Актуальные проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.


Актуальные проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
 
Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. Отсюда возросший интерес исследователей к изучению актуальной проблемы современного российского государства (равно как и самого общества) с одной стороны, и поиск более совершенных мер профилактики преступности и борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних с другой.
Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», N 120-ФЗ от 24 июня 1999 года(с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21 июля, 1 декабря 2007 г.)
Вся жизнь и деятельность современных подростков протекают в условиях сложного межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются членами учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны, их антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку подростки являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с различной степенью криминализации. Все подростки, их учителя, воспитатели, представители общественности и другие члены общества вступают между собой в сложные и многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия.
В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжает играть общеобразовательная школа. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
С точки зрения известных педагогов В.И. Загвязинского, М.П. Зайцева, Г.Н. Кудашова «Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей». Они отмечают, что с целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивших название «профилактика».
Согласно Закону РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
В соответствии с этим в педагогике выделено несколько уровней профилактической деятельности:
а) решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;
б) меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;
в) индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
Возможно, опыт нашей школы поможет коллегам в организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков.
Любое общеобразовательное учреждение, в той или иной мере, использует в качестве средства профилактики ведение социально-педагогической работы, прежде всего потому, что в основе противоправного поведения подростков лежат социальные отклонения в личностной или поведенческой сферах каждого несовершеннолетнего.
Для успешного осуществления процесса профилактики и коррекции, в первую очередь необходимо провести анализ состояния проблемы профилактики правонарушений подростков на основе изучения психолого-педагогической литературы и обобщения передового педагогического опыта. Затем следует определить основные научно-педагогические подходы к организации и содержанию процесса профилактики правонарушений подростков, выявить и обосновать комплекс педагогических условий эффективного использования социально-педагогической работы как средства профилактики правонарушений подростков, разработать и апробировать программу социально-педагогической работы школы по профилактике правонарушений подростков.
Причем деятельность общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков будет эффективной, если:
в качестве одного из основных средств профилактики выступает социально-педагогическая работа, обеспечивающая целостное влияние на формирование жизненной, гражданской позиции подростка;
одним из важнейших педагогических условий профилактической деятельности школы является дифференцированный подход;
в основе системы профилактики правонарушений подростков вусловиях школы лежит системный подход, позволяющий решать проблему в условиях целостного педагогического процесса; идеи социально-исторической обусловленности процессов воспитания и формирования личности; личностный подход, утверждающий представление о социальной, деятельностной и творческой сущности человека как личности; деятельностный подход, позволяющий обеспечивать решение определенных жизненно важных задач;
технологии профилактики правонарушений подростков соответствуют уровню их социальных и поведенческих отклонений.
 
Программа «Подросток. Право на будущее»
 
Паспорт программы
1. Наименование программы: Программа МКОУ Матырская основная общеобразовательная школа по профилактике правонарушений учащихся Подросток. Право на будущее».2. Нормативная база.
Конституция Российской Федерации
Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 24 июня 1999г № 120-ФЗ,
Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1,
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ,
Приказ Министерства образования Московской области от 30.11.2009 № 2559 «Об организации работы образовательных учреждений по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
3. Цель: Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.4. Задачи Программа направлена на решение следующих задач:
защиту прав и законных интересов детей и подростков,
снижение подростковой преступности,
предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних,
обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей,
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении,
профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков,
социально-психологическая помощь неблагополучным семьям,
координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий,
пропаганда здорового образа жизни.
5. Сроки реализации: 2010-2014 годы. 6. Исполнители программы:
Администрация МКОУ Матырская ООШ, педагогический коллектив.
Совет профилактики.
Медицинский работник, закрепленный за ОУ
Управляющий совет.
6. Ожидаемые результаты. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия,
улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений,
создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.
I. В программе применяются следующие понятия:
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.
II. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в селе является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться.
Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.II. Цели и задачи программы. Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.Программа направлена на решение следующих задач:
защиту прав и законных интересов детей и подростков
снижение подростковой преступности
предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей
профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.
создание благоприятного микроклимата для учащихся школы.
воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся.
психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений, коррекционная работа с детьми девиантного поведения.
Мероприятия по реализации программы Организационные мероприятия:
планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором ОДН;
проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
систематическая работа со списком и картотекой «трудных» обучающихся;
использование возможностей ГПД, дополнительного образования, социума в работе с детьми;
своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся;
организация летнего труда и отдыха, информация о занятости учащихся, состоящих на учете, в летнее и каникулярное время вне школы;
разработка программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
оказание социально-психологической помощи учащимся, состоящим на учете, организация наставничества;
организация сети кружков дополнительного образования на базе ОУ (учебный план, расписание, учебные программы, календарно-тематическое планирование, журналы, выполнение программ);
организация психологической помощи (план, журнал учета индивидуальных бесед, методические разработки по работе с детьми асоциального типа);
организация социальной помощи детям (план, журнал учета индивидуальных бесед, выход в семьи, наличие актов, социального паспорта микрорайона, наличие документов об оказании помощи детям, оказавшихся в социально опасном положении, подтверждающая информация);
организация работы классных руководителей (план методического объединения, анализ состава, оказание индивидуальной помощи, методические рекомендации для классных руководителей, планы работ классных руководителей).
Работа с учащимися:
создание консультационных пунктов по оказанию учащимся к их родителям информационно-правовой помощи;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав в школе;
обучение и воспитание здорового образа жизни через предметы ОБЖ, физическая культура, модификация учебных программ, ориентированных на предупреждение употребление ПАВ;
охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;
закрепление наставников за детьми, стоящими на ВШУ;
организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
организация занятий для детей и подростков по саморегуляции, по развитию способности адекватно выражать свои эмоции, по овладеванию способами разрешения конфликтов;
организация медико-социальной психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;
активизация работы школьной агитбригады, прикладных, технических, спортивных туристических кружков;
создание молодежных клубов неформального общения;
проведение дней профилактики, вечерних дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни;
учет посещения учащимися учебных занятий (оперативный контроль, журнал, анализ сведений о посещаемости занятий учащимися с 1 по 9 класс, анализ причин пропусков, дальнейшие действия со стороны администрации).
Работа с семьей:
выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, работа с ними; составление социальной карты;
организация консультаций специалистов-психологов, педагогов, медиков для родителей;
родительский всеобуч, организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;
работа в комиссии содействия семье и школе.
В ходе реализации данной программы в 2010-2011 учебном году были достигнуты результаты, подтверждающие положительную динамику уровня воспитанности школьников, что проявилось в следующем:
более спокойные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;
уменьшение количества дисциплинарных нарушений в школе;
сокращение количества противоправных действий;
выше стал уровень культуры общения и поведения на массовых мероприятиях;
большее количество детей, стоящих на учете привлекалось к общешкольным и районным мероприятиям;
формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе;
охват кружковой работой на конец учебного года достиг 73%, в том числе все учащиеся (100%), стоящие на учете, посещали кружки во внешкольных учреждениях.
сняты с учета в КДН и ЗП на конец учебного года – 2 учащихся.
за учащимися, стоящими на ВШУ – на конец учебного года их число составило 11 человек - закреплен наставник. Наставничество осуществляется в индивидуальном порядке с каждым учащимся. Срывов в поведении, в непосещении учебных занятий в течение года не наблюдалось;
ежедневное ведение учета отсутствующих, беседы с опаздывающими, контроль за данной категорией учащихся в конце дня дали положительную динамику посещаемости, в течение года не было случаев пропусков длительного периода времени без уважительной причины;
акция «курить или не курить», проводимая в рамках Дней профилактики, дает положительные результаты: количество учащихся, которые положительно относятся к курению, сократилось примерно в 1,5 раза, что позволяет думать о необходимости данной работы и в будущем.
Все это стало возможным благодаря целенаправленной работе в воспитании, использованию новых форм социально-педагогического воздействия, совершенствованию деятельности органов самоуправления.Привлечение к партнерству и сотрудничеству представителей систем профилактики – неотъемлемая составляющая в работе по формированию позитивного отношения к своему здоровью, к личностному восприятию своего внутреннего я («Умей сказать «нет»: когда хочется сказать «да»). Положительным можно назвать опыт сотрудничества со следующими специалистами: Борисова О. Ю. – специалист Астаповского спортивно-молодежного центра «Ника», Русина Н.А. – специалист - нарколог ЦРБ, Бакунина Е.В. – инспектор ОДН ОВД, Фомин А.А. – врач общей практики Матырской амбулатории, Сабурова Т. В. – библиотекарь с. Матыра.В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка признается право каждого ребенка, нарушившего уголовное законодательство, обвиняемого или признанного виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. При этом общеобразовательные учреждения осуществляют профилактику девиантности в целом и правонарушений, в частности. Однако их практика работы на протяжении многих десятилетий показывает, что применявшиеся в них традиционно методы наказания и перевоспитания в большинстве случаев не дают эффективных результатов по социальной реабилитации и реинтеграции этих несовершеннолетних в общество. Поэтому в настоящее время большое значение приобретает разработка и внедрение новых социально-педагогических методик, технологий и их элементов, направленных на профилактику девиантности (и, конкретно, правонарушений) прежде всего на уровне первичной профилактики.