Организация и работа научного общества учащихся


Дмитриева Назира Владимировна
учитель начальных классов
г. Кемерово
Система организации
научно-исследовательской деятельности
в начальных классах
Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей.
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых – четвертых классах, учителя лицея замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но и увлекательнее и приятнее.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой и желания углубленно работать с учащимися.
Я считаю, что для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
-видеть проблему;
-задавать вопросы;
-выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
-делать выводы и умозаключения;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи;
Немалую роль имеет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Стимулирование их исследовательской активности, поддержка любознательности, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем, научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.
Своим девизом ребята взяли слова:
Кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот найдет.
Цели нашего научного общества «Мыслители» можно сформулировать следующим образом:
- выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
- пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;
- обучение учащихся начальной школы в рамках саморазвития и самообразования;
- поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы были поставлены задачи:
- формировать систему научных взглядов учащихся;
- развивать интерес к исследованию окружающей и социальной среды;
- знакомить с современными методами научно-исследовательской работы;
- создавать условия, способствующие уровню образованности учащихся;
- участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках лицея, города, области конкурсах, олимпиадах, конференциях;
- учить детей работать с научной литературой.
Работа НОУ (научного общества учащихся) осуществляется в рамках нескольких направлений:
Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы (встречи с интересными людьми, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).
Положение о НОУ начальных классов «Мыслители»
Общие положения
Научное общество учащихся – добровольное творческое объединение школьников, где они приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством учителей.
НОУ имеет свое название, эмблему, девиз.
Членами научного общества являются рекомендованные учителями учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, проводящие самостоятельные исследования.
2.Цели и задачи деятельности НОУ
2.1. Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
2.2. Задачи НОУ:
- воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
- развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
- формировать единое научное сообщество со своими традициями.
3. Содержание деятельности НОУ
3.1. Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники и искусства.
3.2. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
3.3 Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и другое.
3.4. Организация творческих встреч со специалистами различных учреждений.
4. Организация работы НОУ
4.1. Высшим органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет, который осуществляет руководство работой НОУ.
4.2. В Совет могут входить лицеисты, научные руководители – учителя.
4.3. Совет НОУ координирует научно-исследовательскую работу.
4.4.Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем.
4.5. Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции.
5. Права и обязанности членов НОУ
5.1. Члены общества обязаны участвовать в конференциях, самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук, участвовать в пропаганде их среди учащихся, вносить предложения по дальнейшей работе общества, участвовать в организации выставок работ, отчитываться о своей работе.
5.2. Члены НОУ имеют право:
- принимать участие в конференциях различного уровня;
- участвовать в экскурсиях по начным направлениям;
- использовать материальную базу лицея для самостоятельных исследований;
- получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
- принимать участие в работе общего собрания НОУ;
- избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
- добровольно выйти из состава НОУ.
5.3. По итогам научно-практической конференции, за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности, члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками, могут быть рекомендованы к участию в различного уровня конференциях, конкурсах и олимпиадах. 6. Материальная база НОУ
Материальная база НОУ формируется из собственных средств лицея. Под базой подразумеваются лаборатории, кабинеты, библиотека, читальный зал, отдельные приборы, материалы, множительная техника и другое.
Положение о научно- исследовательской деятельности членов НОУ «Мыслители»
Общие положения
Научно-исследовательская деятельность членов НОУ «Мыслители» - процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
Целью научно-исследовательской работы членов НОУ является создание условий для развития творческой личности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
– формировать интересы, склонности учащихся начальных классов к научно-исследовательской деятельности;
- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений ( науки, техники, искусства, природы, общества);
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике ;- способствовать мотивированному выбору профессии.
2. Критерии научно-исследовательской деятельности
2.1. Актуальность выбранного исследования.
2.2. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
2.3. Владение автором специальными и научными терминами.
2.4. Аргументированность собственного мнения.
2.5. Практическая и теоретическая значимость исследования.
2.6. Четкость выводов, обобщающих исследование.
2.7. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Права и обязанности членов НОУ начальных классов «Мыслители»
Члены НОУ имеют право:
- получить необходимую консультацию у своего научного руководителя;
- иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
- получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-практической конференции в своем лицее;
- представлять свою работу, получившую высокую оценку на конференции в городе;
- получить дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы;
Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.
Члены НОУ обязаны
- регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества;
- обращаться в библиотеку лицея за необходимой литературой;
- активно участвовать в конференциях;
- строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
- строго выполнять требования к оформлению научной работы.
План работы научного общества учащихся начальных классов «Мыслители»
№ Содержание деятельности Сроки выполнения Ответственные
1 Организационное заседание учащихся, членов НОУ, Постановка задач, планирование работы.
Формирование Совета НОУ. Сентябрь Руководитель НОУ
2 Выбор тем для исследовательской работы, назначение руководителей. Индивидуальные консультации. Сентябрь Руководитель НОУ
3 Тестирование членов НОУ на выявление уровня интеллектуального потенциала и умений, необходимых для занятий исследовательской деятельностью. Октябрь Психолог
4 Тренинги по результатам тестирования. В течение учебного года Психолог
5 Теоретические занятия «Как работать с научной литературой» Ноябрь Руководитель НОУ
6 Овладение первыми навыками работы на компьютере. В течение учебного года Учитель информатики
7 Сбор материала по теме исследования. Индивидуальные консультации. Ноябрь Руководитель НОУ
8 Практические занятия «Требования к исследовательской работе» . Индивидуальные консультации. Декабрь Руководитель НОУ и научные руководители
9 Начало оформления работ. Практическое занятие «Требования к оформлению исследовательских работ». Индивидуальные консультации. Январь Научные руководители, руководитель НОУ
10 Практическое занятие «Оформление тезисов работ». Завершение исследовательских работ. Рецензирование работ руководителями. Январь Научные руководители
11. Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ». Индивидуальные консультации. Февраль Научные руководители, руководитель НОУ
12 Научно-практическая конференция лицея Февраль Руководитель НОУ
13 Участие в городском конкурсе исследовательских работ. Март – апрель Руководитель НОУ
14 Оформление «Сборника исследовательских работ учащихся». Заседание Совета НОУ «Подведение итогов». Выпуск газеты НОУ «Мыслители». Май Руководитель НОУ