Внеклассное мероприятие А мы войны, представь себе, не знали для учащихся 3 класса


Урок мужества
« А мы войны, представь себе, не знали»
Формы и методы реализации: классные часы; встреча с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий; месячник по военно- патриотическому воспитанию.
Необходимое материально- техническое обеспечение: компьютер, проектор, плакаты военного времени, фотографии военных лет, стенд «Дни и ночи блокадного Ленинграда»,календарь с изображением даты Блокады, детские рисунки по теме, макет «Дорога жизни», стенд с наглядным материалом о Блокаде, аудиозаписи.
Цели:
расширение представления школьников о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;
привлечение внимания к истории нашей Родины;
оказание помощи в нравственном становлении школьника как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств через изучение героизма русских людей во время войны.
Задачи:
формирование патриотических качеств человека и гражданина;
привлечение учащихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны;
демонстрация на конкретных примерах , как неразрывно переплелись трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
воспитание сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, гражданской ответственности и активной жизненной позиции;
расширение кругозора учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
Пока все гости усаживаются, звучит песня «А мы войны, представь себе, не знали» и идет презентация.
Учитель
--Здравствуйте, уважаемые ветераны, гости, родители.
- Скажите, ребята, какой праздник сегодня отмечает страна, особенно жители Санкт – Петербурга?
Дети.
(День снятия блокады Ленинграда)
-А что такое блокада Ленинграда?
(Блока́да — действия, направленные на изоляцию объекта путем пресечения всех его внешних связей.)
Дети.
(22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. А 8 сентября враги окружили Ленинград со всех сторон. Гитлер ненавидел город на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Гитлер решил стереть город Ленинград с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов. (Андреев С.)
Город оказался в блокадном кольце. Постепенно закончились запасы продовольствия, не было воды, электричества. Город постоянно бомбили. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры.) (Чистов К)
Учитель
- Кто назовет дату начала и конца блокады Ленинграда.
(8 сентября 1941 год- начало, 27 января 1944 год – конец блокады)
- Сколько дней продолжалась Блокада Ленинграда?
( около 900 дней)
Учитель.
- Много лет прошло с тех пор, но 27 января - это очень памятная дата для нашей страны. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны.
Дети.
- В том 41-ом памятном годуЖелезным обручем сковало красоту,Безжалостный, губительный охват,Жизнь ленинградцев превративший в ад, – Тихонов Е2. - БЛОКАДА! Нам, живущим, не понять,Что чувствовал ребёнок, угасая,Везя на санках умершую матьИ губы от бессилия кусая… Мелеш Е3. - Звучат сирены, метронома звук,Тревожит память дней и ночей блокадных,Тем людям выпало без счёта адских мук,И хоронить своих родных без слов парадных. Голубев ЕУчитель.
- Ребята, кто же встал на защиту города?
(В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины. На защиту города встали все: и старики, и женщины, и дети.)) Лехнер ИУченик читает стих.
Вставал рассвет балтийский ясный,
когда воззвали рупора:
- Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград! -
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала: - Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,
и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его.
Иди, мой младший, мой любимый,
зови с собой своих друзей.
Да не падет на дом родимый
бесчестье плена и плетей! (Гудимова О)
( Стихотворение Ольги Берггольц)
- Как много стихов и песен написали про детей блокадников. Блокадные дети рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные. Они, наравне со взрослыми приближали победу.
Песню « Стояли со взрослыми рядом» исполняет весь класс.
Текст песни:В далёком тревожном военном годуПод гром батарей у страны на виду,Стояли со взрослыми рядомМальчишки у стен Ленинграда.Стояли со взрослыми рядомМальчишки у стен Ленинграда.На парте осталась раскрытой тетрадь,Не выпало им дописать, дочитать,Когда навалились на городФугасные бомбы и голод.Когда навалились на городФугасные бомбы и голод.И мы никогда не забудем с тобой,Как наши ровесники приняли бой,Им было всего лишь тринадцать,Но были они ленинградцы!Им было всего лишь тринадцать,Но были они ленинградцы!
Учитель
- Блокадные дети стояли в очередях за хлебом, рядом с родителями работали на заводах и продолжали учиться в школе. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики шатались от голода и умирали… и дома и на улице, и прямо в классе.
Ученик
Девчонка руки протянулаИ головой -На край стола.Сначала думали -Уснула,А оказалось -Умерла:Никто Не обронил ни слова,Лишь хрипло,Сквозь метельный стон,Учитель, выдавил, что сноваУроки -После похорон (Симонова Е)
Учитель.
-Ребята, мы прослушали стихотворение Воронова Юрия, который много стихов написал про блокадный Ленинград. Но жила в блокадном Ленинграде поэтесса, которую прозвали Блокадной Мадонной, музой блокадного Ленинграда. Как звали эту поэтессу?
(Ольга Берггольц. )
- Ребята, кому знакома эта фамилия? Что вы знаете про эту женщину?
(Это русская поэтесса. Ольга Берггольц жила в блокадном Ленинграде и своими стихами поддерживала дух русского народа, придавала ему силы. Она работала на радио.) Астафьева М
- Послушайте небольшое сообщение про Ольгу Берггольц, которое приготовил(а) для вас ________ (3 мин- презентация) (Кречуняк Т)
Учитель
- Ребята, как вы думаете, что было самым сложным в условиях блокады?
(В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта — горючим, заводов и фабрик — сырьем и топливом.) Макаров АУчитель
- Ребята, запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми. Кто знает, сколько граммов хлеба приходилось на одного человека?
(Рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети — всего по 125 граммов в день!) Макаров А- Посмотрите, вот такой маленький кусочек суррогатного хлеба выдавали на целый день. ( учитель показывает кусочек хлеба и дели его на 3 части) Это завтрак, обед и ужин.
- Ребята, а почему хлеб называли суррогатным, из чего пекли хлеб, ведь муки в городе практически не было?
(Его выпекали из мякины (отбросы), отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей ( делали из костной муки), сыромятные ремни (ремни из кожи), употребляли их в пищу.)Баданин М
Ученик
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
«Где твоя мама, мальчик?»
—«Дома».
—«А где твой дом, сынок?»
—«Сгорел».
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет… Баданин М
Учитель
- Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
- Ребята, по какой дороге доставляли продукты питания и вывозили людей из города?
(Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 г. на еще не окрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку.) Ларюкова Е- В каких условиях работали водители, связисты, регулировщики?
(Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, регулировщики, связисты, — работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лед таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами.) Ястребова УУченик
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк.
Поломка эта — не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора —
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне — до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамма
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» названОбычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить на земь. Ларюкова Е(О. Берггольц)
Учитель
- Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!
Учитель
- Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Что еще тяжело было переносить в годы Блокады?
(Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. ) Слесаренко О- Чем приходилось отапливать помещения?
(Отапливали жилые помещения при помощи мини-печек, в которых для добычи источника тепла приходилось сжигать все: мебель, книги, вещи.)Слесаренко О.
- Электроэнергии не было, тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. Где, как вы думаете, люди брали воду?
(За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.)Никифорова Л
- Разрушение электросети привело к остановке движения городского транспорта. На чем же люди добирались на работу?
( Людям приходилось пешком ходить на работу, что в условиях голодного пайка и ежедневной нагрузки на рабочих местах было непосильным для человеческого организма – огромное количество ленинградцев теряло сознание по пути на работу и потом замерзало на лютом холоде.)Хлобыстова Н
Учитель
- Основной «транспорт» жителей города — детские саночки. На них везли мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).
Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.
-В таких жестких условиях, на что рассчитывал враг?
( Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и… в конце концов – сдадут его.)Хлобыстова Н
Учитель
- Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»
Но гитлеровцы просчитались.
Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.
Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Многих людей, переживших блокаду, уже нет в живых. Но живут рядом с нами люди, которые до сих пор помнят эти страшные дни и рассказывают о них своим внукам и правнукам. В нашем поселке проживает _________. В нашем классе учится ее правнук, который расскажет со слов своей прабабушки историю её жизни в блокадное время.
Андреев Слава рассказывает воспоминания своей прабабушки.
- Ребята, посмотрите на портрет девочки. Кто это изображен?
(Таня Савичева)
Учитель
- Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Послушайте небольшое выступление про Таню Савичеву, которое приготовила для вас ___________
Выступление-презентация про Таню Савичеву ( 4 минуты)
Учитель
- Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. К чему это привело?
(Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг — эпидемия. )- Да, необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Кто же вышел на помощь взрослым?
(Взрослым активно помогали школьники. Город был полностью очищен. Надежды захватчиков не оправдались.)Учитель
-Пережив страшный зимний голод с приходом весны, что же делали ленинградцы?
(В то лето в Ленинграде каждая полоска земли в парках, скверах, на пустырях была вскопана и засеяна. Ученики 6 – 10 классов выехали в сельскохозяйственные лагеря, пригородные совхозы, подсобные хозяйства. Младшие школьники выращивали овощи на пришкольных участках или в черте города. ) Семенова АУчитель
- Ребята работали, несмотря на постоянный обстрел города и его окрестностей. Ленинград был городом-фронтом, и, подобно бойцам, многие школьники не вернулись домой. 30 % урожая овощей было собрано школьниками.
Учитель
- В декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и ленинградские дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15 249 юных защитников города наградили медалью «За оборону Ленинграда».
Учитель
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — прорвать блокаду.
- Когда ленинградцам и волховчанам удалось прорвать блокаду.
18 января 1943 года воины-ленинградцы и воины-волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости.
Вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
- Когда же произошло полное снятие блокады Ленинграда? (27 января 1944 года)
- Народ отстоял свой город.. 27 января 1944 года был запущен салют.
Дети читают стихи.
*И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобождённый Ленинград! Астафьева М
*Мы помним осень, 41-ый,
Прозрачный воздух тех ночей,
Когда, как плети, часто, мерно
Свистели бомбы палачей. Дирвонскис Д.
*Но мы, смиряя страх и плач,
Твердили, диким взрывам внемля:
«Ты проиграл игру палач,
Едва вступил на нашу землю!» Дирвонскис К.
*А та зима… Ту зиму каждый
Запечатлел в душе навек –
Тот голод, тьму, ту злую жажду
На берегах застывших рек. Василькова О*Но позабыв, что значит плач,
Твердили мы сквозь смерть и муку:
«Ты проиграл войну, палач,
Едва занёс на город руку!» Баченков СУчитель
- Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.
Ученик
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. Ермакова А
(В. Суслов)
Учитель
- Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.
Ученик
Спасибо вам, Ветераны,
Солдаты минувшей войны
За ваши тяжёлые раны,
За ваши тревожные сны.
За то, что Отчизну спасли вы,
Сыновнему долгу верны,
Спасибо, родные, спасибо
От тех, кто не знает войны! Ермакова АУчитель
Дорогие Ветераны! Желаем вам счастья, здоровья!
Пусть сбудутся ваши мечты! И с искренней нашей любовью
Примите живые цветы! (фонограмма)
За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил званиеГород-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Ученик или учитель
-Опять война, опять блокада…
А, может ,нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правыИ убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда - не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы! Лысенко А- Ребята, назовите главную мысль этого стихотворения?
( Все должны знать и помнить о страшной войне и не допустить, чтобы кто-то познал ужасы тех дней, ужасы смерти, голода.)
Учитель
- Всё может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Но что не может сделать родная земля сама?
- Правильно, и только защитить сама себя она не может... Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.
Ученик
Чуть горит зари полоска узкая
Золотая, тихая струя…
Ой, ты, мать – земля родная, русская,
Дорогая Родина моя!
Чья душа с тоскою не оглянется:
Сквозь туман, взрывая ночь и тьму,
Вражья рать по тем дорогам тянется
К городу родному твоему.
Ты гори зари полоска узкая,
По земле ползет пожаров дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда в обиду не дадим. Бродзинская А- Ученики исполняют песню «ДЕТИ ЗЕМЛИ»
Среди бесчисленных планет
Такой на свете больше нет
Зря не ищите, не найдете всё равно
И пусть других планет не счесть
Вы берегите то что есть
Лети планета наш огромный светлый дом, общий дом
Припев:
Как хорошо, что мир на планете
Как хорошо, что солнышко светит
Как хорошо, что мы ещё дети
Как хорошо, что мир на планете
Как хорошо, что солнышко светит
Как хорошо, что мы твои дети

Мы часто смотрим в небеса
Мы с детства верим в чудеса
Но забываем вечно только об одном
Что чудо главное Земля
Мы все на ней одна семья
И вся планета наш огромный светлый дом, общий дом

Припев:
*Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!