Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях перехода к ФГОС»


Презентацию подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ №1 с. Верхние татышлы Шайхиева Р.Г.«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях перехода к ФГОС» Федеральные государственные образовательные стандарты Ноо и ооПриоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Задачи, решаемые ребенком в школьной среде образования, социализации, психологического развития.Требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия задачи Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обученияСоздание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обученияСоздание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Основные формы психологического сопровождения образовательного процессаКонсультирование Развивающая работаПрофилактика Диагностика Просвещение Экспертиза Коррекционная работа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГАпсиходиагностика;психокоррекционная и развивающая работа со школьниками;консультирование и просвещение школьников, родителей, педагогов;социально-диспетчерская деятельность психодиагностика Цель: информационное обеспечение процесса сопровождения Направления диагностической работы психолога:диагностический минимум - комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели;первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника; углубленное психологическое обследование ребенка. Система диагностических минимумовобследование дошкольников на этапе приема в школу;обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;обследование четвероклассников на этапе окончания начальной школы;обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;обследование подростков в период острого возрастного кризиса;обследование старшеклассников. Психолого-педагогический статус школьника представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. 1 блок- социальные особенности среды обучения, воспитания и развития:положение школьника в системе социально-экономических отношений (материальная обеспеченность, социально-бытовые условия);положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.);положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей). 2 блок - особенности познавательной деятельности школьниковсоотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы;соотношение уровня развития когнитивных процессов и педагогических требованийиндивидуальные особенности познавательной деятельности школьника, такие, как, например, высокая интеллектуальная активность, интеллектуализм, вербализм, шизоидность, интеллектуальная пассивность и др.;умственная работоспособность и темп умственной деятельности. 3 Блок - особенности мотивационно-личностной сферы:наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание;ведущий тип мотивационной регуляции учебной деятельности — достижение успеха, избегание неудачиконфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность);наличие выраженных личностных акцентуаций. 4 блок- особенности системы отношений школьника к миру и самому себе:отношения со сверстниками;отношения в семье;отношения со значимыми взрослыми (педагогами);отношение к важнейшим видам деятельности (в школьной среде);отношение к себе. 5 блок - особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействияхарактерологические особенности поведения и общения, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы;поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации школьника Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 1-х классовособенности познавательной деятельности детей:произвольность познавательной деятельности ;уровень развития наглядно-образного мышления. уровень сформированности и устойчивости учебной мотивации. Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 5-х классовособенности познавательной деятельности детей:навыки логических операций с понятиями, грамотность и развитая устная речь, мотивация учебной деятельности:мотив самообразования Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 7-8-х классовэмоциональное состояние школьника; референтная группа сверстников и соотношение ее норм с нормами семьи, школы и возможностями самого подростка;восприятие школьником самого себя и окружающего; отношение подростка к учебе. Психолого-педагогические требования, предъявляемые учащимся 10-х классовтребования к познавательной деятельности:освоении методов теоретического, исследовательского анализа;общение и межличностное взаимодействие школьников со сверстниками и взрослыми: способность принимать и нести ответственность за решения, касающиеся других людей; эмоциональное постоянство в отношениях;в отношениях со взрослыми – партнерство;стремление к профессиональному самоопределению:развитый мотив самообразования,мотивационная избирательность интересов Источники информации для психолого-педагогической карты школьника:Классный журнал Анализ ученических тетрадей Повторное обращение к сведениям, полученным на предыдущих этапах сопровожденияЭкспертные методы изучения психолого-педагогического статусаОбследования самих школьников Выступления на шмо классных руководителей, учителей начальных классов Псхолого-медико-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей. ШПМПкАдаптация первоклассников к школьному обучению Особенности ПМПкего участниками являются основные субъекты учебно-воспитательного процесса в школе (администрация, педагоги, психолог, медицинский работник) и обмен информацией между ними позволяет получить достаточно целостное представление о школьном статусе ребенка;в процессе равноправного сотрудничества на консилиуме разрабатывается общая стратегия сопровождения каждого ученика в основных сферах его школьной жизнедеятельности;реализация решений консилиума позволяет достичь основной цели деятельности — создать оптимальные психологические условия для обучения и развития школьников;организация консилиума и реализация его решений требует «запуска» всех видов практической деятельности школьного психолога. Направления деятельности психолога после ПМПк:Общая развивающая работа со всеми школьниками данной параллели;Специальная развивающая или коррекционная работа со школьниками с выявленными психологическими проблемами обучения и развития;Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп;Социально-диспетчерская деятельность по отношению к детям, родителям и педагогам, нуждающимся в специализированной социально-психологической помощи. Развивающая работа ориентирована на всех обучающихсяКоррекционная работа ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение Содержание развивающей работы прежде всего соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса школьников, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально.Содержание коррекционной работы прежде всего соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса школьника, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям.Развивающая и психокоррекционная работа организуется прежде всего по итогам проведения психодиагностических минимумов. Тематика коррекционно-развивающих программВ начальном звене: развивающая работа когнитивного содержания, занятия, способствующих развитию произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы. При переходе из начального в среднее звено:развивающая работа когнитивного содержания, социально-психологическая развивающая деятельность (освоение навыков эффективного общения) В подростком возрасте социально-психологическая развивающая деятельность (освоение навыков эффективного общения) формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, В старшем школьном возрасте личностно-ориентированная развивающая работа.назад Заключение Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психолога могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы