Социальная активность как средство формирования семейной культуры школьников


Социальная активность как средство
формирования семейной культуры школьников
Алимпиева Елена Васильевна,
учитель английского языка высшей категории,
МБОУ «Школа № 45», г. Рязань
«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Это наносит значительный вред духовному и психологическому становлению личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства. Катастрофически снижается рождаемость.
Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная проблема национальной безопасности России. Заметно увеличился в обществе, особенно в подростковой среде, рост социально-обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, СПИД.
Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, Аудио, видеопродукция, компьютерные игры с эскалацией насилия и жестокости заменяют детям родительское общение и окончательно подрывают авторитет школы и семьи.
На сегодняшний день актуальна работа по выработке механизмов развития семейной культуры школьников, которая предполагает формирование
- отношения к семье как основе российского общества;
- уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- бережного отношения к жизни человека, продолжению рода.
Для этого в соответствии с документом «Программа развития школы» педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 45» реализует общешкольный проект «Семья», основу которого составляет организация и проведение различного рода мероприятий направленных на   развитие семейной культуры как одной из составляющих психического, физического и социального здоровья подрастающего поколения.
В рамках этой программы в 2011-2012 году был реализован социальный проект «Ты – женщина! И ЭТИМ ты права?!», который получил высокую оценку членов жюри VIII Открытого городского конкурса проектно-исследовательских работ детей и подростков и Диплом I степени.
Эффективным средством этой проектной работы стала социальная активность* группы старшеклассников, которые под руководством учителя английского языка Алимпиевой Е.В. исследовали роль женщины в процессе формирования настоящих духовно нравственных ценностей.
Подростки разработали пакет информационных продуктов для проведения акций, которые были направлены на привлечение внимания школьников к негативным тенденциям в поведении девушек сегодня, на осознание опасности отрицательной модели поведения для полноценного функционирования их будущих семей, где главная роль в воспитании подрастающего поколения будет отводиться им. 
Акция № 1. Проведение праздника «День Матери в 10а». Планируя работу на начальном этапе, дети не предполагали, что их первое дело будет таким. Анализируя большое количество отрицательной статистики и неутешительный результат проведенного опроса, они осознали, что в отличие от огромного числа несчастных детей, ребятам в команде повезло. У них прочный тыл, благополучные семьи и замечательные мамы. Приближался День матери, который в нашей стране отмечают в конце ноября. На классном часе проектная группа подготовила сообщение об этом празднике и выступила перед одноклассниками с инициативой подготовить и организовать праздник для мам. Цель этой акции – показать самым главным людям в жизни каждого человека, мамам, свою любовь и выразить благодарность за их любовь, теплоту, ласку, поддержку, за то, что надежнее и роднее человека нет.
Акция № 2. Социальная реклама «Безответственные матери? Да, такие есть!» была представлена на Фестивале социальной рекламы «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут как Россия», который ежегодно проводится в школе на неделе иностранных языков в феврале. Участники проекта представили аудитории фестиваля информационный рекламный продукт «Безответственные матери? Да, такие есть!» и организовали его обсуждение. Цель акции - пропагандировать ценность материнства как социальную ценность. Эта пропаганда имеет долгосрочную перспективу, т.к. не сегодня девочки станут мамами, но уже сейчас они должны к этому готовиться и осознавать свою ответственность за своих будущих детей. Эту работу надо рассматривать как своего рода социальное лекарство, инструмент профилактики возможных социальных бед.
Акция № 3 была проведена накануне Международного женского дня 8 марта и представляла собой электронную презентацию «Эмансипация.
Прогресс или регресс?». Ее цель - рассмотреть ценность исторического процесса борьбы женщин за равноправие и обсудить его положительное и отрицательное влияние на облик современной женщины.
*Социальная активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом. http://www.glossary.ru
Цель акции № 4 «Стена протеста» - привлечение внимания школьной общественности к осознанию опасности отрицательной модели поведения. В рамках акции всем пришедшим в школу ученикам, учителям, техническим сотрудникам, гостям было предложено, изучив содержание «стены», выразить свой протест против девиантного поведения современных девушек, которое в будущем может помешать полноценному функционированию их семей. Форма протеста – личная подпись. Местом для проведения этой акции был выбран один из центральных этажей школы. По разные стороны лестничного пролета были размещены 2 постера. На одном плакате был представлен тот шокирующий статистический ряд и наглядность, которые дети получили в результате информационного поиска на начальном этапе. Они решили не ограничиваться только отрицательной информацией, а предложить наглядную альтернативу положительного содержания. На втором постере проектанты выделили ряд цитат великих людей о том, какой должна быть настоящая женщина, а пикториальный ряд показал облик и истинные ценности такой женщины. Итог акции – поддержка 485 человек! (В школе всего чуть более 600 учащихся, педагогов и сотрудников).
Одним из критериев и способов оценки результатов социальной активности проектной группы был количественный фактор: инициативная группа проекта - 6 чел.; количество проведенных опросов и интервью - 5; количество школьников, вовлеченных в подготовку акции «День матери» - 18; кол-во информационных продуктов - 10 (социальная реклама, тематическая презентация, сценарий праздника, 2 постера для акции «Мы против», 2 видеофильма о празднике, рекламный буклет проекта, слайд-презентация для защиты проекта на городском конкурсе, постер для защиты проекта на городском конкурсе); количество информационных продуктов на 2х языках (русском и английском) - 2; аудитория проекта – 20 семей (1 акция), 2 акция - 62 чел., 3 акция – 43 чел., 4 акция - 485 чел.. Качественная сторона результатов работы этого социально - активного коллектива представлена в комментариях аудитории, вовлеченной в этот социальный проект ( всего 71 отзыв, все они выражают поддержку основных идей проекта).
«Вспоминая тот день, я испытываю самые нежные чувства, которые были искренними как никогда. Я помню, как плакала я, моя бабушка и мама, но это были слёзы счастья. …В душе и сердце что-то щёлкнуло, это не описать словами… Мама - самый дорогой и близкий человек, которого нужно беречь. Она всегда будет тебя любить, защищать до последнего… Я хочу, чтобы моя мама плакала только в счастливые моменты, а я, в свою очередь, всячески буду стараться беречь и не обижать её». Есенина А.
«Проблема беззаботных матерей остро стоит сегодня. Её нужно не только обсуждать, но и решать, призывать людей к здоровому образу жизни. А презентация обращает на это внимание, она воздействует на нас и наше сознание, на наш образ жизни. Ведь дети - это наше будущее! Мы за него в ответе!» Медведева К.
«Тема презентации меня не удивила т.к. это проблема возрастает в нашем обществе. В настоящее время становится все больше девушек, которые путают понятие «эмансипация» с понятиями «грубость, вредные привычки». Это плохо сказывается на их здоровье и положении в обществе. Удивила статистика проекта. Она достаточно противоречивая. С одной стороны девушки понимают, что ведут себя неправильно, но ничего не делают, чтобы измениться. Я думаю, что можно стоять наравне с мужчиной на карьерной лестнице, добиться успеха в жизни, но при этом нужно оставаться настоящей женщиной, вызывающей уважение и восхищение». Константинова Ольга
Итак, очевидно, что как результативная сторона социальной активности проектной группы, так и процессуальная сторона способствуют формированию и развитию семейной культуры. Ребенок рождается в семье. Сегодня институт семьи – крайне размытое и хрупкое, незащищенное и необеспеченное социальное явление. И это закономерный результат кризиса культуры. Однако, семья во все времена была, есть и будет важнейшей структурной единицей социального организма. Это та клетка, из которой строятся все системы. Ее жизнеспособность определяется той культурной средой, которая есть внутри нее и вокруг нее. Восстановить здоровье этой клетки – условие выживания цивилизации.