Презентация по русскому языку Формирование орфографической зоркости (1 — 4 классы)


1. Письмо с «окошечками». Умение действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – оставляю пропуск» будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии. Этот прием оказывается одновременно и средством формирования ответственного отношения к своей письменной речи и вместе с тем средством психологической разгрузки ученика, снятия страха допустить ошибку. В л(е/и)су тих(а/о), тол(-/ь)к(о/а) щ(и/е)беч(у/ю)т птиц(и/ы). Ты не пр(а/о)пуст(е/и)ш(-/ь) старых б(-\е)рё(с/з) на п(а/о)лян(е /и) и ёл(а/о)к на (о/а)пушк(и/е) леса. (З/с)дес(-\ь) вс(е/и)гда пряч(ю/у)т(-/ь)(ца\ся) белые грибы.

2 .От значения слова – к правильной букве. От значения слова – к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность.храбрец — от слова храбрый, писатель — от слова пишет, пт_нец - от слова птенчик или птица? Задания с ловушками: п_ляны – пыль, … ?т_щить (сумки) – тощий, … ?сл_зает с дерева — слёзы, … ?обл_зать ложку — лез, … ? 3. Поиск орфограмм в "чистом” тексте. - Развивают орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами; - Возможность самостоятельно проверить результат работы; - Увидеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и скорректировать свои действия; -Возможность "подглядеть” орфограммы в карточке- «ключе». Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка – ключ – это карточка без текста. Но с вырезанными на местах, соответствующих словам орфограммами. Они то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. 4. Словарная работа. Знакомство со словами (10 недель) Карандаш, тетрадь, русский, язык, пенал. Ягода, капуста, урожай, колхоз, береза.Товарищ, ребята, девочка, ученик, дежурный. Учительница, весело, быстро, вдруг, скоро.Работа, завод, машина, народ, лопата.Сорока, воробей, ворона, ветер.Мороз, коньки, суббота, посуда.Одежда, пальто, платок, молоко.Корова, собака, медведь, заяц. Москва, фамилия, хороший, Родина, город. Знакомство, используя картинный словарь Письмо слов на кальке по трафаретуСписывание слов с пропущенной орфограммой Письмо под диктовку с самопроверкой Проверка, картинный диктант, перфокарта.








Письмо слов на кальке по трафаретуПрочитать слова с таблицы деля на слогиУслышать в предложении словарное словоУстный картинный диктантЗрительный диктантИгра «Сбежавшие гласные»Выписать слова с сочетанием -оро-Выписать слова с парной согласной на концесловаВыписать слова с ударением на первом слове,…Составить рассказ по опорным словарнымсловамДиктант-игра «Кто больше запомнил?»Составить цепочку слов, последняя буква- первая… 4. Словарная работа. Повторение и закрепление (24 недели).






4. Карточки для словарной работы1234




Составьте и запишите рассказ по опорным словам: ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята.


5. Специально организованное списывание.Прочитай предложение. Повтори предложение. Выдели орфограммы в списываемом тексте. Прочитай предложение так, как оно написано.Повтори предложение так, как будешь его писать. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. Проверь написанное, выделив орфограммы с тексте. Действия учителяДействия ученикаОшибка не исправляется, подчеркивается слово, фраза.Найти орфограмму .Распознать тип орфограммыИсправить ошибкуВот в густой трове под бирезами прячутся подбирёзовики…Травы,травушка – траве.Берёза(словарное слово) – берёзами, подберёзовики.6. Работа над ошибками













8. Виды диктантовПредупредительный диктант. Объяснительный диктант. Выборочный диктант. Свободный диктант. Самодиктант. Зрительно-слуховой диктант. Диктант с постукиванием. Словарный диктант. 9. АлгоритмыРазбор слова по составу1 шаг. Измени слово (по падежам, лицам или родам).2 шаг. Отдели окончание от основы.3 шаг. Подбери родственные слова.4 шаг. Найди их общую часть — корень.5 шаг. Отдели приставку.6 шаг. Подбери слова с тем же суффиксом.7 шаг. Отдели суффикс. Написание безударных гласных в корне слова1 шаг. Ставлю ударение.2 шаг. Нахожу и выделяю корень.3 шаг. Подчеркиваю орфограмму.4 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно.5 шаг. Пишу слово с той же гласной, что в корне проверочного слова. Написание звонких и глухих согласных в корне слова1 шаг. Нахожу и выделяю корень.2 шаг. Подчёркиваю орфограмму (звонкую или глухую согласную в корне слова).3 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно.4 шаг. Пишу слово с той же согласной, что и в корне проверочного слова. Ь после шипящих в разных частях речи.1 шаг. Определи часть речи.2 шаг. Если существительное, то определи склонение: 1 скл. — туч (р. п.) 2 скл. — шалаш 3 скл. — ь ночь3 шаг. Если прилагательное, то ь никогда не пишется: шипуч, колюч4 шаг. Если глагол, то ь всегда пишется: съешь, купаешься, сберечь5 шаг. Если наречие, то ь пишется всегда (кроме уж, замуж, невтерпеж): навзничь, настежь, прочь 10. Игровые моментыКарточки для индивидуальной работы Принципы отбора материала: - мнемонический характер текста - интересная тематика Лес, лестница, лесничийСмешной, смешить, смешатьЭта орфограмма находится в корне слова или между корнем и окончанием. Буква, обозначающая ее, показывает, что согласный не сливается с гласным (приведи примеры).«Третий лишний»«Поймай ошибку»«Опасное место»Орфографические загадки






10. Игровые моментыИгра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»П.ля, м.ря, с.ды, л.са, гр.чи, гр.бы, м.чи, др.зды.Объясни, почему вставил такие буквы.Игра «Подбери букву»: Красивы русские л.са! Л.са побежала по мягкой травке. Объясни, почему вставил такие буквы.





Меня пьют, меня льют, вам нужна я. Кто я такая?Воды - водаДнем спит, ночью летает, прохожих пугает. Совы - соваЛетом зеленеет, осенью желтеет.Травы – трава.Работа с загадками: «В гостях у бабушки Загадушки»




Какографическое письмоИсправь ошибки: Проверь:УлецаДевачькаПольтоДижурныйСталицаЛесницаКопустаКортофельМоссква улица девочкапальтодежурныйстолицалестницакапустакартофельМосква




Какографическое письмоНайди и исправь ошибки: Ороматный чай, лошка сахара, памочь товарищю, медвежя бирлога, харошая пагода, преехать в суботу, севернае сиянее, каньки для девочьки, оващи с агарода. Без воды цветы завянут.Зрительный диктант №4Дятел долбит дерево.Я хочу посадить цветы.Иней запушил деревья.Пролетело жаркое лето.Возле дома посадили ель.





В лесу собирают землянику.Город Киев стоит на Днепре.На деревьях сверкал иней.Загорелась в небе зорька.Зрительный диктант №5Солнышко светит и греет.Федя решил задачу у доски.





Мы жили возле берёзовой рощи.На огород забрались цыплята.Крестьяне работают на лугу.Мальчик подарил маме цветы.Зрительный диктант №6Зимой река покрылась льдом.Дежурные стёрли пыль с доски.