Ракбочая программа Бальный танец.


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования "Детско-юношеский центр «Развитие"
Шебекинского района и города Шебекино

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБУ ДО "ДЮЦ
«Развитие"
Ткачевой Т.Г
от «___»______201 г. № ____
Рабочая программа
«Бальный танец»
1 год обучения
15-17 лет
Педагог дополнительного образования
Шпунт Наталья Михайловна
2015-2016 учебный год

Обратная сторона титульного листа
Дополнительная общеразвивающая модифицированная программа художественной направленности «Бальный танец»
Педагог дополнительного образования : Шпунт Н.М.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «04» сентября 2009 г., Протокол №1
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от "____" ___________ 201 г.,Протокол №__________

2
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей модифицированной программы художественной направленности «Бальный танец», рассмотренной и утвержденной на заседании педагогического совета от «4» сентября 2009г.
Цель программы: Развитие хореографических способностей обучающихся, приобщение их к танцу как виду искусства.
Задачи:
- развивать музыкальность, способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер;
- развивать двигательные качества и умения: координацию движений, гибкость, пластичность, выносливость;
- формировать правильную осанку, красивую походку, умение ориентироваться в пространстве;
- развитие творческих способностей, потребностей самовыражения в движении под музыку, развитие творческого выражения и фантазии.
- научить двигаться красиво и быть успешными на современных вечерах, балах.
В программу «Бальный танец» в связи с возросшим интересом к бальным танцам в Белгородской области внесены следующие изменения: «Венский вальс», «Вальс-гавот» и «Краковяк» заменены танцами :«Марш парад», «Французский вальс» , «Большой вальс» .
На изучение программного материала выпускными классами отведено 144 учебных часа в год. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с десятиминутной переменой. Наполняемость группы от 10 до 16 человек.
Отличительная особенность программы в том, что она рассчитана на короткий срок обучения и увеличено количество часов для практических занятий.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на реализацию социального заказа на обучение выпускников школы бальным танцам, популярность которых возрастает с каждым годом.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Работа над техническим совершенством танца не должна становится самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение танцевальных движений. Овладение тем или иным навыком должно носить художественно – творческий характер.
Основой программы является репертуар, который рекомендуется для разучивания и исполнения на школьных праздниках и мероприятиях. В репертуар входят танцы исторического наследия, современные бальныеи отечественные танцы, построенные на национальном материале и современных ритмах. Танцевальный материал даётся в упражнениях, движениях, включающих элементы историко-бытового, народного и современного танца.
Разделы программы в процентном отношении распределяются примерно следующим образом: 40% отводится на музыкально-ритмические и тренировочные упражнения и разучивания элементов танцев репертуара; 60% занимает разучивание композиций репертуара бальных танцев и тренировочная работа.
Возраст 15-17 лет в физиологическом отношении-период интенсивного развития
3
мускулатуры, юноши и девушки готовы к физической нагрузке. Учащиеся 9 – 11 классов проявляют более осознанный интерес к бальным танцам поэтому надо особенно внимательно относиться к выбору репертуара и манере исполнения и активно влиять на развитие художественного вкуса и творческих способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
По окончанию обучения обучающийся должен:
-знать: правила грамотного исполнения бальных танцев указанных в программе групп, происхождение исполняемых танцев; позиции парных танцев, разучиваемых на занятии, правила исполняемых элементов танцев;
- уметь: ориентироваться в движении по залу, иметь навыки движения в паре; различать музыкальные размеры; понимать танец не как отдельные движения ног, а как гармоничное сочетание движений ног, рук, корпуса и головы.
Содержание
Занятие№1
Вводное занятие. Беседа «Красиво танцевать, двигаться-это не роскошь, а необходимость. Что дают человеку занятия бальными танцами?». «Правила поведения в танце и в обществе-этикет». Техника безопасности на занятии. Знакомство с позициями ног (используются полувыворотные и невыворотные позиции ног) 1, 2, 3, 4, 5, 6. Позиции рук 1,2,3, исходное положение. Изучение поклона, реверанса. Построения обучающихся в зале.
Занятие№2
Элементы музыкальной грамоты: характер и темп музыки, музыкальный размер , прослушивание музыки, умение передать ритмический рисунок хлопками.Умение двигаться в характере и темпе музыки. Передача в движении характера музыки и её ритмического рисунка.
Занятие№3
Танцевальные шаги : шаг с носка, шаг на полупальцах. Изучение построений и перестроений (в колонны, шеренги, по одному, в паре, в кругу, сужение и расширение круга.Занятие№4
Отработка построений и перестроений из одного круга в два. Движение в колонне по одному с разных сторон по диагонали.
Занятие№5
Характеристика историко-бытовых танцев. Манера исполнения и этикет в танцах 17 века. Изучение: поклоны и реверансы. Положение и постановка рук, корпуса.
Занятие№6
Па дегаже- перенос корпуса с одной ноги на другую; из 3-й во 2-ю позицию с последующей подставкой
Занятие№7
Правила исполнение движений по 3-й позиции ног. Уровень рук (сниженная 2-я позиция), маленькая позиция. Исполнение одинарного скользящего шага па глиссе.
Занятие№8
Изучение основного движения танца «Падеграс» лицом друг к другу, кружение в паре, вынос ноги в сторону на носок. Манера исполнения танца.
4
Занятие№9
Изучение и отработка основного шага в сторону и вперёд. Изучение композиции и рисунка танца «Падеграс».
Занятие№10
Отработка исполнения движений Историко-бытового танца «Падеграс». Отработка исполнения движений танца в паре. Исполнение композиции танца.
Занятие№11
Изучение движений вальса по 3-й позиции : дорожка, балансе. Отработка движений по одному и в паре.
Занятие№12
Изучение правого и левого вальсового поворота по одному и в паре. Отработка точности смены мест в паре при исполнении поворота.
Занятие№13
Подбор музыкального материала. Знакомство с рисунком и композицией танца Особенность исполнения вальса по 6 позиции. Изучение правого вальсового поворота по 6 позиции.
Занятие№14
Изучение движений вальса по 6 позиции: зигзаг, перемена. Манера исполнения вальса по 6 позиции. Чёткое и синхронное исполнение движений .Занятие№15
Изучение левого вальсового поворота. Отработка движений по одному и в паре. Повторение изученных движений и танцевальных композиций.
Занятие№16
Сочетание изученных движений в различном порядке. Построения и перестроения в танце.
Изучение композиции вальса по 6 позиции. Отработка изученных движений и композиций танцев.
Занятие№17
Изучение композиции вальса по 6 позиции. Отработка изученных танцевальных композиций.
Занятие№18
Изучение основного шага танца «Полонез» вперёд и назад . До-за-до, па глиссе-одинарный скользящий шаг.
Занятие№19
Изучение движений танца «Полонез»: окошко, шеен по линиям и кругу. Отработка пройденного материала. Подбор и прослушивание музыкального материала. Разучивание композиции и рисунка танца.
Занятие№20
Изучение движения танца «Полонез»: дорожка. Отработка движения танца «шеен». Работа над пройденным материалом.
Занятие№21
.Изучение построений и перестроений танца «Полонез». Отработка переходов танца. Постановочная работа, разучивание композиции и рисунка танца.
Занятие № 22
Изучение композиции танца «Полонез». Отработка движений и композиции танца. Работа
5
над изученными танцевальными композициями.
Занятие№23
Работа над правильностью исполнения ритмичного и плавного шага. Манера исполнения движений танца «Полонез». Отработка движений и композиций танцев.
Занятие № 24
Отработка положения в паре, положения рук и постановка корпуса в танце «Полонез». Работа над композициями изученных танцев.
Занятие№25
Работа над изучением композиции танца «Полонез». Репетиционная работа над изученными танцевальными композициями. Повторение.
Занятие 26
Отработка выхода, переходов, построений и перестроений танца «Полонез» по одному и в паре. Отработка изученных танцевальных композиций.
Занятие № 27
Отработка выхода, переходов, построений и перестроений танца «Полонез» по одному и в паре. Отработка изученных танцевальных композиций.
Занятие№28
Работа над изучением композиции танца «Полонез». Репетиционная работа над изученными танцевальными композициями. Повторение.
Занятие № 29
Повторение изученных движений, работа над танцевальной композицией танца «Полонез». Повторение и отработка изученных танцевальных композиций.
Занятие№30
Понятие о такте и затакте. Музыкальный размер произведений. Знакомство с музыкальными размерами 2/4, 3/4, 4/4. Тактовые и затактовые вступления в танце. Умение выполнять движения в различных темпах.
Занятие№31
Изучение и отработка построений и перестроений. Умение строиться в колонны, шеренги, по одному, в паре, в круге и т.д. Перестроения в парах, обход одним партнёром другого, смена мест с поворотом лицом друг к другу.
Занятие№32
Изучение и отработка шагов с акцентом на «раз» по три и четыре шага. Умение слышать и двигаться под музыку.
Занятие№33
Координация движений рук, корпуса, ног и головы от простых к более сложным. Упражнения для разогревания мышц .Занятие№34
Отработка эмоционального исполнения танца, передача музыкального образа. Чёткое, синхронное выполнение движений. Текущий контроль освоения содержания программы за 1 полугодие.
Занятие№35
Упражнения для рук, шеи, плеч, корпуса, ног. Умение подготовить мышцы для физических нагрузок.
Занятие № 36
Упражнения для рук, шеи, плеч, корпуса, ног. Умение подготовить мышцы для физических
6
нагрузок.
Занятие№37
Упражнения для рук, шеи, плеч, корпуса, ног. Умение подготовить мышцы для физических нагрузок.
Занятие№38
Знакомство с разными видами танцев. Позиции в современных бальных танцах: закрытая, открытая, променада, обратного променада, контрпроменада, теневая, боковая (правая и левая).
Занятие№39
Позиции встречающиеся в отечественных современных бальных танцах: закрытая, открытая, променада, обратного променада, контрпроменада, теневая, боковая (правая и левая).
Занятие№40
Подбор музыкального материала. Изучение движения танца «Фигурный вальс»- «окошко», положение в паре «Променад».
Занятие№41
Изучение движений: балансе в сторону, вальсовый поворот в разные стороны. Отработка изученных движений.
Занятие№42
Изучение второй фигуры танца «Фигурный вальс». Изучение движений: балансе вперёд и назад, смена мест партнёров.
Занятие № 43
Изучение третьей фигуры танца «Фигурный вальс». Изучение движений: соло поворот девочек, дорожка по линии танца для мальчиков.
Занятие№44
Изучение четвёртой фигуры танца «Фигурный вальс» : вальсовый поворот вправо в паре, закрытая позиция с замкнутым соединением рук. Отработка композиции танца.
Занятие№45
Прослушивание и разбор музыкального материала к танцу «Сударушка». Характер и манера исполнения русских танцев. Изучение основного шага по линии танца по одному. Движения и работа рук.
Занятие№46
Приглашение к танцу. Изучение движений танца «Сударушка»: скользящий шаг с выносом ноги, кружение. Повторение изученного материала.
Занятие № 47
Изучение движений танца «Сударушка»: кружение с переменой мест, поворот девочек на 180*, кружение по часовой стрелке.
Занятие№48
Повторение и отработка изученных движений танца «Сударушка». Отработка исполнения движений в паре.
Занятие № 49
Изучение композиции танца «Сударушка». Отработка синхронного исполнения движений, манера исполнения.
Занятие № 50
7
Изучение позиций современных бальных танцев: закрытая, открытая, променада, обратного променада, контрпроменада, теневая, боковая (правая и левая).
Занятие№51
Разбор музыкального материала к танцу «Французский вальс». Умение пригласить и поблагодарить партнёра . Изучение движений: правый поворот по одному и в паре.
Занятие№52
Работа над техникой исполнения правого поворота танца «Французский вальс». Отработка изученных движений в паре.
Занятие № 53
Работа над техникой исполнения движений танца «Французский вальс». Подготовка и отработка ранее изученного танцевального материала.
Занятие № 54
Работа над изучением композиции танца «Французский вальс». Отработка изученных танцевальных композиций.
Занятие№55
Работа над исполнением танца «Французский вальс». Повторение и отработка изученного танцевального материала.
Занятие№56
Знакомство с разнообразием видов танца на примере «Блюз». Позиции современных бальных танцев: закрытая, променада, фоллэвей позиция.
Занятие № 57
Отработка позиций современных бальных танцев: закрытая, променада, фоллэвей позиция.
Занятие№58
Беседа-рассказ о современных бальных танцах. Подбор и прослушивание музыкального материала. Изучение основного шага танца «Блюз».
Занятие№59
Изучение поворота в паре и по одному, дорожка с поворотом и без. Отработка точности исполнения основного шага танца «Блюз».
Занятие№60
Изучение дорожки из круга, в круг, основной шаг с поворотом по одному и в паре.
Занятие№61
Изучение и отработка раскрывания в паре и по одному. Повторение изученных движений танца «Блюз».
Занятие№62
Отработка изученных движений танца «Блюз» по одному и в паре, положение корпуса, рук в танце.
Занятие№63
Изучение композиции танца «Блюз». Отработка изученных танцевальных композиций.
Занятие№64
Целостное исполнение танца «Блюз». Повторение и отработка изученных движений и композиций танцев.
Занятие№65
Беседа о истории танца «Марш-парад». Особенности исполнения движений танца. Подбор музыкального материала. Отработка маршевого шага.
Занятие№66
8
Изучение движений танца «Марш-парад»: обход, окошко, поклон. Отработка движений и композиций танцев.
Занятие№67
Изучение и отработка композиции танца «Марш-парад». Отработка движений и композиций танцев.
Занятие№68
Прослушивание и разбор музыкального материала. Изучение дорожки с поворотом по одному и в паре танец «Большой вальс».
Занятие№69
Изучение положений в паре, положение рук, постановка корпуса. Изучение броска ноги на 45* с дорожкой. Повторение пройденного материала.
Занятие№70
Изучение «соло» для девочек и мальчиков. Отработка работы в паре. Репетиционная работа. Повторение движений и композиций танцев.
Занятие№71
Работа над перестроениями танца «Большой вальс». Эмоциональность исполнения движений танца. Точность и синхронность исполнения движений.
Занятие№72
Работа над исполнением композиции танца «Большой вальс». Повторение и отработка изученных танцевальных композиций. Итоговая аттестация учащихся за период обучения.
Средства контроля
Текущий контроль.
Теоретические вопросы тестов:
1.Назовите группы танцев:
-Падеграс , Полонез, Марш-парад.
- Фигурный вальс, Большой вальс, Французский вальс.
2. Назовите основные Направление Ориентировки по отношению к залу.
3. Назовите основные направления шагов по отношению к корпусу.
4. Какой танец построен на шагах в сторону и вперед с выведением ноги на носок.
5. Основной шаг,шаг глиссад, балансе менуэт, построения, перестроения, «окошко», дорожка, повороты. Композиция какого танца ?6.Правый и левый поворот, перемены с правой и левой ноги, зигзаг, вальсовая дорожка. Как называется вальс?
7.Хореография «Фигурного вальса» является произвольной или авторской?
8. Сколько основных фигур в Фигурном вальсе ?.9.Назовите музыкальный размер вальса ?Практическое задание: Исполнить заданную танцевальную композицию.
Промежуточная аттестация.
Теоретические вопросы тестов:
1. В каком темпе танцуют вальс Бостон?
2. Есть ли рисунок у вальса по 6 –й позиции.
3. Какая страна является родиной польки?
4. По какой позиции танцуют вальс. Назовите основные движения вальса.
9
5. Авторская или произвольная композиция у танца «Па де грас»?
6. «Сударушка», «Русский лирический», «Барыня» - к какой группе относятся эти танцы?
7. «Виск», поступательные шассе из позиции променада, открытые перемены назад, наружная перемена, левое кортэ. В каком танце используются эти движения?
8. Выворотные, полувыворотные, невыворотные. К какому понятию относятся термины?
9. Исходное положение, 1 позиция,2 позиция,3 позиция. Что означают термины?
Практическое задание: Исполнить заданную танцевальную композицию.

Учебно-методические средства обучения
Аудио и видео материалы:
Аудиокассета - «Бальные танцы»
Аудиокассета - «Современные бальные танцы» ( Вальс-Бостон, Падеграс, Полонез, Фигурный вальс, Медленный вальс, Кадриль, Барыня, Краковяк, Сударушка, Казачёк, Полька - знакомств, Финская полька, Квикстеп).
Аудиокассета – «В ритме вальса».
Аудиокассета – «Латиноамериканские танцы » - (самба, ча-ча-ча, медленная румба, румба, пасадобль, мамбо).
Аудиокассета – «Бальные танцы» - (фанфары, полька, фигурный вальс, падеграс, вальс - гавот, менуэт, вальс-бостон, краковяк, русский-лирический, кадриль, вальс-мазурка, медленный вальс, ча-ча-ча, полонез, квик - степ, большой вальс, фигурный вальс, вальс бостон, сударушка) .DVD диск «Бальные танцы» №1, №2.
Аудиокассета «Бальные танцы» - (квикстеп, лирическая румба, калинка, мамбо, румба, самба, пасадобль, вальс-бостон, в ритме диско, уанстеп, фокстрот, тустеп, марш-фокстрот, марш, медленный вальс).Аудиокассета «Бальные танцы – (Европейская программа) Медленный вальс. Венский вальс. Танго. Квикстеп. Медленный фокстрот
Аудиокассета «Бальные танцы - (Латиноамериканская программа) Самба, Ча-Ча-Ча, Румба, Джайв, Пасодобль
Используемая литература
Дмитриева Е. Краткая история искусств, т. 1,2. Изд. Искусство, 1990г.
Крысько В.Г. Психология и педагогика. Структурные схемы. Изд. ЮНИТИ М., 2004г. 367 с.
Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: практическое пособие для школьной администрации, руководителей метод, объединений, методистов, учителей, студентов пед. уч. заведений. – Ростов –н/Д: Изд. Учитель, 2003 г. – 288с.
Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
Максименко С. Д. Общая психология. - СПб.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.
Мошкова, Е.И. Программы. Ритмика и бальные танцы / Е.И. Мошкова М.: «Просвещение», 1997. – 74с.
10
Никитина А.Б. Ребенок на сцене//Научно-методическое пособие. - №12. – 2003.
Подласый И. П. Педагогика. 1,2 том. - М.: Владос, 1999.
Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2003. - 256 с.: ил.
Ротерс, Т.Т Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т.Т. Ротерс М.: « Просвещение», 1989. – 174с
Руднева, С. Ритмика. Музыкальные движения / С. Руднева, Э. Фиш М.: «Просвещение», 1972. – 334с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - Спб.: Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования
Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. С ил.
26.Школа танцев для детей.-Спб.:«Ленинградское издательство»,2009.- 224 с.
27. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
28. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа 2000. №2.
11