Рабочие программы по русскому языку и литературе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Сертильская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО -Шахбанов К.Б.
Протокол №
от ___»____________201__ г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР МКОУ – СОШ
Гираев Н.С.
«____»________________201_ г. «Утверждено»
Директор МКОУ - СОШ Алиев Г.М.
Приказ №
от «___»____________201_ г.

Рабочая программа по русскому языку
для 6 класса на 2014-2015 учебный год
учителя русского языка и литературы Шахбанова К.Б.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена к учебнику «Русский язык» для 6 класса образовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения / С. Д. Ашурова, Г. Н. Никольская, Х. Х. Сукунова и др. – 10 изд. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2011.
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (5— 9-е классы) направлена на овладение русским языком как государственным языком Российской Федерации, на усвоение знаний о закономерностях, системе литературных норм современного русского языка, на формирование умений и навыков устной и письменной речи, на развитие интеллектуальных, речемыслительных способностей, на воспитание духовно-нравственных качеств личности обучающихся.Россия — страна многонациональная и поликультурная. В её состав входят народы, различающиеся по языку, культуре, истории, индустриально-экономическому, социокультурному уровню развития.
В полиэтнических регионах школа выполняет консолидирующую функцию, что отражено в содержании основного общего образования по русскому языку и требованиях к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.
Цели и задачи обучения русскому языку
В программе для 5— 9-х классов учтены цели и задачи изучения русского языка в 1— 4-х классах, получившие отражение в соответствующей программе '.
Целями обучения русскому языку являются:
— владение государственным языком Российской Федерации;
— умение пользоваться русской речью в различных сферах производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения, консолидации и единения народов России, формирования гражданской идентичности и толерантности;
— освоение знаний о функционировании русского языка, его устройстве, об основных нормах русского литературного языка;
— воспитание высоконравственной, духовно богатой личности, с развитыми интеллектуальными, творческими способностями, чувством любви и уважения к русскому языку, истории, культуре, обычаям, традициям русского и других народов, живущих в нашей стране.
Задачи обучения русскому языку следующие:
— дать определённый круг знаний о строе русского языка, его уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний, предложений и сложных синтаксических целых);
— сформировать навыки конструирования разнообразных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме и использовать их с учётом целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
— выработать орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные навыки;
— привить навыки различных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее);
— пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им;
— развить мыслительные способности личности; умение анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать языковые и речевые явления, делать выводы;
— развить навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации;
— пробудить любовь к своему многонациональному Отечеству через усвоение национальных традиций, обычаев русского и других народов нашей страны.
Основные содержательные линии.
Изучение русского языка как государственного направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции обучающихся.
Коммуникативная компетенции предполагает овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), основами культуры устной и письменной,диалогической и монологической речи, различными типами, стилями, жанрами речи, закономерностями построения текста, использование в речи лексических, грамматических средств языка.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции обеспечивает изучение следующих основных разделов :Раздел 1. Речь.
Раздел 2. Культура речи.
Раздел 3. Текст.
Раздел 4. Речевая деятельность.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе, её закономерностями, единицах, основных нормах русского литературного языка, овладение лексическим запасом, умение пользоваться им в речевой практике, владение логическими операциями анализа и синтеза лингвистических явлений.
Овладение языковой и лингвистической (языковедческой) компетенциями обеспечивает изучение следующих основных разделов:
Раздел 5. Общие сведения о русском языке.
Раздел 6. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Раздел 7. Состав слова и словообразование.
Раздел 8. Лексика и фра оология.
Раздел 9. Морфология.
Раздел 10. Синтаксис.
Раздел 11. Орфография и пунктуации.
При изучении материала этих разделов важно также сформировать умение пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым, русско-национальным, национально-русским, орфоэпическим, орфографическим, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических оборотов, иностранных слов).Культуроведческая компетенция (раздел 12 «Русская культура в языке и речи»)предполагает:
— осознание языка как сокровищницы духовной культуры русского народа, взаимосвязиязыка, истории, овладение нормами речевого этикета;
— формирование личности высоконравственной, компетентной в равных областях знаний, ответственной за свою многонациональную страну. Приобщённой к ценностям русской, общероссийский и мировой культуры; личности, обладающей активной гражданский позицией, развитым эстетическим вкусом и эмоционально-ценностным отношением к миру, к художественным произведениям, к яркому, образному, выразительному, точному литературного языку, произведениям изобразительного искусства народов России и мира.При формировании этой компетенции особую значимость приобретают межпредметные связи, в первую очередь с такими предметами, как литература, история, география, музыка.
Требования к результатам обучения русскому языку.
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
— овладение достаточным объёмом словарного запаса, грамматических средств для свободного использования русского языка в межличностном и межнациональном общении;
— знание языка и культуры русского народа, приобщение с помощью русского языка к богатствам мирового культурного наследия;
— формирование российской гражданской идентичности, любви и уважения к Отечеству;
— формирование толерантного отношения к другому человеку, его мировоззрению, гражданской позиции, уважительного отношения к истории, культуре, религии, традициям, ценностям русского и других народов;
— формирование ответственного отношения к учению;
— усвоение нравственных норм поведения в гражданском обществе.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
— овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо); овладение различными видами чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее);— адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (тема текста, основная мысль, последовательность событий, выводы);
— умение определять различные тексты по жанру, типу и стилю речи;
— овладение приёмами отбора, систематизации, изложения материала на определённую тему;
— умение воспроизводить прослушанный илипрочитанный текст по определённому заданию (план,подробный или краткий пересказ, аннотация);
— составление разнообразных по типу, стилю, жанру текстов в зависимости от замысла, адресата общения;
— овладение нормами литературной речи;
— овладение нормами речевого этикета;
— умение самостоятельно ставить учебные, познавательные цели и задачи, отбирать средства, способы, условия достижении целей; корректировать ход и приёмы решения учебных задач; оценивать свои действия, возможности, возникающие сложности, устанавливать логические причинно-следственные связи, делать умозаключения (индукция, дедукция) и выводы;— формулировать и аргументировать своё мнение, убедительно отстаивать свою позицию;
— умение работать с различными источниками информации (учебниками, словарями, включая СМИ и ресурсы Интернета).
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
— осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации, как языка межнационального общения, как средства приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, к культурно-историческому опыту человечества; понимание того, что знание русского языка влияет на качество усвоения всех школьных предметов, а также на качество овладения профессиональными навыками в будущем;
— усвоение базовых понятий школьного курса по русскому языку: язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, типы и функциональные стили речи, текст; система языка: фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация; владение навыками различных видов анализа слова, словосочетания и предложения; уместное употребление в речи изученных языковых единиц; знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным языком; чтение и понимание общего содержания текстов, разных по типам, функциональным стилям и жанрам;
— создание текстов, различных по типу, жанру и стилю с учётом сферы и ситуации общения;
— умение вести диалоги на бытовые, учебные, социокультурные темы с соблюдением норм речевого этикета;
— владение основными видами переработки текста (план, тезисы, конспект);
— перевод фрагментов текста с родного языка на русский язык.
Отбор и подача языкового материала осуществлена на основе системно-функционального подхода, что обеспечивает развитие и овладение учащимися коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании с учётом их текстообразующих возможностей и стилистических норм языка. При этом указываются средства выражения синтаксико-семантических отношений между членами предложения.
Предъявление учебного материала производится поэтапно с учётом уровней языка и их системности; формируются коммуникативные задачи для каждого класса: определяются типы речи, ситуативно-тематический минимум с учётом воспитательных целей, на основе которого происходит актуализация языковых средств и лексики.
Обязательным следует считать использование соответствующих методов, организационных форм и средств обучения.
В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативная направленность обучения, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учёт особенностей родного языка при обучении русскому, осуществление межпредметныхсвязей, преемственность в обучении.
В соответствии с указанными принципами в программе определено содержание курса русского языка по классам, предложен ситуативно-тематический минимум с учётом воспитательных целей.
В учебном процессе формирование двуязычия означает взаимодействие двух языков. На практике имеют место национально-русское двуязычие, когда изучение русского языка осуществляется с опорой на знания, полученные при изучении родного (нерусского) языка, и русско-национальное двуязычие, когда изучение родного (нерусского) языка осуществляется с опорой на знания, полученные при изучении русского (неродного) языка.
Методика обучения русскому языку строится на основе диалога культур: культуры русского народа с культурами других народов Российской Федерации. Сопоставительный анализ изучаемых фактов русского и родного языков помогает выявить их своеобразие (совпадение и расхождение), глубже понять народы, их языки, историю, традиции.
Основной единицей обучения русскому языку выступает текст как речевое произведение, в котором функционируют все изучаемые элементы языка (фонема, слово, словосочетание, предложение). Ученик анализирует текст, вычленяет в нём изучаемый элемент, разбирает его форму, значение, особенности функционировании в речи, затем включает его в новый текст. Таким образом, каждый урок становится уроком развития речи: навыков чтения, аудирования, говорения и письма. Анализ содержания текстов помогает воспитанию предусмотренных процессом обучения нравственных качеств личности.
Программный материал распределён по классам с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Программа 5-го класса включает темы: «Русский язык — государственный язык Российской Федерации», «Повторение изученного в I — 4-х классах», «Фонетика и графика. Культура речи» , «Орфоэпии и орфография», «Речь», «Текст (Тема текста. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Связь предложений в тексте. Типы речи: повествование. Описание)», «Синтаксис и пунктуация (вводный курс)», «Лексика и фразеология», «Состав слова. Словообразование. Орфография», «Морфология и орфография. (Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол)», «Самостоятельные и служебные части речи», «Повторение изученного за год». Программа 6-го класса включает темы: «Повторение изученного в 5-м классе», «Текст», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Морфология и орфография (Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол)».Продолжается рассмотрение речевой единицы «текст», его структурных элементов (предложение, слово). Рассматриваются способы развития мысли в тексте, связь предложений и смысловых частей текста, вводятся понятия «типы речи» и «стили речи», даётся понятие о рассказе как одном из жанров литературных произведений, его композиционной структуре. Следующая смысловая единица — предложение. Осуществляется практика построения разнообразных простых и сложных предложений с использованием в них слов в прямом и переносном значении, омонимов, синонимов, антонимов.
Значительно расширяется объём материала о частях речи, их образовании и синтаксических функциях.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает предъявление материала в знаниевой и деятельностной формах. Такое обучение нацелено на достижение метапредметных результатов обучения.
Основными показателями обученности являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владение всеми видами речевой деятельности, основными нормами устной и письменной речи), познавательные универсальные учебные действия (сформированность мыслительных способностей — рассуждать, доказывать, умение работать с различными источниками, систематизировать информацию), регулятивные универсальные учебные действия (ставить цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль). Таким образом, изучение государственного языка Российской Федерации в общеобразовательных школах субъектов Российской Федерации должно обеспечить такой уровень знаний,который позволит продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Содержание курса.
Русский язык – язык русского народа.
Связь русского языка с национальными традициями русского народа.
Видные ученые-русисты
Слово в языке и речи (повторение и углубление изученного в 5-м классе)
Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.
Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы.
Понятие «часть речи».
Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.
Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных).
Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.
Глагол как часть речи и как член предложения.
Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.
Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.
Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.
Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания.
Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.
Способы связи предложений в тексте.
Слова со значением «количество предметов»
Имя числительное в языке и речи.
• Имя числительное как часть речи.
• Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.
• Морфологические признаки количественных числительных.
Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.
Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.
• Сочетательные возможности количественных числительных.
Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.
Грамматическая сочетаемость.
• Роль количественных числительных в предложении и тексте.
Количественные числительные в качестве подлежащего.
Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.
Слова со значением «признак предмета»
Имя прилагательное в языке и речи.
• Имя прилагательное как часть речи.
Лексическое значение имен прилагательных.
• Общее грамматическое значение имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.
Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.
• Морфологические признаки имен прилагательных.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.
Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Относительные имена прилагательные.
Притяжательные имена прилагательные.
• Сочетательные возможности имен прилагательных.
Лексическая сочетаемость.
Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».
• Роль имен прилагательных в предложении.
Имя прилагательное в качестве определения.
Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.
Имя прилагательное в качестве сказуемого.
Составное именное сказуемое.
• Имя прилагательное в тексте.
Текстообразующая роль имен прилагательных.
Порядковые числительные в языке и речи.
• Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.
• Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.
• Роль порядковых числительных в предложении.
• Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.
• Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.
Указательные слова-местоимения. Местоимения-прилагательные в языке и речи.
• Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.
Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.
Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.
Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений.
Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений.
Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений.
• Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.
• Местоимение как часть речи (обобщение).
Местоимения в тексте.
Слова со значением «признак предмета по действию»
Причастие.
• Причастие как особая форма глагола.
• Грамматическое значение.
• Морфологические признаки.
Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.
Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.
• Причастный оборот.
Выделение причастного оборота на письме.
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Полная и краткая форма страдательных причастий.
Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.
Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Правописание не с причастиями.
• Роль причастий в предложении.
Причастие в качестве определения.
Причастие как именная часть составного именного сказуемого.
• Сочетательные возможности причастий.
Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».
Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».
• Причастие в тексте.
Текстообразующая роль причастия.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 6 класса.
Учащиеся, оканчивающие 6-й класс, должны уметь: В аудироваиии:
— правильно и полно воспринимать объяснение учителя;
— выделять в тексте основную и второстепенную информацию;
— пересказывать текст с сокращением второстепенного материала;
— формулировать основную мысль прослушанного текста;
— вычленять смысловые части текста, анализировать их структуру;
— составлять план;
— определять тип и стиль текста;
— анализировать композиционную структуру .текста.
В чтении:
— читать текст изучающим способом;
— соблюдать выразительные средства устной речи;
— формулировать вопросы, отвечать на них по содержанию текста;
— подробно излагать содержание прочитанного текста;
— пересказывать содержание текста;
— делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
— составлять план текста.
В говорении:
— пересказывать прослушанный или прочитанный повествовательный художественный текст как в полной, так и в сжатой форме; соблюдать последовательность и связность изложения;
— пересказывать текст по плану;
— пересказывать содержание текста-рассуждения;
— при подробном пересказе текста сохранять выразительные средства языка;
— соблюдать последовательность и связность изложения;
— строить сообщения по аналогии;
— составлять высказывание по ситуации, по рисунку, по данной теме;
— оценивать информацию, изложенную в тексте;
— описывать местность,
В письменной речи:
— составлять описание предмета, местности, явлений природы по картине, личным наблюдениям;
— составлять сочинение-повествование с элементами описания, следуя стилю художественной литературы;
— составлять план;
— подробно излагать повествовательный текст, включающий описание, рассуждение
Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе.
№ урока Тема урока Кол-во часов Элементы содержания Тип урока Форма урока Форма контроля
I четверть – 36 часов
Введение
Слово – основная единица языка 1 Роль слова в русском языке Теория, практика Вводная беседа Беседа
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика и графика. Состав слова и словообразование
1 Понятие о фонетике и графике. Понятие о составе слова и словообразования
Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Части речи.
Синтаксис и пунктуация.
Простое предложение. 1 Синтаксис. Пунктуация.
Простое предложение.
Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Предложения с однородными членами 1 Однородные члены предложения, знаки препинания при них Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Предложения с обращениями.
1 Понятие обращения, знаки препинания при них Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Сложное предложение 1 Понятие сложного предложения, союзы при сложных предложениях Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Предложения с прямой речью
1 Знаки препинания при прямой речи Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Обобщающие упражнения по теме « Повторение изученного в 5 классе »1 Главные члены предложения, простые и сложные предложения. Теория, практика Урок обобщения Фронтальный опрос
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 кл». 1 Главные члены предложения. Теория, практика Урок контроля Диктант
Рр. Изложение с творческим заданием 1 Теория, практика Урок развития речи Изложение
Текст
Анализ контрольной работы. Текст. Тема. Основная мысль (повторение) 1 Текст. Тема. Основная мысль Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Смысловые части текста. План (повторение) 1 Смысловые части текста. План Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Развитие мысли в тексте 1 Развитие мысли в тексте Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений. 1 Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений. Теория, практика Урок развития речи Работа с текстом
Параллельная связь предложений в тексте 1 Параллельная связь предложений в тексте Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Рр. Составление текста «Осень в наших краях» 1 Составление текста «Осень в наших краях» Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Речь
Типы речи. Повествование. 1 Речь. Типы речи. Повествование. Теория, практика Урок развития речи Работа с текстом
Описание. 1 Описание. Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Описание в повествовательном тексте 1 Описание в повествовательном тексте Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Общее понятие о рассказе 1 Общее понятие о рассказе Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Стили речи. Разговорный и книжный стили 1 Стили речи. Разговорный и книжный стили Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Научный стиль 1 Научный стиль Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Деловой стиль 1 Деловой стиль Теория, практика Урок развития речи Работа с текстом
Стиль художественной литературы 1 Стиль художественной литературы Теория, практика Урок обобщения Работа с текстом
Обобщающие упражнения по теме «Речь» 1 Обобщающие упражнения Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Контрольный диктант по теме «Речь» 1 Теория, практика Урок контроля Диктант
Синтаксис и пунктуация.
Анализ контрольной работы. Словосочетание. Согласование (повторение) 1 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Управление. 1 Управление Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Примыкание.
1 Примыкание Теория, практика Урок повторения Работа с текстом
Типы простого предложения
1 Порядок слов в предложениях, прилагательные в краткой форме Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Сложное предложение с союзами
1 Союзы при сложных предложениях, знаки препинания Теория, практика Урок усвоения новых знаний Фронтальный опрос
Обобщающие упражнения по теме «Синтаксис и пунктуация.»1 Синтаксис и
пунктуация Теория, практика Урок обобщения Тест
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация.»1 Синтаксис и
пунктуация Теория, практика Урок контроля Диктант
Лексика.
Анализ контрольной работы. Прямое и переносное значение 1 Лексика. Прямое и переносное значение слова. Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Омонимы. 1 Особенность языка – многозначность. Омонимы. Теория, практика Урок повторения Устный опрос
II четверть – 28 часов
Синонимы
1 Синонимы. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Антонимы
1 Особенность языка – многозначность. Антонимы. Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Обобщающие упражнения на тему «Лексика» 1 Лексика Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи 1 Имя существительное как часть речи Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Имена существительные общего рода 1 Число, род имен существительных. Имена существительные общего рода Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа 1 Форма единственного числа Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа 1 Форма множественного числа Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение имен существительных типа день, сон, лед 1 Склонение имен существительных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение имен существительных на -ий, -ие, -ия1 Склонение имен существительных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Разносклоняемые имена существительные 1 Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение имени существительного путь. 1 Особенность склонения имен существительных путь Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение имени существительного мать и дочь 1 Особенность склонения имен существительных мать и дочь Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Несклоняемые имена существительные 1 Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные Теория, практика Урок усвоения новых знаний Фронтальный опрос
Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 Пунктуация в сложных предложениях Теория, практика Урок контроля Диктант
Анализ контрольной работы. Образование имен существительных 1 Образование имен существительных с помощью суффиксов, приставок, приставок и суффиксов, путем сложения основ с помощью соединительных гласных О и Е и без них. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Образование имен существительных с помощью суффиксов. Образование имен существительных с отвлеченным значением 1 Образование имен существительных с отвлеченным значением. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Образование имен существительных с помощью суффиксов –ость, -от- 1 Образование имен существительных с помощью суффиксов –ость, -от- Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Имена существительные с суффиксами –ени(е), -ни(е) 1 Образование имен существительных с суффиксами –ени(е), -ни(е) Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Образование имен существительных со значением лица 1 Образование имен существительных со значением лица с помощью суффиксов
-ник, -ист, -чик, -щик,
-тель, -ниц, -иц. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Имена существительные с суффиксами –иц(а), - ниц(а) 1 Образование имен существительных с помощью суффиксов
-иц(а), - ниц(а) Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением 1 Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением: -к-, -ок, -ёк,
-инк, -ик, -оньк-,
-еньк-, -очк-, -ечк-, -ушк-,-юшк-. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Письменная работа
Образование имен существительных с помощью приставок 1 Образование имен существительных со помощью приставок:
При-, пра-, по-, пред- и др. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Фронтальный опрос
Образование имен существительных с помощью приставок и суффиксов 1 Образование имен существительных с помощью приставок и суффиксов Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Сложные имена существительные 1 Образование сложных имен существительных путем сложения основ. Сложносокращенные слова. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Рр. Контрольное выборочное изложение 1 Теория, практика Урок развития речи Работа с текстом
Правописание НЕ с именами существительными 1 Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Морфологический разбор имен существительных. Обобщающие упражнения по теме «Имя существительное» 1 Имя существительное как часть речи Теория, практика Урок обобщения Фронтальный опрос
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» 1 Имя существительное как часть речи Теория, практика Урок контроля Диктант
III четверть – 40 часов
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи (повторение) 1 Имя прилагательное как часть речи Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Качественные имена прилагательные 1 Качественные имена прилагательные Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Полные и краткие имена прилагательные 1 Образование и произношение, правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий звук. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Имя прилагательное в роли сказуемого 1 Синтаксическая роль имен прилагательных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. 1 Чередование звуков при образовании сравнительной степени имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных в сравнительной степени Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Образование превосходной степени имени прилагательного 1 Чередование согласных звуков при образовании превосходной степени имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных в превосходной степени Теория, практика Урок усвоения новых знаний
Устный опрос
Относительные имена прилагательные
1 Склонение относительных имен прилагательных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Фронтальный опрос
Притяжательные имена прилагательные 1 Склонение притяжательных имен прилагательных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Рр. Изложение повествовательного текста 1 Теория, практика Урок развития речи Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи» 1 Имя прилагательное как часть речи Теория, практика Урок контроля Диктант
Склонение притяжательных имен прилагательных 1 Склонение имен прилагательных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Образование имен прилагательных с помощью суффиксов.
Имена прилагательные с суффиксами
-н-, -енн-, -онн-; -ан-, -ян-; -ин-; -ов-, -ев- 1 Правописание имен прилагательных с суффиксами -н-, -енн-, -онн-; -ан-, -ян-; -ин-; -ов-,
-ев-. О, Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Сложные имена прилагательные 1 Образование сложных имен прилагательных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Правописание не с именами прилагательными 1 Правописание не с именами прилагательными Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Обобщающие упражнения по теме «Имя прилагательное» 1 Правописание не с именами прилагательными Теория, практика Урок обобщения Фронтальный опрос
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 1 Имя прилагательное как часть речи Теория, практика Урок контроля Диктант
Рр. Сочинение «Мой папа» 1 Теория, практика Урок развития речи Сочинение
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное как часть речи 1 Лексическое значение и грамматические признаки им.числТеория, практика Урок повторения Устный опрос
Простые, сложные и составные имена числительные 1 Имена числительные простые, сложные и составные Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Количественные имена числительные 1 Разряды количественных имен числительных, их правописание Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Разряды количественных имен числительных 1 Разряды количественных имен числительных, их правописание Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Правописание количественных имен числительных 1 Правописание количественных имен числительных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа(1, 2, 3, 4) 1 Склонение количественных числительных один (одна, одно), два (две), три, четыре, Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение количественных имен числительных, обозначающих целые числа (от 5 до 20 и 30; 40, 90, 100) 1 Склонение количественных числительных пять – двадцать, тридцать, сорок, девяносто, сто. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение сложных количественных имен числительных 1 Склонение сложных количественных имен числительных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Фронтальный опрос
Склонение составных количественных имен числительных 1 Склонение составных количественных имен числительных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Тест
Склонение дробных имен числительных 1 Склонение дробных имен числительных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Склонение собирательных имен числительных 1 Склонение собирательных имен числительных Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Рр. Контрольное изложение «Альфред Нобель» 1 Правила написания изложения. Теория, практика Урок развития речи Изложение
Анализ творческой работы. Порядковые имена числительные
1 Образование порядковых имен числительных, склонение и правописание. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Обобщающие упражнения по теме «Имя числительное» 1 Имя числительное как часть речи Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Контрольный диктант по теме «Имя числительное» 1 Имя числительное как часть речи Теория, практика Урок контроля Диктант
Анализ контрольной работы. Морфологический разбор имен числительных. 1 Имя числительное Теория, практика Урок повторения МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение как часть речи 1 Лексическое значение и грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Личные местоимения 1 Значение, склонение и синтаксическая роль личных местоимений. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Определительные, указательные и притяжательные местоимения 1 Значение, склонение и синтаксическая роль определительных, указательных и притяжательных местоимений Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
IVчетверть – 32 часов
Вопросительные и относительные местоимения 1 Значение, склонение и синтаксическая роль вопросительных и относительных местоимений Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Неопределенные и
отрицательные местоимения
1 Значение, склонение и синтаксическая роль неопределенных и отрицательных местоимений. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Возвратное местоимение себя
1 Значение, склонение и синтаксическая роль возвратного местоимения. Отличие местоимения себя от личных местоимений. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Обобщающие упражнения по теме «Местоимение» 1 Правописание частей речи Теория, практика Урок развития речи Фронтальный опрос
Контрольный диктант по теме «Местоимения» 1 Местоимение как часть речи Теория, практика Урок контроля Диктант
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи (повторение) 1 Лексическое значение и основные грамматические признаки глагола. Грамматические категории: вид, время, лицо. Теория, практика Урок повторения Устный опрос
Разноспрягаемые глаголы
1 Разноспрягаемые глаголы
Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Возвратные глаголы
1 Лексическое значение, спряжение возвратных глаголов. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Одновидовые и двувидовые глаголы 1 Лексические значения и способы образования одновидовых и двувидовых глаголов Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Глаголы, обозначающие действия, происходящие один или много раз 1 Смысловые значения глаголов: однократность, многократность действия, постоянные действия. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Глаголы, обозначающие постоянные действия 1 Смысловые значения глаголов: однократность, многократность действия, постоянные действия Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Глаголы с приставками
1 Образование глаголов с помощью приставок. Теория, практика Урок усвоения новых знаний Устный опрос
Обобщающие упражнения по теме «Глагол» 1 Глагол Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос, тестирование
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» 1 Глагол как часть речи Теория, практика Урок контроля Диктант
Анализ контрольной работы. Повторение изученного в 6 классе. 1 Звуки речи. Ударение. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Рр. Изложение «Поучительная история» 1 Стили речи. Типы речи. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Повторение. Фонетика и графика. Состав слова. 1 Повторение. Фонетика и графика. Состав слова. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. 1 Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Сложное предложение. 1 Сложное предложение. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Текст. Тема текста. Основная мысль. 1 Текст. Тема текста. Основная мысль. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос

Типы речи. Стили речи. 2 Типы речи. Стили речи. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос

Словосочетание. Простые и сложные предложения. 2 Словосочетание. Простые и сложные предложения. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Омонимы. Синонимы. Антонимы. 1 Омонимы. Синонимы. Антонимы. Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос

Имя существительное 1 Имя существительное как часть речи Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Имя прилагательное 1 Имя прилагательное как часть речи Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Имя числительное 1 Имя числительное как часть речи Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Местоимение 1 Местоимение как часть речи Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос

Глагол 1 Глагол как часть речи Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Обобщающие упражнения по изученным темам 1 Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Итоговый контрольный диктант 1 Теория, практика Урок контроля Диктант
Анализ контрольной работы 1 Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Обобщающие упражнения по изученным темам 1 Теория, практика Урок повторения Фронтальный опрос
Итоговое тестирование по курсу русского языка 6 класса 1