Статья на тему: Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся в рамках реализации внеурочной деятельности «Доноведение»


Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся в рамках реализации внеурочной деятельности «Доноведение»
Докладчик : учитель начальных классов
Л.В. Долгопятова.
Что такое творчество? Я думаю, что творчество это реализация талантов. Каждый ребёнок от рождения  наделен определенными талантами, и когда он проявляет свои таланты, он творит. Поэтому творчество и является результатом деятельности человека.
Каждый из нас может быть творческим человеком, главное понять, что больше всего нравиться делать, что приносит удовольствие, а также восхищает других людей. Очень важно научиться слушать себя и реализовывать свои таланты, заниматься творчеством. Но как понять и услышать маленького человечка, который невнятно формулирует свои мысли, а может и вовсе не высказывает их вслух. А вот в этом и заключается мастерство учителя, который должен определить какое творчество приносит удовольствие и радость маленькому ученику.
Ведь, в будущем именно творчество поможет ему увлечься окружающим миром, поможет оценить его красоту, именно творчество откроет много интересного и удивительного вокруг нас.
Творчество даёт возможности – для самовыражения.
Творчество даёт свободу – мыслей и действий.
Творчество даёт радость – от воплощения собственных идей.
Творчество даёт избавление – от скованности и неуверенности.
Под творческим процессом понимается совокупность специальных умственных действий (творческого и нетворческого характера), образующих определенную систему целостность, позволяющую достигнуть научного результата. Этот мысленный преобразовательный процесс, регулятором которого является внутренний мир человека, объективно связан с познавательным процессом, регулятором которого является внешний мир.
Ученик обучается конкретному творчеству. Его интеллектуальный рейтинг выражается в умении быть компетентным в избранной области. Условно мы придерживаемся таких уровней обучения творчеству: низкий уровень – понимание познавательных и практических действий, формирование логических приемов мышления, творческое использование имеющихся знаний. Средний уровень – самостоятельное извлечение знаний из собственной деятельности и расширение границ их использование, привитие культуры мышления. Высокий уровень – вовлечение учащихся в деятельность, связанную с разрешением препятствий, с выдвижением идей, гипотез.
Учитель знает, какие качества он хочет развить у ученика, но для этого необходимо применять методы и формы обучения, постоянно совершенствовать профессионально – методическую подготовку, находить средства, развивающие творческое начало личности обучаемого и обучающегося.
Основой моего обучения является развитие творческого мышления и творческих способностей у детей при помощи внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих расширить кругозор за счет обращения к различным источникам информации, в том числе в сети Интернет; применение в выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, позволяющих создавать электронные презентации.
По данным ученых человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Мультимедийные презентации – это эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. При помощи презентации дети получают возможность получить богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснения учителя, делает его более доступным и запоминающимся.
Помимо презентаций для наглядности целесообразно использовать различные видеоролики, например, при изучении тем: «Я и Окружающий мир», «Природа Донского края», «Человек и природа», «Жизнь на Дону», «Яркие страницы истории земли Донской». Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. Через презентации можно оформлять различные задания и упражнения, сопровождая их краткими комментариями.
Полезно большое внимание уделять виртуальным экскурсиям, которые можно легко найти на различных сайтах. Это не только расширит кругозор ребят, но и будет очень и очень интересным занятием, которое запомнится на долгое время.
Считаю наиболее успешным методом развития творческих способностей учащихся - проектный метод обучения, который очень тесно связан с интернет-технологиями. В силу возрастных особенностей дети испытывают сложности при решении организационных, технических, оформительских задач. Помочь им должны взрослые. Существуют проекты, при создании которых участие родителей просто необходимо «Казачья семья», «Семейные традиции», «Жизнь и быт казаков».
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги.
Мои учащиеся давно работают с ноутбуками, так как в школе имеется мобильный компьютерный класс (тележка с ноутбуками «Roverbook»). Ноутбуки учеников и ноутбук учителя связаны в сеть по беспроводной технологии. В результате у педагогов и учащихся появился серьезный интерес к информационным технологиям. И, как следствие этого, мои учащиеся познакомились с основными приёмами создания презентации PowerPoint, приёмами анимации слайдов и уверенно чувствуют себя в универсальной учебной компьютерной среде ПервоЛого, разработанной российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.
Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем. И как следствие этого, будут развиваться творческие способности и творческое мышление ребёнка.
Литература:
Статья «Что такое творчество»
http://www.xapaktep.net/virtues/universal/creativity/desc.phpЕ.Ю. Сухаревская «Доноведение» (Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.).  М.А. Мамонтов, В.Ю. Лыскова Учебно-методический комплекс «ПервоЛого»