Курс лекций. Индивидуально-психологические свойства личности.

Тема 1.3

ОСНОВНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Темперамент

Общее понятие о темпераменте
Типы высшей нервной деятельности
Психологический анализ формирования
темперамента у школьников




Общее понятие о темпераменте
Наблюдения показывают, что все люди различны не только по своей внешности, но и по своему поведению, движениям. Так наблюдая за двумя учениками, рисующими с натуры натюрморт, можно заметить, что один из них не спеша проводит линии, спокойно смотрит на натуру и свой рисунок, сравнивает их. По требованию учителя, обращенному ко всему классу, он внимательно рассматривает свой рисунок и, заметив ошибку, неторопливо кладет карандаш, берет резинку и стирает неправильно проведенные линии. В конце урока по требованию учителя школьник кладет свой альбом на край парты и спокойно ждет, когда преподаватель возьмет его альбом.
Другой ученик с самого начала рисования явно волнуется. Это легко заметить по выражению его лица. То оно выражает радость, когда удалось правильно провести линии, то досаду, когда обнаружена ошибка и приходится резинкой стирать некоторые линии. Все движения этого ученика быстры, суетливы. Принимаясь за исправление ошибки, школьник, не увидев резинку (она скатилась под альбом), моментально поворачивается к товарищу и начинает громко требовать у него свою резинку, сопровождая свое требование восклицанием «Я же не успею нарисовать». После заявления товарища, что он не брал резинку, школьник лихорадочно ищет резинку под партой, в портфеле и затем, найдя ее под альбомом, также лихорадочно начинает рисовать, все время вскакивая с места и жадно всматриваясь в натуру, хотя натура ему хорошо видна. Быстро набросав линиями общее пространственное положение, ученик, поднимая руку, просит, чтобы учитель посмотрел его рисунок. Поджидая, когда педагог подойдет к нему, ученик торопливо смотрит в альбомы своих соседей, определяя, у кого лучше нарисовано. И так до конца урока.
После проверки учителем рисунков оказалось, что оба школьника «получили» отлично. Следовательно, несмотря на большую разницу в их поведении, уровень их знаний, умений и навыков в области изобразительной грамоты примерно одинаков. А чем же объясняется такая разница в поведении учащихся? Прежде всего их темпераментом, проявляющимся в любой деятельности (игровой, трудовой, учебной, творческой), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуально-психологические особенности личности школьника, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению ученика.
Темперамент это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.
Ярким подтверждением этого является исторический образ царевны Софьи, созданный И. Е. Репиным. С огромной психологической силой художник раскрывает трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее непокорность, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. Взгляд царевны, вся ее поза свидетельствуют об экспрессии ее характера, необузданности чувств, ярко выраженном темпераменте.
Индивидуально-психологические особенности личности человека обусловлены типом высшей нервной деятельности, особенностями динамики соотношения возбуждения и торможения в коре головного мозга.
В психологической характеристике типов темперамента выделяют следующие его свойства.
Сензитивность. Данное свойство определяется по тому, какова минимальная сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность. Это свойство определяется степенью непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (неожиданный звук, яркая вспышка, критическое замечание, окрик и т. п.).
Активность. Об этом свойстве можно судить по степени активности человека, с которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении поставленных целей.
Соотношение реактивности и активности. При определении данного свойства необходимо выяснить, от чего в большей степени зависит деятельность конкретного человека от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, случайных событий) или от поставленных человеком целей, задач, стремлений, убеждений, мировоззрения человека.
Темп реакции. Данное свойство определяется скоростью протекания различных психических реакций и процессов скоростью движения, находчивостью, быстротой реакции на внешние воздействия, быстротой ума, темпом речи.
Пластичность и противоположное ей качество ригидность. Это свойство определяется по тому, насколько легко, быстро и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько не приспособлены, инертны его поведение, привычки, взгляды, суждения (ригидность).
Экстраверсия и противоположное ей качество интраверсия. Указанное свойство определяется тем, от чего главным образом зависят реакции и деятельность человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений, мыслей, направленных на прошлое и будущее (интравертированность).
Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве можно судии, но тому, какое слабое воздействие требуется для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
В психологии выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Холерический темперамент отличается чрезмерной подвижностью, быстротой, неуравновешенностью, повышенной возбудимостью.
И. П. Павлов, определяя облик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». Холерическому темпераменту свойственно преобладание возбуждения над торможением, что ярко проявляется в несдержанности, порывистости, раздражительности. Как следствие этого выразительная мимика, быстрая, прерывающаяся речь, стремительные движения. У холерика чувства сильные, быстро возникают и ярко проявляются. Быстрая смена настроения, неуравновешенность, характерная для холерическою темперамента, отрицательно сказывается на его деятельности. С увлечением начиная дело, холерик вскоре остывает, интерес к работе у нею пропадает, и он без воодушевления продолжает работу, а нередко и бросает ее.
Сангвинический темперамент это подвижный уравновешенный тип.
И. П. Павлов так характеризовал его: «Сангвиник горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...».
Значительная подвижность нервных процессов, характерная для сангвиников, обусловливает быстроту протекания процесса возбуждения и быстроту смены процессов возбуждения и торможения. Это в свою очередь, определяет яркое проявление эмоций, быстроту смены чувств. Быстро возникающие у сангвиника чувства радости, горя, симпатии и антипатии, привязанности, ненависти ярки, но очень неустойчивы, быстро возникают и также быстро исчезают, легко сменяются противоположными чувствами.
Сангвиник общителен, быстро сходится с людьми, коллективом, легко приспосабливается к изменившимся условиям жизни.
Флегматический темперамент характеризуется медлительностью, неторопливостью, уравновешенностью реакций.
Флегматик всегда проявляет спокойствие, основательность, продуманность, настойчивость. Условные рефлексы у флегматика вырабатываются медленно, но отличаются особой стойкостью. И. П. Павлов отмечал: «Флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. У флегматичных людей чувства внешне выражаются слабо, маловыразительно. В отношениях с другими людьми флегматики обычно спокойны, устойчивы в своих эмоциях. У них легко выработать выдержку, хладнокровие. Однако в определенных условиях у флегматиков может развиваться безразличное отношение к труду, коллективу, к себе, ко всему окружающему. Эти безволие, лень, безучастность к окружающему ярко раскрыты И. Н. Гончаровым в образе Обломова.
Меланхолический темперамент это такой тип нервной деятельности, для которого характерно медленное течение психических процессов.
Сильное и длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедленную реакцию, а зачем и полное прекращение ее. Обычно в любой деятельности меланхолики пассивны, мало заинтересованы, чувства у них возникают медленно, внешне не выражаются, но отличаются глубиной, большой силой, длительны по времени. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Люди, обладающие меланхолическим темпераментом, расположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, непривычной обстановке, часто смущаются. И. П. Павлов говорил, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обстановке при правильном воспитании люди с меланхолическим темпераментом работают очень продуктивно и отличаются содержательностью эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям.
В жизни нередко очень трудно определить, к какому типу темперамента относится тот или иной человек, поскольку черты темперамента могут быть замаскированы чертами характера, сформированными мод влиянием определенных условий воспитания.


Типы высшей периной деятельности
Что является физиологической основой темперамента? Научный ответ на этот вопрос мы впервые находим в учении И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Проводя экспериментальное исследование, И. П. Павлов обратил внимание, что подопытные животные в любых условиях (экспериментальных и обычных) ведут себя самым различным образом. Одни из них спокойны, другие агрессивны, раздражительны, у одних быстро вырабатываются условные рефлексы, у других медленно и т. д. В результате многолетних экспериментальных исследований И. П. Павлов пришел к выводу о том, что причина индивидуальных особенностей поведения животных обусловлена характером проявления и взаимоотношения двух основных нервных процессов возбуждения и торможения. Соотношения свойств этих нервных процессов и были взяты за основу определения типа высшей нервной деятельности. Среди особенностей высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил как основные следующие:
а) силу процессов возбуждения и торможения;
б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
в) подвижность, т. е. сменяемость, процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов означает способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, не обнаруживая запредельного торможения, т. е. определяет выносливость, нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают сильные процессы возбуждения. Слабая нервная система характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения.
Уравновешенность процессов возбуждения и торможения предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над процессами возбуждения определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Подвижность нервных процессов характеризует собой способность нервной системы быстро, в ответ на требование условий внешней среды, сменять процесс возбуждения процессом торможения, и наоборот.
Своеобразие сочетания силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения образует четыре основных типа высшей нервной деятельности. Три из них И. П. Павлов относил к сильному, один к слабому. 1.Сильный, неуравновешенный (безудержный). 2. Сильный, уравновешенный, подвижный. 3. Сильный, уравновешенный, инертный (внешне более спокойный).
4. Слабый тип (характеризующийся слабостью процессов возбуждения и торможения).
Кроме названных в жизни встречается много смешанных и промежуточных типов.
Хотя установленные И. П. Павловым типы высшей нервной деятельности были выявлены в опытах с животными, их можно перенести и на людей. Сам И. П. Павлов говорил: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы... на человека». Дальнейшие исследования советских психологов подтвердили это положение. Одновременно выводы И. П. Павлова нашли дальнейшее развитие в трудах советских психологов (Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина, В. М. Русанова и др.). Так, Б. М. Теплов пришел к выводам, имеющим важное значение для педагогической практики. Он считает, что в процессе воспитания надо искать не пути изменения нервной системы учащегося, так как этот процесс протекает медленно и еще недостаточно изучен, а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания, учитывая при этом особенности нервной системы ребенка. Продолжая исследования Б. М. Теплова и его сотрудников, В. Д. Небылицын установил новый важный признак нервной деятельности динамичность. Этот признак выступает как «свойство нервной системы, определяющее ее способность к формированию реакций, адекватных условиям опыта... способность к «научению» в широком смысле этого слова».
Указанные типы нервной системы рассматриваются в психологии как физиологическая основа темперамента. Соотношение между типом высшей нервной деятельности и темпераментом следующее: сильный, уравновешенный, подвижный тип сангвинический темперамент; сильный, неуравновешенный (безудержный) тип холерический темперамент; сильный, уравновешенный, инертный тип флегматический темперамент; слабый тип меланхолический темперамент.
Исследуя типы высшей нервной деятельности, И. П. Павлов изучил также и типы, присущие только людям и характеризующиеся особенностями соотношения первой и второй сигнальных систем. Таких типов Павлов установил три. Тип «художника» характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы. «Мыслительный» тип характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Для «смешанного», или «среднего», типа характерна относительная уравновешенность первой и второй сигнальных систем. Следует подчеркнуть, что данное деление очень относительно, поскольку преобладание первой или второй сигнальных систем является в значительной степени относительным. Преобладание и уравновешенность первой и второй сигнальных систем, как правило, обусловливаются спецификой конкретного вида деятельности, особенностями творческого труда.
В связи с этим интересным представляется утверждение Б. М. Теплова, что «наряду с общими типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют парциальные (частичные ) типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры (например, слуховой, зрительной, двигательной области). Если общие типологические свойства определяют темперамент человека, то парциальные свойства имеют большее значение при изучении специальных способностей».
Важным результатом психологических исследований является вывод о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Подтверждением этого является наличие выдающихся деятелей науки, искусства среди людей с разным типом темперамента. Так, поэт В. А. Жуковский, композитор П. И. Чайковский, писатель Н. В. Гоголь были представителями меланхолического темперамента. Флегматичным темпераментом отличались великий баснописец И. А. Крылов, полководец М. И. Кутузов. Представителями холерическою темперамента являются гениальный русский поэт А. С. Пушкин и полководец А. В. Суворов.
Под воздействием целенаправленного воспитания и обучения можно развить при любом тине высшей нервной деятельности такие свойства личности, какие необходимы для общественно полезной работы, для социально обусловленного типа поведения.


Психологический анализ формирования темперамента у школьников
Знание учителем темперамента, особенностей типа высшей нервной деятельности своих учащихся во многом обеспечивает успех учебно-воспитательной работы с детьми, помогает осуществить индивидуальный подход к школьникам. На основе этого знания педагог опирается на положительные стороны темперамента ученика и борется с отрицательными качествами его. Например, положительными качествами у сангвиника являются живость и подвижность, у холерика быстрота реакции, активность, у меланхолика чуткость и отзывчивость, у флегматика выдержка и спокойствие. При отрицательных условиях воспитания могут развиться особенно быстро у флегматика вялость, у сангвиника отсутствие устойчивости, у холерика резкость, несдержанность, у меланхоликазамкнутость.
В процессе учебной работы школьнику-флегматику нередко мешает его медлительность. В тех случаях, когда необходимо быстро сообразить, быстро запомнить, быстро что-либо сделать, флегматик проявляет полную беспомощность. Вместе с тем если уж он запоминает, то надолго и основательно. Педагог должен как можно чаще активизировать деятельность флегматичных учеников, бороться с равнодушием, излишним спокойствием и медлительностью, заставлять их работать в постоянном темпе, вызывать эмоциональное отношение к изучаемому, к процессу деятельности.
От школьников-холериков учитель должен постоянно, мягко, но настойчиво требовать обдуманных, спокойных ответов, воспитывать у них сдержанность, ровное отношение к товарищам, взрослым. Во время выполнения учебного задания у холериков следует формировать умение последовательно, по определенному плану вести работу, необходимо от них требовать добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения задания.
Также должен учитывать преподаватель особенности учащихся-меланхоликов. В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток их мозга в состояние охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство дружбы и товарищества.
Преподаватель должен все время помнить, что в результате соответствующего воспитания, педагогического воздействия у учащихся с разным темпераментом можно и нужно воспитывать положительные качества, обеспечивающие гармоничное развитие каждого школьника.















15