урок окружающего мира Полезные ископаемые


Урок окружающего мира в 4 классе по теме « Полезные ископаемые. Их добыча»
Цели урока: 1) образовательная:
- познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи;
- организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых
2) развивающая:
- развивать экологическое мышление;
- развивать умения анализировать, делать выводы, обобщать
3) воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам
Тип урока: предметный, комбинированный
Форма урока: урок- исследование
Форма организации учебной деятельности: индивидуально- групповой, фронтальный
Оборудование: проектор, экран, коллекция ископаемых, лупа, гвоздь, пробирки, стакан, вата, воронки молоткиДидактический материал: карточки инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, условные знаки, карта России, Ростовской области, картинки карьера, шахты, скважины
Ход урока
1.Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Посмотрите на меня. Я желаю вам интересного урока.
2. Проверка домашнего задания.
- Какие темы мы изучили?
- Проверочный графический диктант « Согласны ли вы с этим выражением»
1 Горные породы состоят из минералов
2 Грифель карандаша сделан из гипса
3 Самый твердый минерал – алмаз
4 Поваренная соль это минерал – рубин
5 Каменные сосульки в пещере с потолка – это сталактиты
6 Самый мягкий минерал – тальк
7 Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна – сталагмиты
8 У нас под ногами под тонким слоем почвы располагаются горные породы
9 Вода и ветер не играют никакой роли в образовании осадочных пород
10 Торф, уголь образовались из остатков растений и животных, населявших Землю в давние времена
- Проверьте с экрана ( слайд 1) 1 + 6+ «5» - нет ошибок
2 – 7 + «4» - 1-2 ошибки
3 + 8 + «3» - 3-5 0шибок
4 – 9 - « 2» - 6 и более ошибок
5 + 10 + Поставьте отметку
3 Мотивация и целеполагание- слайд 2 Предметы: чашка, ножницы, ложка, машина, дом памятник
- Как вы думаете, о чём пойдет сегодня наша речь на уроке?
- слайд3 Прочитайте тему урока: Полезные ископаемые. Какие вопросы можно поставить по этой теме?
- Какие проблемы нам надо раскрыть?
Слайд 4 Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых?
Для чего нам необходимо это знать?
4 Фронтальная работа.
- Нам нужно выяснить, что обозначают слова полезные и ископаемые.
- От какого слова произошло « полезный, ископаемый» ( необходимые, нужные, доставать , извлекать)
- Теперь поработайте в группе и дайте определение , а теперь с учебником стр.88 - 1 предложение.
- Сравните своё определение.
5 Практическая работа.
- Итак, мы знаем, что такое полезные ископаемые. Что еще мы должны о них знать?.- Свойства. Каждое полезное ископаемое обладает каким – то свойством. Сейчас будем выявлять.
- Исследование нефти по плану( учитель)
1 состояние( жидкое, легкая, маслянистая)
2 цвет
3 основное свойство( горючесть)
4 где используют( топливо)
Работа в группах
1 группа – каменный уголь
( карточка – инструкция) 1 рассмотреть, определить цвет, есть ли блеск
2 опустить в воду, плавает или тонет
3 провести ногтем по породе
- если остался след – то порода мягкая
- если можно поцарапать гвоздем – то он твердый
- если нет следа от гвоздя – то очень твердый 4 Уголь твердый, но хрупкий. Докажите! Как это сделать?
5 Где используют7
2 группа – гранит
(( карточка – инструкция)1 рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите цвет и из чего состоит.
Подумайте, на какой фрукт похож.
2 Определите легче воды или тяжелее?
3 Определите твердость, оставляя царапины гвоздем, ногтем
4 Узнайте прочность гранита – проведите по стеклу гранитом и углем
5 Где используют?
3 группа – известняк
( карточка – инструкция) 1 Рассмотри в лупу. Узнай цвет и из чего состоит.
2 Определите, легче воды или нет
3 Твердый или нет поведите царапины ногтем и гвоздем
4Прочный или нет. Догадайтесь как это узнать
5 Где используют?
4 группа – поваренная соль
( карточка- инструкция) 1 Оредели цвет. Из чего состоит?
2 Опустите в воду.
3Хрупкий или нет. Как узнать?
4 Где используют?
- Прослушиваются выводы от каждой группы.
- Итак, что еще мы узнали?
- Поработайте с учебником на стр. 88-89.
Проверка фронтальная беседа:
- на какие группы можно разделить полезные ископаемые?
- Где человек использует их?
- Какие полезные ископаемые бесполезные
- Назовите полезные ископаемые
- Составим схему полезные ископаемые
Твердые жидкие газообразные
6.Добыча полезных ископаемых
- Про свойства мы узнали. Теперь, что мы должны знать?
- Как добывают .Слайд 5- Кто такие геологи? Послушайте выступление о геологах.( выступление ученика)
- Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. Вам помогут учебник и дополнительная информация. У каждой группы свое задание. Начинать рассказ будете так « Мы геологи вернулись с экспедиции …»
-Работа по учебнику стр.91.
Слайд 6- Перед чтением словарная работа: карьер – это открытый котлован ( картинки)
Шахта – это глубокие колодцы
Скважина – глубокое цилиндрическое отверстие в земле
Задание 1 группе. Каменный уголь( приложение – текст каждому )
-После прослушивания, учитель показывает условный знак и показывает на карте
Задание 2 группе. Нефть
Задание 3 группе . Железная руда
Задание 4 группе. Строительные материалы: песок, глина, известняк.
- Теперь по вашим рассказам дополним схему. Для чего же нужны полезные ископаемые и где их используют?
Полезные ископаемые
Топливо строительство для получения металлов ? ( пища) ? ( газ)
- Послушаем сообщения.( дети рассказывают про соль и газ)
7 Бережное использование
- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
- Обсудите ситуацию :1 Хозяйка сняла с плиты кастрюлю и оставила включенным газ. Правильно ли она поступила? Как это может повлиять на состояние ресурсов природного газа?
2.При перевозке нефти танкер дал течь и часть нефти разлилась по морю. Как это может повлиять на живую природу?
- Какая же возникает проблема?( бережно относиться)
8 Рефлексия:
1 - Какие вопросы ставили на уроке?
- Справились ли с ними?
- Что помогло в работе?
- Какие открытия сделали?
2.Игра( раздать детям карточки с названиями полезных ископаемых. Занимают места по месту применения полезных ископаемых) нефть, газ, уголь, торф, железо, руда, вода, глина, гранит, известняк, мел, песок, соль – топливо, строительство, пища9 Домашнее задание
- Поднимите руки те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых?
- Я предлагаю вам приготовить об одном полезном ископаемом?
- Стр. 88-92
-
-