Конспект урока по литературному чтению на тему Ванда Хотомская


Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 «В»
Тема: В. Хотомская «Два гнома» и «Три сестрицы».
Тип урока: комбинированный.
Цели: познакомить детей со стихотворениями В. Хотомской, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности, формировать навык выразительного чтения.
Задачи:
образовательные: дать представление об авторе и познакомить с произведением.
развивающие: уметь определять идею произведения, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях,
воспитательные: воспитание трудолюбия, стремления к получению знаний, интереса к предмету на основе разнообразных форм работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям;
Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Предметные:
Учиться читать произведение со смыслом;
Анализировать и отвечать на поставленные вопросы.
Метапредметные:
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные:
Уметь слушать и понимать речь других;
Оформлять свои мысли в устной форме.
Ход урока:
Этапы. Время. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент. (1 минута) - Здравствуйте, дети, меня зовут Наталья Андреевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Присаживайтесь. - Приветствуют учителя, садятся за парты. Регулятивные УУД:
способность к организации деятельности.
2. Актуализация раннее изученного. (5 минут) На прошлых уроках вы продолжали знакомиться с творчеством такого поэта, как Михаил Юрьевич Лермонтов. А вот что вы помните интересного из его биографии сейчас мы и узнаем. У вас на столах лежат тесты, в них вам необходимо выбрать правильный вариант ответа. Время на выполнение – 3 минуты. Потом мы сверим ответы с ключом.
(г, а, в, в, а)
На слайде вы видите слова: олицетворение, эпитет, метафора, рифма, строфа, жанр, поэт, баллада, пауза, логическое ударение.
- К какому жанру относятся записанные слова?
Верно, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Выполняют тест.
Поэзия, стихотворения.
Работать со стихотворение. Познавательные УУД:
Ориентировка в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме.
Личностные УУД: открыто выражать свою позицию.
Познавательные УУД: составление ответов на поставленные вопросы.
3. Подготовка к восприятию. (3 минуты) Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним писателем и поэтом в одном лице. Откройте учебники на стр. 162 – 163, прочтите фамилию автора, знаком ли он вам? Встречались вы с его произведениями раньше?
Слово об авторе.
Ванда Хотомская – польская писательница, автор стихов и рассказов для детей и подростков. Родилась: 26 октября 1929 г., Варшава, Польша. Окончила юридический факультет академии в Варшаве. Как писательница дебютировала году на страницах одного польского журнала. Опубликовала книгу своих стихов. Создала популярный цикл телевизионных программ для детей "Яцек и Агатка". Является членом Ассоциации Польских Писателей. Председатель Правления Польского Фонда Детей и Молодежи. Ванда Хотомская - автор более 200 книг для детей и юношества, радио-и телепередач, сценариев для короткометражных фильмов и пьес. Открывают учебники.
Ответы детей.
Слушают учителя.
Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД: слушание и понимание учителя; оформление своих мыслей в устной форме.

4. Дыхательная и речевая разминки. (3 минуты) Прежде чем мы приступим к чтению произведений этой замечательной поэтессы, выполним несколько упражнений, чтобы читать нам было легче.
Дыхательные и речевые упражнения.
а) И.п. – основная стойка, руки на затылке, локти вперёд. 1-2 – подняться на носки, отведя локти в сторону, медленный глубокий вдох через нос.3-4 – глубокий выдох через рот, возвращаясь в и. п.
б) Слоги
он ан ун ынна ня нё ню
нан нон нун неннте нты нтя нту- Выполняют упражнения под контролем учителя. Регулятивные УУД: контроль своих действий.
5. Работа над лирическим произведением. (8 минут) В стихотворениях, над которыми мы сегодня будем работать вам могут показаться странными слова «быстрина» и «устрица». Кто знает значение этих слов?
Быстрина, -ы, множественное число -ины, -ин, -инам, женский род Место быстрого течения реки.
Устрица – это один из множества морепродуктов, который относится к семейству морских моллюсков.
Сейчас я вам прочту первое стихотворение на стр. 162, а вы внимательно его послушаете и скажите, чем оно необычно.
Итак, чем необычно первое стихотворение?
Были ли слова, которые вызвали у вас трудности?
Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?
О чем в нем говорится?
Прочтите это стихотворение еще раз.
А чем все – таки занимались гномы? Попробуйте их представить себе и описать.
Обратите внимание на первую строчку. Автор использует слово ночь, как вы думаете, как лучше ее прочитать? Почему?
Во 2 и 3 строках есть глаголы, назовите их. Как вы думаете, для чего нам они? Помогают ли они передать динамичность событий? Почему? Как лучше прочесть слово «морщили»? Почему?
Как мы прочтем последние 2 строчки и почему?
А теперь соедините все это воедино, и снова прочтите это стихотворение, учитывая все нюансы! Ответы детей. (если не знают значение, то рассказываю сама)
Слушают учителя.
Тем, что в словах вместо слога «два» стоит цифра 2.
Ответы детей.
Ответы детей.
В нем идёт речь о проказниках гномах, можно понять, что они очень маленькие и совсем немного весят.
Тихо, т.к. ночь – время сна.
Залезали, морщили. Чтобы узнать, чем они там занимались. Да, конечно, т. к. идут последовательно, друг за другом и в быстром темпе. Самим немного сморщившись, т.к. это поможет передать
Повторное чтение учащихся.
Ответы детей. Пара человек описывает представленных ими гномов.
Тихо, т.к. ночь – время сна.
Залезали, морщили. Чтобы узнать, чем они там занимались. Да, конечно, т.к. идут последовательно, друг за другом и в быстром темпе. Самим немного сморщившись, т.к. это поможет передать всю полноту красок.
С восклицанием, т.к. там в конце стоит восклицательный знак, и это поможет нам все- таки понять до конца, что они совсем еще крохи.
Кто – то из учеников читает стихотворение выразительно! Регулятивные УУД: планирование и обдумывание последующих действий в тексте.
Коммуникативные УУД: слушание и понимание учителя; оформление своих мыслей в устной форме.
Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний; составление ответов на поставленные вопросы.
6. Физминутка. (2 минуты) Физминутка на внимание.
Я буду показывать вам одно движение, а выполнять другое, ваша задача, выполнять то движение, которое я называю, а не делаю. Будьте внимательны и не запутайтесь! Выполняют указания учителя. Регулятивные УУД: контроль своих действий.
7. Формирование навыка выразительного чтения. (14 минут) На стр. 163 не менее интересное стихотворение.
Посмотрите на иллюстрацию и на название стихотворения. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении?
Прежде чем прочтете это стихотворение, отгадайте ребусы.



Чем же необычно это стихотворение? Чем оно похоже на предыдущее? О чем в нем говорится? Какое настроение у этого стихотворения?
Прочтите это стихотворение еще раз.
Посмотрите на первые 4 строчки, как нужно их прочесть и почему?
Восьмая строчка заканчивается восклицательным знаком. Как ее следует прочесть, какие слова нам помогут в том еще?
12 строчка тоже заканчивается восклицательным знаком, как будем читать ее?
16 строчек после первых четырех – это описание каждой из сестер. Как вы думаете, с какой интонацией читать их лучше всего и почему?
Последние 4 строчки – это некий наказ, совет. Давайте попробуем прочесть стихотворение снова, учитывая все то, что мы разобрали. Читают название, рассматривают иллюстрацию, объясняют, что увидели, выдвигают свои версии.
Разгадывают ребусы.
Некоторые слоги «три» заменены цифрой 3. Здесь тот же прием, замена слога цифрой. О трех сестрицах, кто они и чем занимались. Ответы детей.
Повторное чтение учащихся.
С вопросительной интонацией, т.к. в конце предложений стоит вопросительный знак.
Возвышенно, с призывом, т.к. восклицательный знак тому показатель. «Заходи», «Малыш» - обращение.
С восклицанием,
Повествовательной, за исключением концовок, т.к. там восклицательный знак, их мы будем читать чуть энергичнее.
Один из учеников читает стихотворение. Коммуникативные УУД: слушание и понимание учителя; оформление своих мыслей в устной форме.
Познавательные УУД: ориентировка в своей системе знаний; составление ответов на поставленные вопросы.
6. Итог урока. Рефлексия. Д.з. (3 минуты) - с каким поэтом мы познакомились сегодня? Как вы думаете, для чего написаны эти стихотворения? Что автор хотел показать?
Поднимите руки те, кому все удалось на уроке, у кого остались вопросы, кому было совсем тяжело.
Дома вам необходимо выучить стихотворение «Три сестрицы» наизусть.
Впредь, если у вас затрещит голова, хорошенько ее потрите! Урок окончен! До свидания! Ответы детей.
Возможно, что при написании стихов можно использовать необычные формы.
Проводят рефлексию своей работы на уроке.
Записывают домашнее задание.
Прощаются с учителем! Личностные УУД: самооценка.