегося.
Изучив опыт работы Ирины Владимировны по формированию личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения мы увидели, что педагог обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. [14]
Формирование личностных УУД так же активно реализуются и во внеурочной деятельности, внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Кроме того, внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. В связи с этим мы изучили опыт И.Е. Хохолиной, учителя начальных классов, МОУ гимназия №33 г. Кострома, которая разработала вкладыш в школьный дневник, который способствует формированию личностных УУД у большинства учащихся.
Целью данной работы является научить детей адекватной самооценке и самоконтролю. Это был всего лишь один лист под названием «Воспитай себя сам». И она с ребятами вместе решила, какие качества они должны в себе воспитать и что для этого необходимо выполнять. Все требования разделили на три группы:
1.Здоровый образ жизни;
2.Учебная деятельность;
3.Воспитанность.
Затем они договорились, в какой форме будут записывать полученные результаты. Оценивание по заданным критериям происходило еженедельно, в течение четверти. Оценивание делится на два вида оценок: прогностическую и ретроспективную (реальную).
Прогностическую оценку дети ставят в начале недели, как бы предполагая и одновременно настраивая себя на лучший результат по заданным критериям на целую неделю. И затем она ставится в отдельной колонке (прогностическая оценка).
Оценивание происходит в цветовой системе: красный кружок - выполнял всегда, желтый – старался, синий – не получилось.
В течение недели дети стараются контролировать свои успехи или поражения по всем критериям самовоспитания.
В конце недели проводили анализ и реальное оценивание себя по заданным критериям.
По результатам оценок проводится рефлексия. Дети по желанию делятся своими успехами или трудностями в той или иной области самовоспитания.
Фразами помощниками в рефлексивной беседе могут быть:
- было легко …
- лучше, чем на той неделе …
- мне помогли …
- самое трудное …
- самое интересное …
- я не ожидал …
- пришлось себя заставлять …
- на следующей неделе я …
- я постараюсь…
и другие.
Работа ведется в течение всей четверти.
По окончании четверти дети обобщают свои результаты и самостоятельно или при помощи родителей делают выводы и рекомендации в виде собственных советов на новый этап самовоспитания – новую четверть.
Такой вид самовоспитания, на взгляд учителя, необходим младшему школьнику. Постоянные поучения взрослых иногда воспринимаются не всеми детьми или выполняются без особого желания. Работая с листом «Воспитай себя сам», видя свой успех в той или иной области, наблюдая за ростом успехов, планируя свою деятельность, дети невольно, как бы играя, воспитываются естественно и непринужденно. Они привыкают к здоровому образу жизни, внимательному и культурному общению, ответственности. [7]
Ссылаясь на стандарты нового поколения, Хохолина утверждает, что в сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;
-адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;
-внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Контролировать уровень развития личностных универсальных действий и помогает работа с дневником «Воспитай себя сам», в который не учитель ставит отметки, а ребёнок сам оценивает себя, следит за своими успехами, планирует дела и делится с дневником порой самым сокровенным. В дневнике с оценочным листом находится словарь, состоящий из слов, обозначающих качества людей, их черты характера. Это своего рода модель здорового воспитанного гражданина, к которой ученик должен стремиться.
Содержание дневника(см. приложение №1):
•Обращение учителя-автора к детям
•Инструкция по ведению дневника
•Позитивное напутствие для ребёнка от учителя
•План-календарь для записи дел и важных событий с фиксированием итога
•Лист «Воспитай себя сам»
•Подведение итогов своей работы и запись рекомендаций
•Рубрика «Поделись своими успехами или настроением»
•Словарь
Итак, мы изучили опыт педагогов-практиков учителя Лоскутовой И. В. МБОУ г. Саяногорск Лицей «Эврика» по формированию личностных УУД на уроках литературного чтения мы выяснили, что для достижения личностных результатов необходимо создать проблемную ситуацию с помощью проблемного вопроса для обеспечения ценностно-смысловой ориентации учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, и ориентация в социальных ролях. Так же мы изучили опыт учителя начальных классов Хохолиной И. Е. МОУ гимназия №33 г. Костромы по формированию личностных УУД. Созданный Ириной Евгеньевной вкладыш в школьный дневник под названием «Воспитай себя сам» является наиболее удачным, способствующий учащимся самостоятельно ставить перед собой цели, стремится к их реализации, отслеживать свой результаты и делится своими успехами.
Вывод: Во второй главе нашей работы мы рассмотрели технологии формирования личностных УУД и сделали вывод о том, что для эффективности работы различные технологии необходимо использовать в комплексе. В этой же главе мы рассмотрели позитивный опыт педагогов- практиков: И.В. Лоскутовой и И.Е. Хохолиной по исследуемой проблеме «формирование личностных УУД младших школьников», и можем сделать вывод о том, что хорошие результаты можно получить благодаря целенаправленной работе по формированию личностных УУД не только в урочной деятельности, но и во внеурочной тоже.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что формирование личностных УУД это сложный процесс, для формирования которого необходимо оперятся на особенности личности школьника и формировать способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.
Наша проблема «Педагогические условия формирования личностных УУД младших школьников» требует дальнейшей разработки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На настоящем этапе реформирования системы образования вопрос по формирования личностных УУД младших школьников является очень актуальным. ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Объектом исследования является процесс формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования личностных УУД младших школьников.
Цель исследования- выявить педагогические условия формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.
В начале нашего исследования нами была поставлена цель, для реализации которой были определены ряд задач.
Решая первую задачу, мы выяснили сущность понятий «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия». За основу мы взяли определение А.Г. Асмолова: «УУД» -совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Решая вторую задачу, мы раскрыли возрастные особенности младшего школьного возраста и пришли к выводу, что именно младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования УУД.
Решая следующую задачу, мы рассмотрели технологии формирования личностных УУД на уроках литературного чтения и пришли к выводу, что для более эффективной работы нужно использовать разные технологии формирования личностных УУД.
Решая последнюю задачу, мы проанализировали опыт педагогов- практиков по формированию личностных УУД младших школьников Лоскутовой И. В. и Хохолиной И. Е. которые создали свою методику по формированию личностных УУД. И мы можем сделать вывод о том, что хорошие результаты можно получить благодаря целенаправленной работе по формированию личностных УУД не только в урочной деятельности, но и во внеурочной тоже.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута благодаря реализованным задачам.
Выдвинутая нами гипотеза: процесс формирование личностных УУД будет проходить эффективнее, если учитель понимает необходимость формирования у детей УУД, знает, как организовывать уроки; для образовательного процесса выбраны технологии для организации учебной деятельности, нашла теоретическое подтверждение.
Практическое подтверждения выдвинутой гипотезы мы планируем реализовать при прохождении преддипломной практики.