Урок истории по теме Зачем люди осваивают космос? 5-й класс (КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ)


Урок истории по теме "Зачем люди осваивают космос?" 5-й класс (КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ)
Цели:
систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
расширить словарный запас учащихся;
воспитывать чувство патриотизма;
познакомить  с искусственными спутниками Земли, с  космическими станциями и их ролью в жизни современного человека;
презентация, рисунки детей, рисунки космоса , фотографии животных, космонавтов, ученых.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
На доске записана тема урока , рисунки детей на тему « космос»,презентация.
В начале урока класс делится на 3 группы. Учащиеся заранее получили опережающее задание.
2. Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня у нас не обычный урок .Пройдет он в виде путешествия по космосу.
Прежде чем, мы с вами отправимся в космическое путешествие, мы должны будем надеть космические очки. Не будем терять времени ,начнем урок. Ребята как называется наш урок. Правильно тема урока «Зачем люди осваивают космос?».
1.Кто был первым космонавтом?.2.Зачем космонавты летают в космос?.3.Зачем в космос запускают спутники?.4.Как сейчас осваивают космос?.5.Какую работу они выполняют?.Вот на эти вопросы мы должны будем с вами ответить.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах (Илья Пророк),  даже на летучих мышах! (маленькие духи Шекспир «Буря»).– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга , на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.) – То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты.
Чудо-птица, алый хвост,Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.
Он не лётчик, не пилот,Он ведёт не самолёт,А огромную ракету.Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
(В ходе беседы возможен показ рисунков)
3. Постановка задач урока
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе.)У. Как вы понимаете, что такое космос? В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. (До урока ребята рисовали на тему «Космос»).Высказывания учащихся..– Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре). (Показать и зачитать).– Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.Говоря о космосе, на нашем  уроке тема будет – Зачем люди осваивают космос?– Сформулируйте задачи нашего урока.  (После высказываний – на доске)
Учебные задачи: 
1.Зачем космонавты летают  в космос?2. Для чего нужны искусственные спутники Земли.
ФизминуткаДавайте с вами вспомним:
– Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)– Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)– Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)– А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)– Послушаем сейчас выступление учащихся.Каждая группа выступает с сообщениями ,которые они должны были подготовить.)
Выступление учеников
Искусственные спутники

– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.  Вот как он выглядел.Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
– Откроем учебник на стр.72,73. Конечно, задолго до полета в космос летали животные. Слушаем о них.
Животные-космонавты

– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
– Когда люди отмечают День космонавтики? (12 апреля)
Первый космонавт

– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю.Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.
– Как называется костюм космонавта?
Скафандр

– В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.
Группам предлагаем задание одеть космонавтов.
Потом группы собирают пазлы про космос.
– А как вы думаете ,есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?
Космическая орбитальная станция

– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.–  Как работают космонавты?– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.
Дома –  найти сообщения о том , как космонавты работают сегодня.
У. Каким же должен быть космонавт?(Трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный).В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудьВо вселенную держишь … (путь).Главным правилом у насВыполнять любой … (приказ).Космонавтом хочешь статьДолжен много, много … (знать).Любой космический маршрутОткрыт для тех, кто любит … (труд).Только дружных, звездолётМожет взять с собой … (в полёт).Скучных, хмурых и сердитыхНе возьмём мы на … (орбиту).
Ваша задача  запустить свою  космическую ракету в космос. (Использовать можно готовый фон и ракеты) .Подвести  итоги работ.
– Вы сегодня молодцы,  хорошо справились с заданиями.