Развитие исследовательских компетенций учащихся а уроках биологии


Мастер-класс
«Формирование исследовательских компетенций»
Настрой на работу. Добрый день, дорогие коллеги!
День действительно добрый, несмотря ни на что. Ни снег в апреле, ни проливной дождь, ни бессонная ночь и нервное состояние не должны испортить нашу встречу.
Давайте снимем напряжение, расслабимся, сделаем глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом нашего хорошего настроения. А теперь нарисуем сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу, к нашей любимой работе и к ученикам.
Знакомство. Разрешите представить вашему вниманию опыт своей работы по развитию одаренности ребят в области экологии и биологии.
Кто такой одаренный ребенок? Можно много спорить по этому вопросу, но я считаю, что все дети одарены в равной степени. Только в разных направлениях. Я работами со всеми детьми, которые проявляют хоть маленькую долю заинтересованности в биологии. Для развития их способностей использовать все возможности: уроки, занятия кружка "Юный эколог", участие в олимпиадах и конкурсах исследовательских работ, дистанционное обучение, летний экологический лагерь, участие в областной учебно-исследовательской экспедиции, занятия в областной очно-заочной школе "Юный исследователь".
Одним из направлений моей работы является формирование исследовательских компетенций учащихся. Я считаю, что они способствует становлению выпускника, отвечающего всем основным требованиям современного мира. Это образованный, предприимчивый человек, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Деятельность учащихся по формированию навыков исследовательской деятельности реализуется как в рамках уроков биологии и экологии, так и во внеурочное время. В формировании исследовательских компетенций мне помогают такие приемы и методы, как наблюдение, сравнение, мозговой штурм, дерево решений, эксперимент, опыт, ассоциации, игра почемучка, письмо от.. и так далее. Сейчас мы с вами немного поиграем, а вы мне потом назовете приемы, которые были мной сегодня использованы.
Мастер-класс
Конкурсы, мероприятия, семинары, аттестация – все это можно объединить одним словом - стресс. Словом, которое всем нам, естественно, очень хорошо знакомо.
Какие ассоциации оно у вас вызывает? (ответы учителей).
Все мы по-разному переживаем и осознаём стресс.
Вы хотите узнать свой уровень стресса? (да)
Какую цель мы ставим перед собой на этом этапа работы?
Цель: Определить уровень стресса
Что мы будем делать, чтобы достичь эту цель? Какие задачи перед собой поставим?
Выяснить уровень стресса
и если он у нас окажется высокий,
Дать рекомендации по его снижению
как будем выяснять уровень стресса? Какой самый простой метод мы будем с вами использовать (Ответы: социологический опрос)
Я предлагаю ответить вам на вопросы анкеты (приложение 1). Быстро, не задумываясь, выполняем задание.
Подсчитываем результаты, изображаем это в виде графика (рисунок 2)
Посмотрите на диаграмму. Как вы думаете, для нашей аудитории актуален пункт Рекомендаций по снижению уровня стресса? (Ответ: да!)
Переходим к нему – предлагаю поработать группами (5 минут). Каждая группа должна представить свои рекомендации и оформить их на листах бумаги.
Зачитываем рекомендации, крепим их на доску.
Проанализируйте, пожалуйста, нашу работу и сформулируйте. Какие выводы мы получили? Продолжите фразу.
Результаты исследования показали….
В качестве снижения уровня стрема мы рекомендуем….
Молодцы! Все правильно сделали, я очень вами горжусь!
Какие методы и приемы были мной использованы сейчас?
Ассоциация, мозговой штурм, работа в группах, метод исследования – социологический опрос.
А самое главное, посмотрите, что у нас с вами получилось на доске?
Оформленная по всем правилам исследовательская работа в виде стендового доклада
 
Исследование уровня стресса
Цель: Определить уровень стресса в аудитории
Задачи:
Выявить уровень стресса
Дать рекомендации по его снижению
Методы исследования: социологический опрос «Мой уровень стресса»
Результаты исследования
 
Рекомендации по снижению уровня стресса
   1 группа                                   2 группа                              3 группа
 
Выводы:
Результаты исследования показали….
В качестве снижения уровня стресса мы рекомендуем….
При наличии достаточного времени, можно включить литературный обзор, применив групповую работу с разными источниками информации
Можно применить ролевую игру – разбить класс на группы «Медики», «Статистики», «Теоретики», «Практики», «Оформители» (Компьютер - презентация).
Все эти приемы повышают активность ребят на уроке и ненавязчиво формируют исследовательские компетенции, которые им потом пригодятся в жизни.
Заключение. Свое выступление я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод: наши ученики в наших руках. И от нас зависит то, сможем ли мы увидеть и развить их способности, и помочь им достичь определенных высот в жизни или нет.
Спасибо большое за внимание и работу! Будьте здоровы!
 
Приложение 1
Тест: «Мой уровень стресса»
Инструкция: Поставь галочку около утверждения, соответствующему ответу «ДА».
В последние месяцы ты:
Писал(а) контрольную работу в школе.
Сильно спорил(а) с кем-то
Опаздывал(ла) на занятия или куда-нибудь еще
С тобой произошло что-то волнующее
Чувствовал(а) печаль или одиночество
Выступал(а) перед аудиторией
Встретился(лась) с новым человеком
Имел(а) проблемы в отношениях с другими людьми.
Старался(лась) изо всех сил победить в конкурсе
Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
Не смог(ла) выполнить возложенные на себя обязанности
Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
Помогал(а) в организации крупного мероприятия
Чувствовал(а) замешательство
Сложи количество своих утвердительных ответов (да). Определи по шкале оценок свой уровень стресса.
Шкала оценки уровня стресса:
От 0 до 5 – низкий уровень стресса;
От 6 до 10 – средний уровень стресса;
От 11 до 15 – высокий уровень стресса