Методическая разработка урока обществознания по теме « Этнос: нации и народности» (8 класс )

Методическая разработка урока обществознания в 8 классе по теме « Этнос: нации и народности»
Учитель истории, географии и обществознания Иванова Алевтина Михайловна.

Аннотация
Урок обществознания в 8 классе по теме «Этнос: нации и народности» разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Урок, проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Социальная сфера жизни общества». Урок предполагает изучение нового материала на основе имеющихся знаний учащихся об исторически сложившихся социальных общностях людей. Урок раскрывает проблему, почему мы такие разные, что объединяет разных людей, а значит, воспитывает у учащихся толерантное отношение, уважение к культуре других народов. Методическая разработка урока предназначена учителям истории и обществознания. Материал к уроку может использоваться при усвоении новых терминов и понятий,  при систематизации знаний, закреплении и проверке  полученных учащимися знаний, умений и навыков. Данный материал можно использовать на уроках истории России XX века, обществознания в 8 классе, истории и культуры народов Республики Марий Эл.
Введение
Актуальность методической разработки данного урока обусловлена потребностями современного общества, которая включает развитие толерантности, формирование самостоятельной, гражданственно ответственной компетентной личности. Обучающиеся должны не просто овладевать знаниями, но и уметь думать, анализировать, выбирать правильные пути решения, работать в группе и адекватно оценивать свою работу. Урок по теме «Этнос: нации и народности» построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения, личностно- ориентированного обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. Большое внимание на уроке уделяется развитию навыков практической деятельности, развитию творческих способностей и исследовательской деятельности.
Для мотивации успешности по усвоению знаний на уроке применяются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы с детьми.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя. На уроке используются практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Методическая разработка урока обществознания в 8 классе
Тема: «Этнос: нации и народности»
Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся социальных общностях людей
Задачи
-Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов
- Сформировать умение анализировать традиции, обычаи различных народов с опорой на известные исторические факты
-Воспитывать толерантность, уважение к культуре других народов
Планируемые результаты: учащиеся должны
-знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей
- уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами
- определять сходство и различия между нацией и народностью
-уметь грамотно анализировать традиции и обычаи различных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.
Продолжить работу по формированию у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (эвристический)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (применение ИКТ);
практические (работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы); контроль самоконтроль
Основные понятия и термины: этнос, народность, нации, этнообразующие факторы
Оборудование урока: учебник «Обществознание» для 8 класса (автор А.И. Кравченко), презентация к уроку, раздаточный материал (рабочий лист, задания для работы в группах, текст), классная доска, карта мира, карта России.
Структура урока:
Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний.
Подведение результатов исследовательской работы.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9. Рефлексия
План урока
1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.
Приготовились к уроку, встали ровно, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке и садимся.
Мы продолжаем с вами разбирать социальную сферу общества,
На какие социальные группы делится общество? (классы, социальные слои по профессиональному признаку, доходу, власти, образованию, престижу)
Сегодня мы продолжим разговор об общностях. А о каких общностях, вы скажете сами чуть позже. Послушайте легенду: И. Кленицкая « Хорошо, что все мы разные» (Старинная легенда)
Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:
- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!
Лошадь фыркнула и сказала:
- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:
- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
- Нет, ответила лошадь.
- А верблюд может, потому что в его горбах запас жира... И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!
Затем мудрец обратился к верблюду:
- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?
- Нет, ответил верблюд. Мудрец сказал:
- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!
Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан! Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его -цвета солнца...
Черный и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: - Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Показ слайдов 1, 2 какую информацию можно получить? Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (учащиеся высказывают предположения)
Тема нашего урока Этнос: нации и народности - запишем в тетради
Проблема урока - Есть известное понятие для нас – национальность, которая означает принадлежность человека к той или иной нации.
В современном мире свою национальную принадлежность человек определяет сам. В паспорте также не указывается национальность. Зачем мы должны знать нации и народности?
2.Актуализация знаний, подготовка к основному этапу. Понятие ЭТНОС
Поиграем в игру «Ассоциативное колесо»: В центре доски записывается слово «этнос».За 1 минуту запишите в своих тетрадях, какие ассоциации вызывает у вас это слово.
Далее учитель записывает вокруг исходного слова, наиболее часто называемые ассоциации (народ, нация, этнокультура, этнодискотека, обычаи, традиции)
Из этих ассоциаций мы должны поставить цель урока (учащиеся отвечают)
Итак, какую цель мы поставим с вами на урок?
Узнать что такое этнос, его признаки, отличия нации от народности.
Приступим. Слайд 3 план урока
3.Усвоение новых знаний и способов действия.
Перед вами рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу урока и сами оценивать задания.
Задание №1 на рабочем листе.
Сегодня вы будете работать по группам (3 группы)
Прочитайте понятие этнос и выделите ключевые слова для запоминания (учебник с.136)
Этнос (от греч.- племя, народ )-собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию Слайд 4 этнос
(кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию)
Если вы правильно выполнили задание, то ставите 1балл на листе в таблице для оценок.
Т.е. этносом может быть и племя, и народность и нация.
Что теперь нам необходимо выяснить? (отличия)
Чем отличаются племя, народность и нация друг от друга и каковы признаки этноса, которые принято называть этнообразующими факторами.
Разберемся с признаками этноса - этнообразующими факторами.
Задание №2 в рабочем листе - заполните схему «Признаки этноса» (опора на учебник с.139)
Каждой группе дается задание, это 2 текста, по которому вы должны определить признаки этноса. За каждый правильный признак – 1 балл. Но сначала заполним вместе со мной первый признак. (учитель объясняет, показывает схему: семья -род-клан-племя) слайд 5 (семья)
Семья – самая малая кровнородственная группа людей, связанная единством происхождения (бабушка, мать, отец, дети). Несколько семей вступают в союз, образуют род. Несколько родов объединялись в племя.
Итак, выделим первый признак:1) кровное родство - записываем в схему
Вот теперь приступаем работать в группах.
(Работа в группах.)
2) устойчивая межпоколенная преемственность
Каждое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность, культуру в новых условиях. А с другой стороны видоизменяет и дополняет старое – и так из поколения в поколение т.е. происходит преемственность между поколениями.(растили хлеб, производили металл- изменилось в современных условиях)
3) общность исторической судьбы
В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Но есть в истории мрачные страницы. Воспринимать их надо с болью и негодованием, не скрывать не удобные факты, это и есть исторический путь каждого народа. Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев.
4) общее самосознание
Национальное самосознание – это осознание что ты принадлежишь какому – то народу, неотделимая его частица, осознает историю своего народа, общие национальные ценности - письменность, язык, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Есть известное понятие для нас – национальность, которая означает принадлежность человека к той или иной нации. В современном мире свою национальную принадлежность человек определяет сам. В паспорте также не указывается национальность. Связано это с тем, что на Земле становится все больше людей, родившихся от смешанных браков. Как же можно определить свою национальную принадлежность. Свою национальную принадлежность нужно, прежде всего, осознать.
5) единство языка
Язык отличительный признак этноса. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Однако это не совсем так. В Швейцарии, например, четыре языка – немецкий, французский, итальянский, ретороманский. Однако швейцарцы являются единой нацией.
6) определенная территория
Она как язык может расширяться, обновляться. Иногда могут переселяться, осваивать новые земли. Связь между этносом и территорией очень тесная. Этносы часто борются за землю предков не на жизнь, а на смерть.
7) общая культура и традиции
У каждого народа существуют присущие только ему традиции. Через культуру человек связан со своей нацией.
Итак, признаки этноса мы выделили, их необходимо запомнить. Слайд 5 признаки этноса
Можете ли вы мне сказать, чем отличается племя, народность, нация?
Обращаемся к заданию №3 на рабочем листе.
Перед вами термины и определения. Попробуйте соотнести их.
№3. Соотнесите термины и определения.
1.Этнос

Г.Собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

2.Племя

А.Исторически первая ступень формирования этноса; представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формой организаций, общими церемониями

3.Нация

Б.Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностями и инструментами


4.Народность

В.Этническая общность, занимающая место между племенами и нацией и характеризующаяся языковой, территориальной, экономической и культурной общностью

Слайд 6 Слайд 7, 8, 9 (племя, народн., нация)
4.Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.
Какая группа готова ответить? За каждое правильно выполненное соотношение 1балл,
Сейчас проверим, на примере истории нашего государства.
На столе карточки – к доске пойдут 3 человека и распределят их по группам: племя, народность, нации (карточки: поляне, древляне, кривичи, вятичи, северяне, радимичи; древнерусская народность, русские, белорусы, украинцы)
Вы распределили правильно, спасибо. Группа ставит дополнительно еще по 1 баллу.
Давайте обратимся к истории. (Учитель показывает карту древнерусского государства)
В VI - VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть Восточно-Европейской равнины, на этой территории проживало 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне
Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. В IX в. формируется государство у восточнославянских племен с центром в Киеве. В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом. «Мы из рода русского» заявляли с гордостью.
В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность. Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. В результате нашествия монголо-татар в XIII в. древнерусская народность была разобщена. С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо-Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык. Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо-Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры.
В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская, белорусская народности.
Позже с образованием централизованного государства на базе народностей формируется высший исторический тип этноса- нация..
Итак племя- это исторически первая ступень формирования этноса, народность вторая ступень, недостаточно устойчивая общность, нация – устойчивая и наиболее развитая ступень формирования этноса. (схема)
5.Обобщение и систематизация знаний.
Задание №4 – в рабочих листах. Слайд 7,8, 9
Найдите общие и различные признаки племени, нации, народности.
Общие:
1)язык 2)культура 3)ценности; 4)исторический путь

Племя
Народность
Нации

1.Исторически первая ступень в формировании этноса
1.Вторая ступень
1.Высший исторический тип этноса

2.Малочисленно
2.Меннее многочисленна, чем нация
2.Наиболее многочисленна

3.Территория
3.Территория
3.Неограниченная территориальными рамками

Итак, мы выяснили, что такое этнос, разобрались с признаками этноса, нашли различия в понятиях племя, народность, нация.
6.Исследовательская работа
Вы знаете кто такие социологи? Выступление учащихся (Иванова А., Васильева Е.), которые провели социологический опрос «Национальный состав учащихся нашей школы»
Я просила узнать, где проживают ваши родственники и какой они национальности. Свои результаты вы сейчас отразите на картах (каждый прикрепляет значок).
Вывод:
В национальном составе нашей школы преобладают марийцы. Но есть смешанные национальности. У нас нет национальной неприязни, у нас общие интересы, дела.
7.Обобщение и систематизация знаний
№5. Попробуйте описать по признакам один из этносов нашего края











8.Подведение итогов урока
Каждой группе задание на дом, приготовить презентацию об одном из этносов, которые живут в нашем крае (подобной презентации про башкир)
Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Посмотрите на экран (Слайд 10, 11) Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве. Наш марийский край тоже многонациональный. Какой бы мы не были национальности, все мы равны. Благодаря дружбе народов, взаимопомощи была выиграна Великая Отечественная война.
Тема следующего урока – межнациональные отношения.
Мы продолжим разговор о том, что мы все разные .
Записываем домашнее задание- пар.№21. знать понятия, текст ГИА
Теперь выставим оценки – подсчитайте количество баллов и сдайте листы для оценивания мне. Сейчас я выставлю оценки.
9.Рефлексия. Что нового я узнал на уроке?
Чему я научился?
Урок окончен, спасибо за работу!

Заключение
Таким образом, на основе самоанализа результатов моей деятельности на примере данной методической разработки урока по теме «Этнос: нации и народности» можно сделать выводы. Цель урока была достигнута. Произошли изменения в качестве знаний учащихся, появился больший интерес к изучению предмета обществознания. Развитие толерантности, формирование гражданской позиции долгий и кропотливый процесс, но данный урок внес значительный вклад в формировании гражданского самосознания обучающихся. На всех этапах урока были созданы условия для формирования ключевых компетенций: эмоционально- психологических, регулятивных, социальных, учебно - познавательных, творческих. Учащиеся могут применить знания на практике и давать оценку событиям, происходящим в жизни современных народов. Работа с документом, составление таблицы, заполнение схемы, работа в группах воспитывает дружелюбие, уважение друг к другу. Использование презентации на различных этапах урока дает возможность актуализировать, систематизировать знания.
Каждый человек должен осознать, что он принадлежит какому - то народу, осознать историю своего народа, общие национальные ценности - письменность, язык, он должен оценить вклад своего народа, в частности марийского, в мировую культуру, разделять успехи нации и способствовать ее развитию. Но, нужно знать, что все люди равны. Значит проблемы, связанные с народами, воспитывают не только гордость за свой народ, но и толерантное отношение, уважение к другим народам.
Используемая литература
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. М. «Русское слово», 2010
Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко. Автор- составитель Н.С. Кочетов. Волгоград, 2007

Используемые источники.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Приложение №1
Рабочий лист группы
Фамилия, имя:
№1. Прочитайте понятие, запишите ключевые слова для запоминания.
Этнос (от греч.- племя, народ) – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.
Балл-
№2. Заполните схему «Признаки этноса»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Балл-
№3. Соотнесите термины и определения.
1.Этнос

А.Исторически первая ступень формирования этноса; представители обладают собственным языком или диалектом, территорией, формой организаций, общими церемониями

2.Племя

Б.Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностями и инструментами

3.Нация

В.Этническая общность, занимающая место между племенами и нацией и характеризующаяся языковой, территориальной, экономической и культурной общностью

4.Народность

Г.Собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

Балл-
№4. Найдите общие и различные признаки племени, нации, народности. Выделите общие и различные признаки племени, нации, народности. ( Путем сравнения понятий, которые даны в задании №3 на рабочем листе и услышанного на уроке)
Общие:



Племя
Народность
Нации













Балл-
№5. Попробуйте описать по признакам один из этносов нашего края (марийцы)









Балл-
Общее количество баллов-

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 6.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же- с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.
По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
2. Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
3. Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора.)
4. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.










Название этноса:

Территория:

Культура, быт:


Хозяйство:

Язык:

Хозяйство:

Культура, быт:


Территория:

Название этноса:

Этнос

Язык:





15