Конспект познавательного занятия в подготовительной группе на тему: «Царство животных».

АНО ДО «Планета детства «Лада»
г.о. Тольятти







Конспект
познавательного занятия
в подготовительной группе
на тему: «Царство животных».










Составила: воспитатель Иванова Н.А.

















2010 год.



Программное содержание:
Уточнить представления детей о классификации животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные (особенности внешнего вида, среда обитания, вскармливание детенышей).
Закрепить умение понимать задание воспитателя и выполнять его.
Закреплять умение выделять из многообразия животных тех, которые впадают в спячку, и объяснять свой выбор.
Продолжать учить детей работать с моделями животных, устанавливать с их помощью причинно-следственные связи.
Развивать связную речь, продолжать учить выделять признаки сходства и отличия. Развивать у детей умение мыслить системно, творчески, нестандартно, уметь работать в парах.
Предварительная работа:
- работа с энциклопедиями «В мире животных».
- оформление выставки «Царство животных»
- рассматривание иллюстраций.
- чтение из цикла «Это интересно знать». (о жизни животных)
- заучивание стихотворения Б.Заходера «Обо всех на свете».
Материал:
картинки с изображением зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных; силуэты вагонов с моделями животных, листы с практическим заданием, таблицы.
Словарная работа:
сложноподчиненные предложения, земноводные, модель, чешуя, оперение.

Ход занятия:
Iчасть. Мотивация:
Звонок по телефону. Звонит машинист поезда и просит помочь рассадить пассажиров по вагонам. Дети выражают желание помочь.
Обратить внимание детей на силуэты вагонов и на «пассажиров» на платформе
- Кто это? (животные)
- Предлагаю вам объединиться в пары и выполнить задание: рассадить пассажиров согласно моделям (перо, шерсть, 6 ног, чешуя).
Дети в парах выполняют задание.
- Предлагаю проводникам назвать своих пассажиров, объяснив, почему рассадили именно так (опираясь на модели).
- Кого мы видим в первом вагоне? (зверей)
- Как их отличить от других существ? (4 ноги, тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком)
- Назовите отличительные признаки пассажиров второго вагона. (2 ноги, клюв, перья)
- Расскажите о пассажирах третьего вагона. (6 ног, усы, крылья)
- Кто разместился в четвертом вагоне? (рыбы: их тело покрыто чешуей, есть плавники, жабры)
Обратить внимание детей на оставшихся пассажиров: лягушку и ужа.
- Почему их никуда не посадили? (потому что это земноводные, они живут и в воде, и на суше)
- Ребята, спасибо за помощь. Отправляемся вместе с животными на поезде.

II часть.
- Остановка «Сплюшкино». Выходят те пассажиры, которые зимой впадают в спячку, с весной пробуждаются.
- Кто должен выйти из первого вагона? (медведь и еж)
- Из второго? (никто)
- Из третьего? (все насекомые)
- Из четвертого? (никто)
Дети объясняют, почему должны выйти именно эти пассажиры.
Физминутка. Игра «Ты да я – мы друзья».
- Давайте проводим наших животных. Представьте себя одним из этих существ и встаньте парами лицом друг к другу.
Задания:
а) прикоснитесь друг к другу правой рукой к левой щеке и погладьте друг друга на прощание;
б) положите левую руку на правое плечо и дружески потормошите друг друга;
в) крепко пожмите друг другу правую руку;
г) поднимите обе руки над головой и сделайте прощальный дружеский жест.

III часть.
- Путешествие продолжается. Что объединяет пассажиров второго вагона? (все перелетные птицы)
- А можно ли посадить в вагон курицу? (нет). Почему? (это домашняя птица).
- Сравним курицу и кукушку. (прикрепляются иллюстрации с изображением курицы и кукушки)
- Признаки сходства будем отмечать красными фишками, а признаки отличия – синими .

Сходство
Отличия

1. Начинается со слога «ку».

2. Обе птицы.

3. Есть клюв, перья, хвост, крылья, 2 ноги.
4. По 4 коготка.

5. Появляются из яиц.
6. Откладывают яйца.
1. Курица домашняя птица, а кукушка – лесная.
2. За курицей ухаживает человек, а за кукушкой – нет.
3. У курицы есть гребешок, у кукушки – нет.
4. курица высиживает цыплят, кукушка – нет.

IV часть.
- Следующая остановка «Понимайкино». Ребята обратите внимание на пассажиров на платформе.
Д/у «Кто это?» (дети по элементам животных определяют, кто хочет сесть в вагоны)
Вывешивается таблица с изображениями: рога коровы, борода козла, хвост петуха, хвост свиньи, хвост собаки, клюв гуся.
- Дети, назовите, кто это?
Вывешивается картинка с изображением фантастического животного: голова заячья, хвост петушиный, туловище рыбье, ноги кузнечика.
- Обратите внимание на это существо. Определите, пожалуйста, кто это?
(похвалить детей, что они правильно, с пониманием выполнили задание на этой остановке)
V часть.
- Ребята, давайте мы с вами вместе составим схему «Мир животных».
(Вниманию детей предлагается заготовка схемы, воспитатель вписывает со слов детей 5 групп животных и их отличительные особенности.)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Спасибо, ребята, за помощь. Теперь вас можно уже называть маленькими учеными. Как вы думаете, чему люди научились у животных? (звери и птицы научили людей смелости и храбрости; бобры надоумили людей строить плотины, пауки – плести нити, муравьи – строить дома и т.д.)
- А сейчас послушайте стихотворение Б.Заходера «Обо всех на свете» в исполнении Нади А.
- Спасибо за вашу хорошую, слаженную работу. Занятие законченно.
Царство
животных

Звери

Птицы

Насекомые

Рыбы

Земновод-
ные

Тело покрыто шерстью

Оперение

6 ног

Чешуя

Живут в воде и на суше