Применение ассоциативного метода в работе над словарным словом, Новичкова Евгения Васильевна



Применение ассоциативного метода в работе над словарным словом, Новичкова Евгения Васильевна
 
Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение слов, правописание которых не проверяется правилами, и вызывают трудности в написании. Эти слова нельзя проверить. Как научить ребенка писать эти слова без ошибок? В основу написания таких слов достигается путем частого употребления слов различных в заданиях и упражнениях.
В процессе обучения мною применялось множество разнообразных приемов, рекомендуемых современной методикой:
Нахождение орфограммы и запоминание путем повторения.
Наглядно-иллюстративный материал.
Деление слов на группы по определенным темам.
Составление ребусов.
Толкование лексемы.
Синонимические и фразеологические отношения.
Практический материал: загадки, пословицы, поговорки и т. д.
Ребята запоминают слова, но, как правило, на некоторое время. Часто делают ошибки в диктантах.
Хотелось, чтобы ребенок запомнил слово без особого напряжения и надолго. Для этого проанализировала методическую литературу и остановилась на образных и звуковых ассоциациях. ( Ассоциация – это связь, объединение).
Применение ассоциативного метода в работе над словарными словами может осуществляться разными приемами:
Прием графических ассоциаций (мнемотехника). Например: яг да, пуг вица, м нета, дуванчик.
Прием звуковых ассоциаций. Например: на завт РАК РАК.
Прием толкования истоков слова. Например, слово «тетрадь». Тетрадь образовано от греческого слова тетра , что значит «четыре». Сначала тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги . Т е тра буква е находится в сильной позиции.
Дети любят эти приемы, но не всегда их можно применить. Изучив материалы Гафитулина М.С., Поповой Т.В. «Слово в слове» в ТРИЗ технологии, я остановилась на идеях этих авторов. Словарная работа, в которой используется метод ассоциации, позволяет эффективно и с интересом запомнить трудные слова. Проработав с детьми над методом ассоциативности в словарных словах, применив прием «Слово в слове» пришла к такому выводу, что ассоциативная связь в сильной позиции может быть: по форме, по цвету, звучанию, месту расположения, вкусу, количеству и т. д.
Эта работа проводится по определенному алгоритму:
Значение слова.
Определение слова в тематическую группу.
Постановка ударения.
Нахождение слабой позиции.
Подбор ассоциативного слова в сильной позиции.
Обоснование ассоциативного слова. Составление предложения со словом.
Работа над словарным словом «собака» (2 класс). Ученики работают по алгоритму.
Собака- это домашнее животное, родственник волка. Используется для охраны, на охоте, в упряжке и т.д.
Слово «собака» записывается в группу «животные».
Ударение падает на букву « а ».
В слабой позиции гласный звук [ а ]
Подбор ассоциативного слова в сильной позиции (проверочное слово) ( К ость, д о м) . Прием «Слово в слове».

6. Обоснование ассоциативного слова.
С о бака грызет к о сть.
У с о баки свой д о м.
Работа над словарным словом «петух» (2класс)
Это домашняя птица.
Определяем в группу «птицы».
Ударение падает на гласную букву « у »
В слабой позиции находится звук [ и ]
Подбор ассоциативного слова в сильной позиции (проверочное слово). (П е тя, п е ть). Прием «Слово в слове»

Обоснование ассоциативного слова.
Петуха зовут П е тя.
Мой петух умеет п е ть .
Работа над словарным словом «береза» (2 класс)
Лиственное дерево с белым стволом.
Определяем в группу « деревья».
Ударение падает на букву « е ».
В слабой позиции находится звук [ и ].
Подбор ассоциативного слова в сильной позиции (проверочное слово).
(Белая). Прием «Слово в слове».

6.Обоснование ассоциативного слова.
Б е лая кора у б е резы.
При работе над словарным словом подбирается проверочное слово путем применения ассоциативного метода. Ребята должны придумать свое личное ассоциативное проверочное слово. Главный лозунг у детей « Я сам!», «Мое слово!». Такая работа проводится со второго класса. Дети с большим интересом и удовольствием работают над словарными словами.
На основе ассоциативного метода при систематическом использовании данного материала у детей повышается орфографическая зоркость, развивается логика, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания, активизируется запас слов. Самое важное ребенок не получает знания в готовом виде, а получает в процессе поиска. Ребята с удовольствием работают над словарными словами. Результат работы над словарными словами, с применением ассоциативного метода, удивительный - практически сто процентное правильное написание словарных слов.
Результаты диагностики при работе над словарными словами, с использованием ассоциативного метода (%)Таблица №1
четверть, класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
2 класс 86 92 94 96
3 класс 93 95 96 96
4 класс 92 96 96 98
 
Сравнительные показатели работы над словарным словом с использованием ассоциативного метода « А» класса с другими классами.
Диаграмма №1

Практическая значимость работы « Применение ассоциативного метода в работе над словарными словами» состоит в том, что пособие позволяет любому педагогу с минимальными затратами на подготовку, с интересом и пользой организовать словарную работу
Хочется, чтобы эту методику использовали на уроке русского языка учителя начальных классов.
Литература:
Гафитулин М.С., Т. С. Попова. Сайт- trizminsk . org \ t \23203. htmГафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получения новизны.// Адукацыя i выхавание/- 1994 г . - № 9.
Гин.С. Мир фантазии - Москва, 2003г.
Сидорчук Т.А.. Методы ОТСМ-ТРИЗ при решении педагогических проблем с детьми 3-10 лет./ Материалы третьей Международной конференции, г. Тольятти/- Ульяновск, 2005 г .