Элективный курс«Экспериментальные задачи по химии»

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МБОУ СОШ № 55 и с учетом авторской программы элективного курса по химии.
Предлагаемый курс позволяет расширить представление учащихся о свойствах веществ и результатах их взаимодействий, закрепить и развить навыки работы в лаборатории и решения количественных и качественных задач. Школьники не только исследуют свойства и качественный состав соединений, но и проведут количественную оценку эксперимента, т.е. осуществят экспериментальное решение типовых расчетных задач.
Программа предусматривает теоретическое решение задач, практическое их выполнение и экспериментальную проверку результатов вычислений. Для решения одних задач четко заданы значения масс и объемы реактивов, для решения других требуется вначале конкретизировать условия задач, проведя необходимые измерения, а лишь потом производить расчет.

Место предмета
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно учебному плану 2015-2016 учебного года), итого 34 часа за учебный год.
Используемый учебно-методический комплекс
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. учебник для общеобразовательных учреждений. / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2014г.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. рабочая тетрадь/ О.С.Габриелян, С.А. Сладков. – М.:Дрофа, 2013.
Габриелян О.С. Химия. 8 - 9 классы: метод.пособие / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2014.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ / О.С. Габриелян, А. В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2013.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы/ О.С. Габриелян [и др.]. – М.: Дрофа, 2013.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: химический эксперимент в школе/ О.С.Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И. Толкунов.. – М.:Дрофа, 2009.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: электрон.мультимедийное прил./ О.С.Габриелян. – М.:Дрофа, 2013.
Габриелян О.С. Химия. 8 - 9 классы: химия в тестах, задачах, упражнениях/ О.С.Габриелян, Н.П. Восокобойникова. – М.:Дрофа, 2014
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: тетрадь для оценки качества знаний по химии / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2013.


Цели и задачи изучения курса.
Расширение представлений учащихся о химическом эксперименте; закреплении знаний о свойствах неорганических соединений разных классов, о качественных реакциях на ионы.
Задачи:
- повторение материала, рассмотренного на уроках химии;
- совершенствование практических навыков и умения решения расчетных задач;
- экспериментальное подтверждение результата теоретических вычислений
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента
- раскрытие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся.
Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю) для учащихся 9 классов в течение учебного года.
При реализации программы элективного курса «Экспериментальные задачи по химии» были использованы следующие ведущие методы:
-репродуктивный;
-частично поисковый;
-демонстрационный;
- эксперимент.
Предпочтительными формами контроля ЗУН являются беседа, фронтальное выполнение химического эксперимента, работа с задачниками. Предусматривается и активная форма обучения: самостоятельное решение учащимися экспериментальных задач с использованием инструкций, проведение индивидуальных опытов для приобретения знаний или подтверждения предположений.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- индивидуальные;
- групповые.
Формой отчетности по изучению данного элективного курса является зачет.


Содержание учебного курса

Введение (1 ч)
Что такое химический эксперимент. Техника безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях химическими реактивами. Лабораторное оборудовании. Химические реактивы.
Демонстрации. Аптечка кабинета химии. Химические реактивы и лабораторное оборудовании.
Лабораторные опыты. Измерение объемов воды с помощью мерной посуды.
Химические реакции (3ч)
Типы химических реакций. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Изучение влияния условий на скорость химических реакций.
Демонстрационный опыт. Влияние различных факторов на скорость реакции.
Лабораторный опыт. Изучение влияния условий на скорость химических реакций.
Важнейшие классы неорганических соединений (9 ч)
Основные свойства важнейших классов неорганических соединений. Изучение движения ионов в электрическом поле. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Распознавание оснований. Распознавание кислот. Гидролиз солей.
Лабораторный опыт. Распознавание сульфатов. Получение из оксида меди(II) гидроксида меди (II). Экспериментальное осуществление следующих превращений: гидроксид кальция карбонат кальция хлорид кальция.
Растворы и способы их приготовления. (3 часа)
Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ.
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Определение объемов растворов с помощью мерной посуды и плотности растворов неорганических веществ с помощью ареометра. Таблицы плотностей растворов кислот и щелочей. Расчет массы растворенного вещества по известной плотности, объему и массовой доле растворенного вещества.
Изменение концентрации растворенного вещества в растворе. Смешивание двух растворов одного вещества с целью получения раствора новой концентрации, расчет концентрации полученного раствора. «Правило креста».
Демонстрации. Химическая посуда для приготовления растворов (стаканы, конические колбы, мерные цилиндры, мерные колбы, стеклянны палочки, стеклянные воронки и т.д.). Технохимические весы, разновесы. Набор ареометров.
Демонстрационный эксперимент. Определение плотности раствора с помощью ареометра. Определение концентрации растворов кислот и оснований с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 200 С». Увеличение концентрации раствора гидроксида натрия при добавлении дополнительного количества щелочи в раствор, проверка изменения концентрации с помощью ареометра. Уменьшение концентрации гидроксида натрия в растворе за счет его разбавления, проверка изменения концентрации с помощью ареометра.
Лабораторные опыты. Взвешивание хлорида натрия на технологических весах. Приготовление раствора хлорида натрия с заданной массовой долей соли в растворе. Определение объема раствора хлорида натрия с помощью ареометра. Определение массовой доли кислот и щелочей в растворах по значениям их плотностей с помощью таблицы «Массовая доля растворенного вещества (в %) и плотность растворов кислот и оснований при 200 С». Смешивание растворов хлорида натрия различной концентрации и расчет массовой доли соли в полученном растворе.
Определение массы продукта реакции по известной массе одного из реагирующих веществ (2 ч)
Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания или по объему, плотности и массовой доле растворенного вещества в растворе. Проведение химической реакции и расчет по уравнению этой реакции. Взвешивание продукта реакции и объяснении отличия полученного практического результата от расчетного.
Демонстрационный эксперимент. Определение массы оксида магния, полученного при сжигании известной массы магния.
Лабораторные опыты. Определение массы хлорида натрия, полученного при взаимодействии раствора, содержащего известную массу гидроксида натрия, с избытом соляной кислоты.
Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного (2 ч)
Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания, проведения химической реакции и расчет по химическому уравнению этой реакции, определение массы или объема продукта реакции и доли его выхода от теоретически возможного.
Лабораторные опыты. Растворение навески цинка в соляной кислоте и определение выхода выделившегося водорода. Прокаливание навески перманганата калия и определение объема выделившегося кислорода.
Расчет примесей в реагирующих веществах (2 ч)
Проведение реакций для веществ, содержащих примеси, наблюдение результатов эксперимента. Расчеты с определением массовой доли примесей в веществе по результатам химической реакции.
Демонстрационный эксперимент. Растворение в воде натрия, наблюдении результатов эксперимента с целью обнаружения примесей. Доказательство наличия примесей в водопроводной воде.
Лабораторные опыты. Растворение порошка мела, загрязненного речным песком, в разбавленной азотной кислоте.
Определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке (2 ч)
Определение масс реагирующих веществ, проведение химической реакции между ними, исследовании продуктов реакции и практическое определение вещества, находящегося в избытке. Решение задач на определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.
Демонстрационный эксперимент. Горение фосфора, определение вещества, находящегося в избытке в этой реакции.
Лабораторные опыты. Взаимодействие растворов соляной кислоты и гидроксида натрия, содержащих известны массы реагирующих веществ, определение избытка реагента с помощью индикатора.
Определение состава смесей (2 ч)
Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим только с одним компонентом смеси. Проведение реакции смеси двух веществ с реактивом, взаимодействующим со всеми компонентами смеси. Обсуждение результатов эксперимента. Решение задач на определение состава смесей.
Демонстрационный эксперимент. Взаимодействие смеси цинковой пыли и медных опилок с соляной кислотой. Взаимодействие смеси порошка магния и цинковой пыли с соляной кислотой.
Решение качественных задач (2 ч)
Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы. Определение веществ с помощью таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, характеристики видимых изменений процессов. Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращения неорганических веществ.
Демонстрационный эксперимент. Идентификация растворов сульфата железа (II), сульфата меди (II), хлорида алюминия, нитрата серебра с помощью растворов гидроксида натрия. Идентификация растворов хлорида натрия, иодида калия, фосфата натрия, нитрата кальция с помощью раствора нитрата серебра и азотной кислоты.
Осуществление цепочки превращений: натрий гидроксид натрия сульфат натрия хлорид натрия хлорид серебра. Осуществление цепочки первращения: магний оксид магния нитрат магния гидроксид магния сульфат магния.
Лабораторные опыты. Идентификация растворов нитрата серебра, гидроксида натрия, хлорида магния, нитрата цинка без использования дополнительных реактивов.
Химия в жизни (5 ч)
СМС(3ч). История открытия и получения мыла. Свойства мыла. Виды мыла. Синтетические моющие средства. Механизм действия моющих средств.
Виды СМС. Критерии оценки СМС.
Демонстрационный эксперимент. Виды СМС, их свойства.
Практическая работа. Получение мыла. Исследование свойств СМС.
Зеркало (2ч) Что такое зеркало и где его берут? Физический принцип зеркал. Виды зеркал (ртутное, медное, серебряное, свинцовое). Способы изготовления. Плоское зеркало. Производство зеркал и их применение.
Лабораторный опыт. Реакция «серебряного зеркала».

Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты освоения обучающимися программы
Формирование готовности и способности обучающимися к саморазвитию и самообразованию на основ мотивации к обучению и познанию.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничеств со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной учебно-исследовательской деятельности.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи во внеурочной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения экспериментальных задач
Умение оценивать правильность выполнения экспериментальных задач, собственные возможности их решения.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметны результаты освоения обучающимися программы:
После изучения предлагаемого спецкурса учащиеся должны:
Уметь производить измерения (массы твердого вещества с помощью технохимических весов, объема раствора с помощью мерной посуды, плотности раствора с помощью ареометра); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять массовую долю растворенного вещества (%) для растворов кислот и щелочей по табличным значениям их плотностей; планировать, подготавливать и проводить простейшие химические эксперименты, связанны с растворением, фильтрованием, выпариванием веществ, промыванием и сушкой осадков; получением и взаимодействием веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений; определением неорганических веществ в индивидуальных растворах этих веществ; осуществлением цепочки превращений неорганических соединений;
Решать типовые расчетные задачи: определении массы и массовой доли растворенного вещества в раствор, полученном разными способами (растворением вещества в воде, смешиванием растворов разной концентрации, разбавлением и концентрированием раствора); определение массы продукта реакции или объема газа по известной масс одного из реагирующих веществ; определение доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; определение массы (объема газа) продукта реакции по известной масс (объему) одного из реагирующих веществ, содержащего определенную долю примесей; определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке; определение состава двухкомпонентных смесей.
Использовать приобретены знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.


Календарно-тематическое планирование




Номера уроков


Наименования разделов и тем
Плановые сроки  прохождения
Скорректированные сроки прохождения

Тема №1. Введение(1 час)

1
Химический эксперимент. Правила техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ. Лабораторное оборудование. Химические реактивы.
2.09


Тема №2. Химические реакции(3 часа)

2
Типы химических реакций.
9.09


3

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
16.09


4
Изучение влияния условий на скорость химических реакций.
23.09




Тема №3. Важнейшие классы неорганических соединений(9 часов)

5

Основные свойства важнейших классов неорганических соединений.
30.09


6

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
7.10


7
Распознавание оснований.
14.10


8
Распознавание кислот.
21.10


9
Распознавание сульфатов.
28.10


10

Изучение движения ионов в электрическом поле.
11.11


11
Гидролиз солей.
18.11


12

Получение из оксида меди(II) гидроксида меди (II).
25.11


13


Экспериментальное осуществление следующих превращений: гидроксид кальция карбонат кальция хлорид кальция.
2.12



Тема №4. Растворы и способы их приготовления(3 часа)

14




Значение растворов в химическом эксперименте. Понятие истинного раствора. Правила приготовления растворов. Технохимические весы и правила взвешивания твердых веществ.
9.12


15



Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
16.12


16
Изменение концентрации растворенного вещества в растворе. Смешивание двух растворов одного вещества с целью получения раствора новой концентрации, расчет концентрации полученного раствора. «Правило креста».
23.12


Тема №5. Определение массы продукта реакции по известной массе одного из реагирующих веществ (2 часа)

17
Расчёты по химическим уравнениям.
13.01


18
Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания или по объему, плотности и массовой доле растворенного вещества в растворе.
20.01



Тема №6. Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного (2 часа)

19
Выход продукта реакции
27.01


20
Практическое определение массы одного из реагирующих веществ с помощью взвешивания, проведения химической реакции и расчет по химическому уравнению этой реакции, определение массы или объема продукта реакции и доли го выхода от теоретически возможного.
3.02


Тема №7. Расчет примесей в реагирующих веществах (2 часа)

21

Примеси. Массовая (объемная) доля чистого вещества в смеси.
10.02


22
Проведение реакций для веществ, содержащих примеси. Расчеты с определением массовой доли примесей в веществе по результатам химической реакции
17.02


Тема №8. Определение массы одного из продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке (2 часа)

23


Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
24.02


24
Определение масс реагирующих веществ, проведение химической реакции между ними, исследовании продуктов реакции и практическое определение вещества, находящегося в избытке.
2.03


Тема №9. Определение состава смесей (2 часа)

25
Способы разделения смесей.
9.03


26
Проведение эксперимента по разделению смесей. Решение задач на определение состава смесей. Решение задач на определение состава смесей.
16.03


Тема №10. Решение качественных задач (2 часа)

27

Понятие качественной реакции. Качественные реакции на катионы и анионы.
23.03


28
Определение неорганических веществ, находящихся в разных склянках без этикеток, без использования дополнительных реактивов. Осуществление цепочки превращения неорганических веществ.
6.04


Тема №11. Химия в жизни (6 часов)

29



История открытия и получения мыла. Свойства мыла. Виды мыла. Синтетические моющие средства. Механизм действия моющих средств.
13.04


30
Виды СМС. Критерии оценки СМС.
20.04


31
Получение мыла.
27.04


32
Исследование свойств СМС.
4.05




33

Что такое зеркало и где его берут? Физический принцип зеркал. Виды зеркал (ртутное, медное, серебряное, свинцовое).
Способы изготовления. Реакция «серебряного зеркала».
Применение зеркал.
11.05


34
Зачет.
18.05



ИТОГО
34 часа






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(список литературы и средств обучения)
Для учителя:
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия . 8класс.- М.: Дрофа, 2007
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9класс. – М.: Дрофа. 2007
Шипулов Е.В. Новейший справочник школьника. Решение задач по химии. Москва. Политиздат. 2011.
Программы элективных курсов. Химия. 8-9 классы. Предпрофильное обучение / авт.-сост. Г. А. Шипарева. - М.:Дрофа, 2006
Для учащихся:
Шипулов Е.В. Новейший справочник школьника. Решение задач по химии. Москва. Политиздат. 2011.
Степин БД., Аликброва Л.Ю. Занимательные задания и эффективны опыты по химии. Москва. Дрофа. 2006
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012
Электронные ресурсы (СD): Виртуальная химическая лаборатория. Неорганическая химия. Органическая химия. 9класс», «Общая химии»




 О.С. Габриеляна, Т. Е. Деглиной. Программа элективного курса «Экспериментальное решение задач по химии»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15