Уровни сформированности умения сравнивать


Выступление на педагогическом совете от 26.02.2016 Епишиной О.А.
Метапредметный результат:10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Конкретизированный результат:
Умение выделять в предмете различные свойства.
Этапы формирования умения:
- умение выделять в предмете множество свойств;
- умение выделять в предмете общие и отличительные свойства;
- умение выделять существенные и несущественные свойства;
- умение выделять основание для сравнения (один из существенных признаков);
- умение выделять признаки необходимые и достаточные;
- умение подводить предмет под понятие (установление наличия у данного объекта признаков данного понятия, достаточных или необходимых и одновременно достаточных)
Педагогические приемы для формирования результата.
Приемы для формирования результата 1 этапа :Игра «Да – нет». Ведущий загадывает предмет, но не называет его. Участники задают наводящие вопросы о свойствах данного предмета, на которые ведущий отвечает либо «да» (если данное свойство есть у предмета), либо «нет» (если данного свойства в предмете нет).
«Угадай предмет по описанию». Дается описание предмета, детям нужно догадаться о чем идет речь.
«Цветик – семицветик» (знакомство с названиями свойств).
Учитель приносит на урок «цветик – семицветик». На лепестках цветка написаны названия свойств (цвет, форма, размер, материал, количество элементов, поверхность, назначение, прозрачность и т.д.).Учащиеся отрывают по лепестку, читают название свойства и объясняют, как его понимают. Далее дается
задание: из предложенного списка выбери только те слова, которые относятся к данному свойству.
«Опиши предмет по данному плану». Детям показывается предмет или его изображение. Дается план:
-форма:
-цвет и т.д.
Задание: расскажи о предмете по данному плану.
«Загадай предмет по данному плану». Дается задание: составь загадку, используя данный план.
Игра «Аукцион». Учитель предлагает детям назвать как можно больше предметов, используя какой-нибудь признак. Например, он говорит: «Назовите как можно больше предметов красного цвета». Выигрывает тот, кто ответит последним.
«Чудесный мешочек». В небольшой мешочек из непрозрачной ткани кладутся предметы различной формы. Задача учащихся определить, что лежит в мешочке на ощупь, не глядя, и описать предмет.
«Чем похожи и чем отличаются»
Игра – развлечение «Цветные карандаши»
Учитель читает стихотворение:
Вот волшебная коробка,
Надпись «Радуга» на ней,
А в коробке, а в коробке
Семь цветных карандашей»
(На карточках заранее нужно написать названия разных цветов)
Далее учитель предлагает каждому ребенку вытащить свою карточку, прочитать название цвета и назвать предмет, раскрашенный в этот цвет. Тот, кто не смог назвать предмет, пропускает ход.
Уровни развития и критерии сформированности результата.
Уровни (для 1 этапа):
высокий
средний
низкий
Критерии:
1) Умеет выделять свойства у одного предмета путем сравнения с наблюдаемыми предметами, испытывает затруднения при определении черт сходства и различия объектов
2) Умеет выделять свойства предмета путем сравнения с представляемыми предметами, устанавливает недостаточное (малое) количество черт сходства и различия объектов
3) Умеет выделять в предмете множество свойств без сравнения с другими предметами, легко устанавливает черты сходства и различия объектов.
Показатели:
Знает и называет 3-4 свойства и использует их при описании предмета, не оперирует понятиями (форма, размер и т.д.)
Знает и называет от 5-7 свойств и использует их при описании предмета, допускает ошибки при определении понятий (форма, размер и т.д.)
Называет при описании более 7 – ми, присущих данному предмету свойств, понимает и может объяснить к какому понятию данные свойства относятся (форма, размер и т. д).
Использованные источники:
Поташник М.М., Левит М.В. «Как помочь учителю в освоении ФГОС» М., Педагогическое общество «Россия» 2015
Талызина Н.Ф. «Педагогическая психологи». М., Академия. 1999