«Продуктивные формы взаимодействия семьи и специалистов коррекционного учреждения в вопросах профилактики нарушения речи».


Творческий отчет на тему
«Продуктивные формы взаимодействия семьи и специалистов коррекционного учреждения в вопросах профилактики нарушения речи».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.
У детей с нарушениями речи отмечается общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, лексико-грамматическое недоразвитие, не сформированность фонематических процессов: нарушения звукопроизношения, не сформированность фонематического слуха и связной речи.
Поэтому, чтобы сделать коррекционный процесс, по исправлению нарушений речи, более комплексным и эффективным необходимо привлечение в него родителей, как активных помощников.
В связи с этим специалистами коррекционной школы используются различные приемы работы с родителями детей.
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями.
Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, но не у всех получается.
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы педагогам и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей своими союзниками, грамотными помощниками.
Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в школе).
Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
● в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
● в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей.
В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:
● собрания;
● индивидуальные беседы;
● консультации;
● анкетирование;
● наглядная агитация;
● открытые занятия с детьми;
● День открытых дверей;
● приглашение родителей на праздники;
● родительские пятиминутки;
● буклеты;
● «Школа родителей» - это одна из новых форм работы с родителями, которая проводится в нашей школке на протяжении одного года, два раза в месяц. Проводится специалистами коррекционного блока (психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог). Формы проведения и тематика занятий разнообразны, но пока эта форма работы не принята нашими родителями.
Одна из новых «продуктивных форм взаимодействия с родителями, направленных на профилактику речевых нарушений детей младшего школьного возраста» - это игротека-практикум:
Эта форма работы помогает родителям научиться :
• общаться научиться контактировать со своим ребёнком
• играть, разучить разнообразные игры и игровые упражнения
• развивать своего ребёнка не прикладывая огромных усилий, лучше увидеть и оценить своего его в домашних условиях
Используя игротеку в работе с родителями, возможно ─
• найти «ниточку взаимодействия», которая помогает всем нам идти к одной цели,
• повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка,
• преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка .
От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении.
Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений, а значит и дальнейшему полноценному коррекционному обучению.
Список литературы
Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1987.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – СПб.: изд-во «Лань», 1999.
Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структуры и формы первичных нарушений речевого развития. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Изд-во АПН РСФСП, 1956.
Крупенчук .О.И. Тренируем пальчики –развиваем речь! Младшая группа детского сада-СПб.,2009.
Воробьева.Т.А . Крупенчук .О.И. Логопедические игры с мячом.-СПб.,2010.
Дошкольный логопедический пункт: эффективные формы взаимодействия специалистов и родителей в профилактике речевых нарушений детей раннего возраста .