Из опыта работы Формирование познавательных интересов младших школьников через развитие творческих способностей

Мирнинское районное управление образованием
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6






Формирование познавательных интересов младших школьников
через развитие творческих способностей





Автор – составитель:
М.В. Афанасьева,
учитель начальных
классов.










с. Арылах
2016

Познавательный интерес характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
В формировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся важная роль принадлежит развитию творческих способностей.
В каждом ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству.
Поэтому важнейшая задача обучения в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось - в математике или в музыке, в литературе или в спорте или в общественной работе. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Этим и обуславливается выбор темы – «Формирование познавательных интересов младших школьников через развитие творческих способностей учащихся».
Во многих работах учёных подчёркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребёнка.
Цель: Формирование личности, творчески способной, готовой к самовыражению.
Задачи:
- изучить индивидуальные способности учащихся;
-выявить возможности развития творческих способностей, самостоятельности и активности;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза:
- если создать наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся, то будет возможность получить самостоятельно включающегося в творческую деятельность ученика.
Принципы эффективной организации творческой деятельности:
Восприятие ребёнка как личности, уважение и принятие его таким, какой он есть.
Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников.
Предоставление ребёнку свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения.
Повышение и укрепление самооценки.
Создание творчески обогащённой образовательной среды.
Эффективными средствами развития творческих способностей учащихся являются:
- развивающий характер обучения;
- игровая деятельность;
- проблемность, то есть создание и решение проблемных ситуаций;
-уровневая дифференциация;
- индивидуализация - учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- создание ситуации успеха.
Работа над этой темой включает 3 этапа:
I этап: Подготовительный (1 класс).
- Изучение теоретического материала по теме самообразования;
- Изучение индивидуальных способностей каждого учащегося, через наблюдение, беседы, анкетирование родителей;
-Запись детей в кружки, секции по интересам, также посещение внеурочных занятий;
- Создание индивидуальных планов развития каждого ученика (портфолио). В первом классе для каждого ученика создаётся папка учёта достижений учащихся, в котором есть индивидуальный план развития каждого ребёнка. В этой папке фиксируются даже малейшие успехи каждого ученика. Начиная со 2 класса, дети сами планируют и пишут индивидуальные планы своего развития. Что является большим стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Также создаёт ситуацию успеха для каждого ученика.
- Составление поурочных планов, плана воспитательной работы класса, где на каждом уроке, внеклассном мероприятии включены задания творческого характера;
- Игровая деятельность -  в игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
- Апробация уроков и внеклассных мероприятий развития творческих способностей учащихся.
II этап: Основной (2 класс).
- отслеживание и наблюдение за развитием самостоятельности и творческой активности;
- овладение инновационными технологиями обучения. Использование на уроках проблемных, исследовательских, разноуровневых, групповых способов обучения, также ИКТ, которые наиболее способствуют развитию творческих способностей.
Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.
Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
самостоятельному, критическому мышлению,
принимать самостоятельные аргументированные решения,
размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы
учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Групповые творческие работы учащихся способствуют формированию коммуникативных навыков, умения отстаивать свою точку зрения, предвидеть результат своей деятельности.
- осознание учениками самого процесса развития и стремление к самовыражению.
III этап: Заключительный (3-4 классы)
- выход учащихся с творческими работами (участие в конференциях, конкурсах, мероприятиях.). Здесь больше отводится внимания на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.
Результатом деятельности по этому направлению можно считать:
- участие детей со своими сочинениями в различных конкурсах сочинений. Выпуск сборников сочинений учащихся.
-участие в конкурсах чтецов.
-участие в научно – практических конференциях разного уровня, где учитывается не только содержание доклада, но и ораторские возможности. Эти конференции также являются первой ступенькой к исследовательской работе
- участие в выставках прикладного искусства.
- выпуск стенгазет на различные темы.
- учащиеся уже умеют хорошо работать в группах.
- в 3-4 классе дети уже сами начинают придумывать сценарии к новогодним постановкам, внеклассным мероприятиям. Сами являются инициаторами, ведущими, участниками внеклассных мероприятий.
- Разработка планов уроков, внеклассных мероприятий с использованием инновационных технологий в том числе с использованием ИКТ.
Таким образом, доказано, что владеющий элементарными навыками творческой деятельности младший школьник сможет свободно выразить свои чувства, мысли и представления об окружающем мире, отношение к нему.














































Литература.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара : Учебная литература, 2004.
Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения / А.И. Савенков. –М. : Академия, 2005.
Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы / А.И. Савенков // Одарённый ребенок. – 2003. – № 2.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).



ен
15