Внеклассное мероприятие по физике на тему Занимательные опыты

Внеклассное мероприятие
«Занимательные опыты по физике»

Цель мероприятия: познакомить учащихся младших классов с физикой, вызвать интерес к этому предмету через занимательные опыты.
Подготовку начинаю заранее. С группой старшеклассников готовим опыты, репетируем их показ. Зачастую ученики вносят в постановку опыта свои дополнения, творчески подходят к подаче опыта, к диалогу со зрителем. А зрители у нас – ученики младших классов, которые начнут изучать физику только через несколько лет. И наша задача – вызвать у них удивление, восторг, кучу вопросов. Эта задача всегда выполняется на 100%, т. к. равнодушных на наших показах не бывыет.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы находитесь не в простом кабинете, а в кабинете – лаборатории. В этом кабинете изучают очень интересный предмет – физику. Физика – это наука о природе. Она изучает явления, которые происходят в окружающей нас среде. Изучать физику вы начнёте в 7 классе, а сегодня мы пригласили вас, чтобы показать занимательные опыты по физике. Опыты будут показывать старшеклассники. Они изучают физику уже несколько лет и многое знают и могут объяснить.

Представляю старшеклассников. Опыты поделены по темам и за каждую тему отвечает один ученик.

Движение и силы

Мыльные пузыри и воздушный шарик.
Показываем пузыри и шарик, надутый гелием. Почему мыльные пузыри падают вниз, а шарик взлетает вверх?
Идёт диалог со зрителями, они предлагают ответы, затем учащийся даёт объяснение этому явлению.

Две книги.
Берём старые (списанные) учебники. Складываем книги так, чтобы лист одной книги был между листами другой. Предлагаем двум силачам из класса отделить книги друг от друга. У них это не получается.
Почему книги разделить трудно? Что их держит

«Загадочная картофелина»
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.
«Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Давление. Силы взаимодействия молекул.

Вода в перевёрнутом стакане.
Стакан с водой закрываем листом бумаги, переворачиваем, придерживая лист бумаги ладонью. Затем убираем руку.
Почему вода из стакана не выливается?

«Куда подевалась вода?».
В чашу ставят свечу, наполняют водой. Затем свечу поджигают и накрывают стаканом. Вода засасывается под стакан.

Электрические явления

«Пляшущие» человечки.
Наэлектризованную эбонитовую или стеклянную палочку подносим к вырезанным из бумаги человечкам, и они начинают подпрыгивать – плясать.
Ученики рассказывают об электризации, показывают опыты с палочками и султаном.

Гром и молния.
Электрофорная машина позволяет показать гром и молнию в пределах класса.

Прыгающая ватка
Заряжаем электрофорную машину. На один из шариков опускаем ватку массой 3 – 5мг. Ватка начинает прыгать с одного шарика на другой.

Маятник.
Заряжаем электрофорную машину. Между шариками помещаем алюминиевую гильзу, подвешенную к штативу. Гильза начинает притягиваться то к одному шарику, то к другому.

Электромагнитные явления

Как получить электрический ток.
Показываем опыт Фарадея. Катушка соединена с гальванометром. При движении постоянного магнита в катушку и из неё гальванометр показывает ток.

Генератор переменного тока.
При вращении катушки между полюсами магнита вырабатывается электрический ток, загорается лампочка.

Учитель: Ребята, наши занимательные опыты подходят к концу. Но нам бы хотелось услышать от вас, что вам понравилось и что запомнилось.
Каждому есть что сказать, и мы всех выслушиваем. После такого мероприятия все остаются очень довольные.